сани, саней, ед. нет.
1. Зимняя повозка на двух полозьях. Ехать в санях или на санях. «Не велеть ли в сани кобылку бурую запрячь?» Пушкин. Парные сани.
2. Название различных транспортных средств на полозьях с моторизованной тягой (тех.). Арктические сани-вездеходы. Сани с пропеллером (аэросани).
Не в свои санн сесть - занять неподобающее место, положение на службе, в обществе, не соответствовать занимаемому месту, положению
повозка на полозьях
мн. зимняя повозка на полозьях. Др.-рус. сани (с 947 г.) зимняя повозка на полозьях || (с 1150 г.) сани как мера количества товара (Срезневский, 3, 258, 259). "Ввиду знач. сани санный полоз и змея (ср. полоз, чеш. plaz пресмыкающееся) исконно слав, происхождение вероятнее, чем заимствование..." (Фасмер, 3, 556, 557). Фасмер отклоняет попытку объяснить слово сани заимств. из финно-угорек., а также из тюрк. языков, считая фонетическую близость слов с последними случайной. ср. Радлав саца (саг.) = чана лыжа (4, 286); санак (чаг.) сани (4, 298); чанга (казан.) лыжи (3, 1851); цацга (бараб.) лыжи, цана чу л.) = чана 1. полозья саней; 2 .
САНИ, ей.
1. Зимняя повозка на полозьях. Ехать в санях или на санях. Не в свои с. не садись (посл.).
2. Спортивный снаряд на полозьях для скоростного спуска по специально оборудованной ледяной трассе. Гоночные с. Одноместные, двухместные с.
| прил. санный, ая, ое. С. обоз. С. путь. С. спорт.
мн.
Зимняя повозка на полозьях.
(древн.) — были древнейшей повозкой, развившейся из первоначальной волокуши и употреблявшейся не только в странах северных, но и в южных, напр. в Египте. В допетровской Руси вследствие неудовлетворительности дорог и улиц, а также сравнительной дешевизны С. они были наиболее распространенными даже в летнее время. В болотистых и лесистых местах Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерний С. употребляются летом и до сих пор. В Древней Руси езда на С. считалась более почетной, чем на колесах, отчего С. употреблялись при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами, предпочитавшими их и летом до конца XVII ст. Старинные С. имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося спереди, в котором можно было лежать. В них большею частью запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. У знатных бояр и особенно у великих князей и царей С. отличались богатым убранством; царские С. часто стоили 200—300 руб. Ездили в них обыкновенно по одному, редко по два человека, но при выездах, напр., царя Алексея Михайловича в С. стоя помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног, на особо приделанных уступах, или "полках". Одинаковые по форме с мужскими женские С. были немного шире и снабжались по сторонам жердями, на которые навешивалось сукно; таким образом С. закрывались и сверху, и с боков. Особенное значение в смысле обрядности придавали С. при бракосочетании и при похоронах. В первом случае для невесты предлагались самые нарядные С., покрытые атласом, бархатом, богатыми коврами, при чем соответственно украшалась и упряжь. Невеста ехала в церковь со свахами, державшими над нею соболей, а из церкви — с женихом. Первое летописное известие об употреблении С. при похоронах находим при описании похорон Владимира Святославича, под 1015 г.: тело покойника не только везли до церкви в С., но и ставили в ней его тоже на С. Позднейшие известия, до XVII в., также указывают на употребление С. при похоронах членов великокняжеской и царской семьи. Иногда С. служили носилками для сопровождавшей гроб вдовы или матери покойного. По исследованию профессора Д. Н. Анучина, С. употреблялись при похоронах не только у всех славянских народов, но и у финнов, и в Западной Европе, и даже в Египте (где мумии были возимы в С., в стоячем положении). Слово "сани" — славянское, заимствованное от славян латышами, мадьярами и румынами; происходит оно, по мнению проф. Р. Ф. Брандта и В. Ф. Миллера, от "сань", что значит "змея"; относится оно собственно к полозьям ввиду их сходства со змеей. Синонимами С. на Руси были "возила", "дровни", позже "каптана" и "избушка". См. Н. И. Костомаров, "Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII ст." (СПб., 1887); Д. Н. Анучин, "С., ладья и кони как принадлежности похоронного обряда. Археологическо-этнографический этюд". (М., 1890).
В. Р—в.