ж Госпожа (евр.).
В субботу сырной седмицы (переходящее празднование) – преподобная Сарра. Египетская.
26 (13) июля – преподобная Сарра Ливийская.
см. Сара
С’арра (госпожа множества или полностью госпожа) — имя жены Авраама, которое Бог дал ей в 90 лет (Быт.17:15,17) (означает полноту и совершенство того, что означало первое имя). После этого она по Божиему обетованию родила Исаака. Умерла Сарра в возрасте 127 лет и была погребена в пещере Махпела близ Хеврона (·Быт.23). Сарра названа матерью всех верующих (Ис.51:2 ; 1Пет.3:6), символом вышнего Иерусалима (Гал.4:22,26) и образцом веры (Евр.11:11).
Радость, отрада, счастье.
А. Ее жизнь
♦ первоначальное имя Сара:
Быт 11:29
♦ жена Аврама, бесплодна:
Быт 11:29,30
♦ отправилась с Аврамом в Ханаан:
Быт 12:4,5
♦ взята в дом фараона как сестра Аврама:
Быт 12:10-20
♦ дала Агарь Авраму в жену*(Обычай в ветхозаветном народе, когда бесплодная жена, чтобы обеспечить появление наследника, отдавала свою служанку на временное сожительство мужу.):
Быт 16:3
♦ Агарь изгнана ей:
Быт 16:4-6
♦ имя изменено на Сарра:
Быт 17:15
♦ обетование о рождении Исаака:
Быт 17:16-21
♦ рассмеялась при мысли о возможной беременности:
Быт 18:10-15
♦ Авимелеху сказано, что она сестра Авраама:
Быт 20:1-18
♦ рождение Исаака:
Быт 21:1-7
♦ изгнание Агари с Измаилом:
Быт 21:8-21
♦ ее смерть и погребение:
Быт 23:1-19
Б. Значение Сарры
♦ мать Израильтян:
Ис 51:2
♦ рождение Исаака — избрание Божие:
Рим 9:6-9
♦ изгнание Агарь — символ нашей свободы:
Гал 4:21-31
♦ совместно с Авраамом — пример истинной веры:
Евр 11:11-13
♦ пример покорной жены:
1Пет 3:5,6
(первоначально Сара) — супруга патриарха Авраама, мать Исаака. По Иepoниму и арабским писателям, С. была дочь отца Авраама, только от другой матери. Иоанн Златоуст, согласно с евреями, принимает ее за одно лицо с Есхою, дочерью старшего брата Авраама, Аррана (Быт. XI, 29); но первое мнение ясно подтверждается словами самого Авраама (Быт. XX, 12). С. была весьма красива и в бытность ее с мужем в Египте по причине голода подвергалась опасности, будучи взята ко двору фараона, но была спасена Богом (Быт. XII). Полагая, что в ней причина ее бесчадия, С. убедила Авраама войти к служанке ее Агари, чтобы от нее иметь детей; но Господь открыл Аврааму, что обетование Его о многочисленном потомстве относится вместе к нему и к С., жене его, в знак чего Он переменяет их имена (по объяснению Иеронима Сара значит "госпожа или владычица моя", а С. — "владычица вообще", т. е. госпожа не одной только семьи, но многих народностей), нарекает имя будущему их сыну, Исааку, и к его потомству относит вечный завет Свой и обещание быть ему Богом; при этом учреждается обряд обрезания (Быт. гл. XVII). После истребления городов Содома и Гоморры Авраам поселился на время в Гераре; здесь С., уже беременная, подвергалась новой опасности, но спасена была Богом (Быт. XX). С. скончалась 127 лет в Хевроне и там погребена Авраамом в купленной им для того пещере, на поле Ефрона Хаттеянина, при Махпеле, против Мамре (Быт. XXIII). В личности С. апостол Петр видит образ истинной женской красоты и величия, состоящих не во внешних украшениях, "не во внешнем плетении волос, не в золотых уборах, не в нарядности одежды, но в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа. Так некогда св. жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь мужьям своим. Так С. повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха" (1 Петр. III, 1—6). Пророк Исаия указывает на Авраама и С. как на прообразы ожидаемого дела спасения. Как С. после долгого неплодия родила Исаака, так Сион после долгого запустения будет иметь радость и веселье торжествующего множества детей вокруг себя. Еще выше восстановления Израиля будет великое дело будущности: оно будет источником спасения для всех народов мира (Исаии LI, 2; LIV, 1, сл.). Апостол Павел видит в С. великую матерь народов, которой принадлежат все рожденные по духу; она — прообраз небесного Иерусалима, который есть матерь всем нам (Гал. IV, 22—31). С. воспоминается православною церковью в неделю праотец. См. Авраам и Исаак. Ср. прот. П. Солярский, "Опыт библейского словаря собственных имен" (т. III, СПб., 1883).