(солнце; Суд 13:24) — сын Маноя, бывший судиею Израильским 20 лет. Обстоятельства сопровождавшие его рождение замечательны. См. Маной. Вопреки желанию своих родителей, которые были почитателями Закона (Исх 34:16, Вт 7:3), он пожелал жениться на одной женщине из Филистимского города Фимнафы. Когда был он на пути в этот город с отцом своим и матерью, навстречу им вышел молодой лев. На Самсона «сошел Дух Господень, и он растерзал льва как козленка; а в руке у него ничего не было» (Суд 14:6). Спустя несколько дней он захотел посмотреть труп льва и в нем нашел пчелиный рой и мед, который поел сам и принес еще домой отцу и матери. Это дало ему повод к загадке, предложенной Филистимлянам во время свадебного пиршества, с обещанием ценного подарка тому, кто разрешит ее в течение семи дней, и с тем условием, что если они не разрешат ее, то должны будут дать ему подобный же дар (30 рубашек из тонкого полотна и 30 перемен одежд). Будучи не в состоянии разрешить эту загадку, гости обратились к жене Самсона, которая своими настоятельными просьбами получила от него разрешение загадки. С сильными угрозами они добились от нее разрешения загадки и передали Самсону. Но он узнал об их коварстве и хотя сдержал свое слово и сделал им подарок, но подарок стоил жизни тридцати человекам их соотечественников; он пошел в Аскалон и, убив там тридцать человек, снял с них одежды и отдал перемены платья их разгадавшим загадку. За сим он оставил свою жену, изменившую его тайне. По возвращении в город Фимнафу с целью примирения со своею женою, он узнал, что она вышла вторично замуж и не может более с ним видеться. Тесть его предложил ему в жены другую дочь младшую, более красивую. Но Самсон не согласился на это и решил отмстить Филистимлянам за жену. Он поймал 300 лисиц, и к хвостам каждой пары их прикрепил по зажженному факелу и пустил их в поля и виноградники Филистимские. От этого во многих местах в городе и в поле занялся пожар, и все сделалось добычею пламени. Когда же Филистимляне узнали, что пожар этот произвел Самсон из за жены его, которую отец выдал за брачного друга Самсона, зажгли дом, в котором жила жена Самсона и сожгли ее. Это снова навлекло на Филистимлян мщение Самсона, который пришел к ним «и перебил им головы и бедра», затем он «засел в ущелье скалы Етама». Тогда Филистимляне вступили в удел Иуды. Жители сего удела, желая отвратить от себя ярость их, послали три тысячи человек к Самсону, чтобы связать его и выдать неприятелю. Он сам согласился на это, под условием, что не будет убит своими. Когда же привели его к Филистимскому войску и оно, увидев его, испустило радостный крик: тогда, объятый Духом Божиим, он разорвал свои узы и избил тысячу воинов попавшеюся ему ослиною челюстью. После этого подвига он почувствовал сильную жажду, воззвал к Богу, и тотчас же перед ним открылся источник (ямина в Лехе), который после назывался источником взывающего. — Показав себя таким образом подвижником брани и вместе подвижником веры, впоследствии Самсон показал своим примером, что и великие люди могут иметь великие слабости. Раз пришел он в Газу и вошел в дом блудницы. Жители Газы, узнав об этом, заперли городские ворота, и стерегли, чтобы поймать и убить его. Но Самсон ночью подошел к воротам, поднял их с их вервями и запорами на свои плечи и отнес на вершину близ лежавшей горы. Столь необыкновенный опыт страшной силы Самсоновой возбудил в Филистимлянах желание узнать, от чего у него такая сила. И вот они обратились к Далиде, другой Филистимлянке, которую страстно любил Самсон, с просьбою выведать тайну его необыкновенной силы. Долго скрывая от нее это, он, наконец, открыл ей, что он назорей Богу, и что бритва ни разу не проходила по голове его, и что если остричь его, то сила оставит его. Тогда Далида во время сна велела остричь его, и, действительно, сила Божия оставила его. Призванные Филистимляне взяли его, выкололи ему глаза, привели его в Газу, оковали его двумя медными цепями и приставили к жерновам молоть в доме узников. Весьма вероятно, что в этом состоянии Самсон очистил прежние грехи свои раскаянием, и силы его росли вместе с волосами. В праздник Агона Филистимляне приказали принести его в свое собрание, чтобы поругаться над ним. Они смеялись над ним и заушали его и, наконец, поставили его между столбами здания. Тогда сказал Самсон мальчику, который водил его, чтобы подвел его ближе к столбам, на которых утверждалось здание, и, ощупав их, в последний раз воззвал к Богу о помощи, и упершись в них, в один правою, а в другой левою рукою, потряс их с такою силою, что все здание обрушилось, и он при своей смерти умертвил врагов более нежели сколько во время своей жизни. Все обстоятельства его жизни и подвиги подробно изложены в Суд 13-16. Св. An. Павел, перечисляя верующих, упоминает также и о Самсоне, как о подвижнике истинной веры (Евр 11:32,33).
Самс’он (солнце) (Суд.13:24 ; Суд.14:1,3,5,7,10,12,15,16,20; Суд.15:1,4,6,7,10-12,16; Суд.16:1 -3,6,7,9,10,12-14,20,23,25-30; Евр.11:32) — сын Маноя из колена Данова, назорей от чрева матери, рожденный по благовестию Ангела, герой и судья Израиля в течение 20 лет (Суд.15:20 ; Суд.16:31). Обладал невероятной физической силой, особенно когда на него сходил Дух Божий. Был последним судьей (см.) из упомянутых в книге Судей.
судья израильский, сын Маноя. Вопреки воле родителей захотел жениться на филистимлянке. Когда он и его родители шли в город, где жила его невеста, им на пути встретился молодой лев. Тут на Самсона сошел «Дух Господень, и он растерзал [льва] как козленка; а в руке у него ничего не было» (Книга Судей, 14, 6). Через несколько дней он решил посмотреть на труп льва и обнаружил в нем пчелиный рой и мед. Это дало ему повод предложить филистимлянам свадебную загадку, а если они ее не отгадают, то должны будут дать Самсону тридцать рубашек из тонкого полотна и тридцать перемен одежды. Филистимляне долго думали, но не смогли найти разгадку, потому приступили к его жене с угрозами с тем, чтобы она разузнала у мужа ответ. Проигравший Самсон должен был отдать филистимлянам тридцать рубашек из тонкого полотна и тридцать перемен одежды. Он выполнил самим же им назначенные условия, однако это стоило жизни тридцати филистимлянам, рубашки и одежды которых он принес нечестным отгадчикам. Жену же, изменившую его тайне, он оставил. Через некоторое время Самсон вернулся, чтобы помириться с женой, но узнал, что ее вторично выдали замуж. В отместку за это Самсон поймал 300 лисиц, привязал к их хвостам горящие факелы и пустил на виноградники и поля филистимлян. После этого случая они сожгли дом, где жила его бывшая жена вместе со всеми его обитателями. Эта жестокость снова навлекла на филистимлян месть Самсона, который, придя к обидчикам, перебил им голени и бедра, после чего скрылся в ущелье Етама. Тогда они пришли в земли иудейские и местные жители послали три тысячи человек, чтобы взять Самсона и выдать его неприятелям. Когда его привели в путах к филистимлянам, он разорвал узы и побил тысячу человек противника одной только ослиной челюстью. После битвы Самсон захотел пить, воззвал к Богу, и тогда у его ног забил источник, который впоследствии назвали источником взывающего. Однако у него были и слабости. Однажды он пришел в Газу и остался на ночь у блудницы. Узнав об этом, жители города заперли ворота, чтобы он не смог уйти. Но Самсон, выйдя от женщины, взял ворота с его запорами и вереями и отнес на ближайшую гору. Столь страшная сила испугала филистимлян, и они захотели узнать, откуда она взялась. И вот они обратились с просьбой выведать эту тайну к одной из филистимских женщин по имени Далида, которую Самсон страстно любил. Он долго скрывал от женщины тайну своей необыкновенной силы, но однажды признался, что он назорей и бритва с рождения не касалась его головы. Если его остричь, сила оставит его, и тогда он станет как все люди. В ту же ночь пока Самсон спал, Далида велела его остричь и позвала филистимлян. Неприятели тут же связали Самсона, выкололи ему глаза и приставили к жерновам молоть. Но вот наступил праздник Дагона, филистимляне решили призвать Самсона, чтобы поглумиться над ним. Однако пока силач пребывал у доме узников, волосы его отросли, поэтому силы вновь к нему вернулись. Сначала филистимляне потешались над Самсоном, а затем поставили его между двух столбов, служащих опорой зданию. Он ощупал столбы, воззвал к Богу и, упершись в них руками, потряс со страшной силой. Здание обрушилось и погребло под собой столько филистимлян, сколько Самсон не уничтожил за всю свою жизнь. Подробное изложение истории Самсона изложено в Книге Судей (гл. 13–16).
А. История его жизни
♦ судья из племени Данова:
Суд 13:2,24,25
♦ обетование о его рождении:
Суд 13:2-14
♦ избрал жену среди филистимлянок:
Суд 14:1-18
♦ отомстил филистимлянам:
Суд 15:1-20
♦ предан Далидой:
Суд 16:1-20
♦ его схватили и выкололи глаза:
Суд 16:21,22
♦ его смерть:
Суд 16:23-31
Б. Подвиги Самсона
♦ убил льва:
Суд 14:6
♦ убил тридцать филистимлян:
Суд 14:19
♦ убил тысячу филистимлян ослиной челюстью:
Суд 15:13-17
♦ унес двери ворот Газы:
Суд 16:3
♦ разрушил дом Дагонов ценой своей жизни:
Суд 16:25-30
В. Пример веры:
Евр 11:32
в Библии древнееврейский богатырь, обладавший необыкновенной физической силой, таившейся в его длинных волосах. Его возлюбленная филистимлянка Далила остригла у спящего Самсона волосы и позвала филистимлянских воинов, которые ослепили его и заковали в цепи. В плену волосы у Самсона отросли; почувствовав былую силу, он разрушил храм, под развалинами которого погибли филистимляне и Самсон.
— знаменитый библейский судия-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами. Происходил из Данова колена, наиболее подвергавшегося порабощению от филистимлян. Он вырос среди рабского унижения своего народа и порешил отомстить поработителям, чего и достиг, совершив множество избиений филистимлян. Будучи посвящен Богу в качестве назорея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества. Нарушив обет назорейства, он поддался страсти к коварной Далиде и был тайно лишен ею и волос, и силы, к великой радости филистимлян, которые овладели обессиленным богатырем, ослепили его и, уведя в плен, поставили его на унизительную работу при мельничном жернове. Тяжкое испытание привело С. к искреннему раскаянию и сокрушению. Его жизнь закончилась под развалинами филистимского капища, потрясенного им и рухнувшего нанего вместе с массой ликовавших на его кровле филистимлян. С. как библейско-историческая личность представляет собою характерный тип народного героя времен Судей; история его подвигов изобилует массой интересных в бытовом отношении подробностей, находящих любопытное подтверждение в исследованиях новейших археологов и географов. История жизни С. изложена в ХIII—XVI главах книги Судей.
А. Л.
Самсон (литер.-этн.). — Апокрифические сказания о С. встречаются в Палее исторической, иначе называемой по первой начальной фразе "книгой бытия небеси и земли". В этом пересказе ветхозаветной истории особая глава посвящена изображению жизни С. Главное отличие апокрифического сказания от библейского состоит в объяснении мотива, почему С. открыл Далиде секрет своей силы: в Библии мотивом выставлена любовь С. к Далиде, в Палее — пьянство С. Апокрифы о С. в древнее время были распространены на Руси. Великорусские былины о Святогоре и С. находятся в очевидной связи с апокрифом о С. Специальные исследования об апокрифах о С. — Веселовского, Жданова ("К литер. истор. русских былин") и Сумцова (в "Очерках южно-русских апокрифов").
Н. С—в.