самоопределение, самоопределения, мн. нет, ср. (книж.). Действие по гл. самоопределиться-самоопределяться.
| Выявление народом своей воли по вопросу о национальном и государственном устройстве (полит.). Право самоопределения народов. Национальное самоопределение. Политическое самоопределение. «...Ленинская постановка вопроса о праве наций на самоопределение, вплоть до отделения.» Сталин. «Выставляя принцип права народов на самоопределение, мы поднимает тем самым борьбу против национального гнета на высоту борьбы против империализма, нашего общего врага.» Сталин.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, я, ср.
1. см. самоопределиться.
2. Определение, выявление народом своей воли в отношении своего национального и государственного устройства. Свободное с. наций.
♦ (ENG self-determination)
способность делать собственный выбор, свободный от внешних влияний. Также - способность нации принимать собственные политические решения.
центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в С. свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре эмоциональных, информационных, профессиональных и прочих связей с другими людьми.
С. может быть также рассмотрено как процесс освоения человеком различных социальных ролей; некоторые из них он успешно осваивает, исполнение других оказывается для него затруднительным. В этом процессе решающее значение принадлежит педагогическому воздействию.
Ребёнок демонстрирует способность к самостоятельным действиям и решениям, к отстаиванию собственного мнения уже на третьем году жизни. Но подлинное С. осуществляется в старшем подростковом и юношеском возрасте, когда становится возможным самоутверждение: предпочтительную позицию необходимо не только выбрать, но и отстоять, собственным поведением утвердить своё соответствие ей. Это требует определённой зрелости мотивационной сферы личности, которая формируется на протяжении детства под решающим влиянием целесообразного педагогического воздействия.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 252-253)