сандалии, сандалий, ед. сандалия, сандалии, жен. (новогреч. sandalion). У древних народов - обувь, состоящая из подошвы (деревянной или кожаной) без каблуков, привязываемой ремешками к ноге (ист.).
| Легкая летняя обувь, состоящая из подошвы (кожаной, лосиной, резиновой), передка и задника, и застегиваемая ремешком или ремешками. Девочка в сандалиях на босу ногу.
(греч. sandalion, мн. ч. sandalia),..
САНДАЛИИ, ий, ед. сандалия, и, ж. Лёгкие летние туфли без каблуков [первонач. подошвы на ремнях, охватывающих ногу].
| прил. сандальный, ая, ое.
(Σανδάλια, ύποδήματα, πέδιλα, y римлян soleae) — примитивный, распространенный у древних греков и римлян род обуви. У греков С. известны были еще в Гомеровскую эпоху как обувь мужчин и женщин, а также богов. В классическую эпоху сандалии были обычной обувью, причем покрой их составлял не последний предмет заботы для греческих франтов. Без С., босыми, ходили только спартанцы и представители некоторых философских школ, проповедовавших воздержание. Так, Сократ, которого Аристофан прозвал в "Облаках" босоногим (103), босой нес военную службу среди снегов и льдов Потидеи, что не мешало ему, однако, надевать туфли, по требованию моды того времени, когда он собирался на пирушки к Агафону. Подошвы С. были или из одного куска, или из нескольких; материалом для них служили дерево, пробка, войлок или кожа. Главной принадлежностью С. была ременная перетяжка, которая обхватывала ступню поперек ножных пальцев (ζυγόν); к ней прикреплялся ремень, проходивший между большим и вторым пальцем, а также другие ремни и шнуры. Иногда переплет из ремней был столь частый, что С. имели вид башмаков. В Риме С. или туфли носились дома: ходить босиком было не принято, а на улице носили башмаки. Было в моде брать с собой С. при отправлении в гости и переобуваться по приходе в чужой дом. Когда пирующие располагались на софах, С. снимались и уносились, а по окончании возлежания вновь требовались: отсюда выражение soleas poscere, т. е. готовиться к отходу домой. Из отдельных сортов С. в Риме были в большом употреблении галльские. Ср. Hermann-Bl ü mner, "Lehrbuch der Griechischen antiquitaten" (Фрейбург, 1882); Marquardt, "Privatleben der R ö mer" (Берл., 1886); Baumeister, "Denkm äler antiker Kunst", ст . "Fussbekleidung" (Мюнхен, 1888).
Н. О.
форма обуви, упоминаемая только однажды в Новом Завете, в Слав. Библии (Мк 6:9). В простой своей форме сандалии состояли из одной деревянной подошвы, прикрепляемой к ноге кожаными ремнями. См. Обувь.
(греч.) - первоначально обувь в виде деревянной, кожаной или пробковой подошвы, прикреплявшейся к ноге ремешками. Ременное крепление могло быть самым различным. Сандалии были известны еще в странах Древнего Востока. Фактура ремней, способы завязки, цвет менялись в зависимости от моды. В 6 в. до н.э. этруски уже вывозили сандалии из Тира (ныне ливанский г. Сур).
В Риме сандалии считались исключительно домашней обувью и появляться в них на улицах было запрещено. Иногда подошвы украшались орнаментами из гвоздей, например, в виде христианских символов, и рисунок отпечатывался на песчаном полу дома.
В настоящее время это, в основном, уличная обувь из натуральной или искусственной кожи с ремешками, без каблуков.
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)