22 ноября 2024
450 тысяч слов
+19 за сегодня

Значения слова сатана

все
Словарь Ушакова
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Этимологический Словарь Русского Языка
Культурология. Словарь-справочник
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Православие. Словарь-справочник
Энциклопедия иудаизма
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Православный энциклопедический словарь
Словарь Ветров
Православная энциклопедия
Мир Лема - словарь и путеводитель
Библия: Тематический словарь
Вестминстерский словарь теологических терминов
Словарь Богословских Терминов (Майерс)
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой

Словарь Ушакова

сатана

сатана, сатаны, мн. нет, муж. (др.-евр. satan - враг).

1. Дьявол, злой дух, олицетворенное злое начало в разных вероучениях (рел.). «Мария в тишине коварному внимала сатане.» Пушкин.

| Бранное слово, то же, что чорт во 2 знач. (прост.).

2. Вид американских обезьян с бородой и бакенбардами (зоол.).

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

сатана

(греч. satanas, от др.-евр. satan — враг, заговорщик) — дьявол, злой дух, властелин ада в христианстве. Образ С. утвердился в XI веке. С— символ предателя. Цвет С— черный, символ всего губительного. С, или дьявол, появлялся в 2 ипостасях: соблазнителя и преследователя. В первом случае он принимал обманчиво привлекательный вид, во втором — устрашающий. Считали, что С. насылает болезни, а вместе со своим воинством (чертями и чертенятами) мешает творить молитву, задувает свечи, смущает благочестивых, богобоязненных. Черти могут принимать облик свиньи, змеи, собаки, влекут человека к соблазнам. Считали, что хороший, добрый поступок — от Бога, дурной — от С. Согласно ортодоксальному христианству, С— творение Бога, падший ангел. В отличие от ортодоксального христианства, манихейство уравнивало С. и Бога, что с точки зрения христианской ортодоксии являлось величайшим заблуждением.

Этимологический Словарь Русского Языка

сатана

Греческое – satanas (сатана).

Арабское – saitan (сатана).

Древнерусское – сатана, сотона.

Слово «сатана» известно в древнерусском языке с XI в., заимствовано из старославянского в форме «сотона». Старославянским слово заимствовано из греческого, где восходит к древнееврейскому (арабскому) saitan (шайтан).

Родственными являются:

Украинское – сатана.

Польское – szatan (сатана).

Производные: сатанинский, сатанеть, сатанист.

Культурология. Словарь-справочник

сатана

(евр., арам. sitena' или satana «противник в суде, в споре или на войне, препятствующий, противоречащий, обвинитель, наушник, подстрекатель», срв. араб, «шайтан»; греч. перевод 8idpoA.o<;, откуда рус. «дьявол», нем. Teufel, «чёрт», и араб. Иблис), в религиозных представлениях иудаизма и христианства главный антагонист Бога и всех верных Ему сил на небесах и на земле, враг человеческого рода, царь ада и повелитель бесов. Как существо, воля и действие которого есть центр и источник мирового зла, С. представляет собой известную аналогию Ангро-Майнью (Ахриману) иранской мифологии; принципиальное различие состоит в том, что, с ортодоксальной точки зрения (оспаривавшейся, впрочем, дуалистическими ересями типа средневековых богомилов), С. противостоит Богу не на равных основаниях, не как божество или антибожество зла, но как падшее творение Бога и мятежный подданный Его державы, который только и может что обращать против Бога силу, полученную от Него же, и против собственной воли в конечном счете содействовать выполнению Божьего замысла — «творить добро, всему желая зла», как говорит Мефистофель в «Фаусте» И. В. Гёте (перевод Б. Пастернака). Поэтому противник С. на его уровне бытия — не Бог, а Архангел Михаил, предводитель добрых Ангелов и заступник верующих в священной войне с С.

В Ветхом Завете слово «С.» — еще имя нарицательное, употреблявшееся во всех перечисленных выше смыслах; в специальном применении к С. оно воспринимается как прозвище безымянного врага, у которого могут быть и другие прозвища сходного значения, например, как в апокрифе II в. до н. э. «Книга Юбилеев» (17, 18), Мастема (евр. таЩта, «вражда»); срв. в евангельских текстах обозначения типа «Лукавый» (греч. лсжг|р6<;, напр. Мф. 6:13; 12:19 и 38), «Враг» и т. п. По своей природе С. подобен Ангелам («сынам Элохима»), в кругу которых предстает пред Лицом Господа (Иов 1:6). Его отношения с Господом поначалу не ясны, хотя очевидно, что он зависим от Господа и боится Его запретов (Иов 1:12; 2:6; Зах. 3:2); но человеку он во всяком случае враг и порочит его перед Господом (Иов 1:9-10), что дает ему роль не то прокурора на суде Господа, не то интригана и наушника при Его дворе. С особой враждой он относится к носителям сакральной власти в «избранном народе», будь то царь Давид (1 Пар. 21:4) или первосвященник Иегошуа (Зах. 1:2), искушая их и вводя в грех, ставя на их пути препятствия и оковы. Позднеиудейская литература развивает и систематизирует эти черты. Поведение С. как космического провокатора, подстрекателя и соблазнителя и прежде сближало его образ с образом змия из истории «грехопадения» Адама и Евы, но только теперь их отождествление окончательно формулируется (Прем. 2:23-24 и др.). Здесь С. выступает уже не только как клеветник на человека перед Господом, но и как клеветник на Господа перед человеком, «приносящий ябеду на творца своего» («Таргум Псевдо-Ионафана» к Быт. 3:4). Ряд легенд приписывает С, именуемому также Самаэль, плотскую связь с Евой и зачатие Каина («Пирке рабби Елиэзер», 21, срв. библейский рассказ о греховном зачатии рода исполинов от соитий «дочерей человеческих» с «сынами Элохима» — смысловую инверсию языческих мифов о рождении полубога от связи смертной с богом; взгляд на Еву как на пособницу и подругу С. подчеркнут в легенде «Ялкут Берешит», 1, 23, согласно которой они были сотворены одновременно, что отразилось на возможной этимологии ее имени). Внушениям С. приписываются все черные дела из истории «избранного народа», например поклонение израильтян золотому тельцу (специальная месть С. за получение ими закона Господня на Синае, см. ст. «Моисей»; «Шаббат», 89а и др.), прелюбодеяние Давида с Вирсавией («Санхедрин», 96а), указ Амана об уничтожении иудеев, даже написанный на пергаменте из рук С. («Эстер рабба», 7).

К С. восходит все моральное зло мира; внеобразный эквивалент его образа — характерное для Талмуда понятие «злого помысла». Поскольку же порождение греха, сродное с ним и необходимо из него вытекающее, есть смерть (новозаветная формулировка этой ветхозаветной аксиомы — Иак. 1:15; срв. в рассказе о грехопадении предупреждение Адаму — «смертию умрешь», Быт. 2:17), С. часто сливается в позднеиудейских легендах и толкованиях с Ангелом смерти, «вынимающим» душу человека (напр., «Баба Батра», 16а). Воинство враждебных человеку духов состоит под властью С. (апокрифы «Мученичество Исайи», 2,2, и «Житие Адама и Евы», 16), подобно тому как дэвы служат под началом Ангро-Майнью. Остается неясным отношение между С. и такими «начальниками» и «князьями» бесов, как Азазель, Велиал, Вельзевул и т. п.: они или тождественны ему, или его соратники. Поскольку иудейский монотеизм в противоположность иранскому дуализму энергично настаивал на принципе «все от Господа» («Я образую свет и творю тьму, делаю мир, и произвожу бедствия», Ис. 45:7), бытие С. представляло для него проблему, в пределах иудаизма едва ли однозначно разрешенную. Напрашивались два пути нейтрализации этой проблемы. Во-первых, можно было акцентировать слабость С, неравный характер его борьбы с Господом, страх, внушаемый ему перво-созданным светом Мессии, его бессильную зависть (согласно версии, намеченной в позднеиудейских текстах и перешедшей в Коран, само отпадение С. от Господа было вызвано этой завистью) к человеческому роду, победу над С. в культовых актах, например в покаянном празднике Йом-кипур (сумма цифровых значений букв имени С. по-еврейски потому дает 364=365-1, что над одним днем в году С. не властен). Этот путь был вполне ортодоксальным для различных направлений иудаизма и оказался приемлем также для христианства, где осмеяние С. связывается с победой над ним Христа. Но в мистике иудаизма возможен иной, противоположный и сомнительный путь, на котором С. ставится в большую близость к Богу, как порождение атрибута гнева, вышедшего из божественной всеполноты и обособившегося (ход мысли, повторяющийся у такого христианского еретика, как немецкий философ Я. Бёме). Основания для этого искали в библейских текстах: если одно и то же событие мотивируется в более раннем тексте «гневом Господним» (2 Цар. 24:1: «Гнев Господа... возбудил Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду»), а в более позднем тексте - действием С. (1 Пар. 21:1: «С. ... возбудил Давида сделать счисление израильтян»), открывалась возможность для интерпретации, делающей С. как бы олицетворением «гнева Господа». Эту возможность наиболее явно реализуют каббалисты, учащие о некой «левой» или «северной» стороне Божества, которая имеет свою эманацию, и эманация эта состоит под знаком Самаэля, или С. Божественная полнота оказывается у них интегрирующей силу зла как один из своих моментов, причем внутри Божества это даже не зло, но становится злом вне его. В различных формах еретической трансформации библейского монотеизма варьируется модель, выявившаяся впервые в иранском зерванизме, где Зерван есть родитель не только Ормазда, но и Ахримана; например, средневековые богомилы (ересь на христианской почве, типологически близкая манихейству) говорили о Сатанаиле (С. + 'el, «бог») как сыне Бога и брате Иисуса Христа. Но и на более ортодоксальной иудаистской почве С. рассматривается как персонаж, едва ли до конца отторгнутый от общения с Господом. Он свободно восходит на небеса, чтобы обвинять человека перед Господом (ситуация пролога книги Иова), и сходит с небес, чтобы ввести человека в соблазн, а после снова подняться.

Напротив, прямая полемика против всех попыток выявить корни зла в Самом Боге звучит в новозаветном тезисе: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (Иак. 1:5). Раннехристианские тексты описывают пришествие Христа как второе — после упомянутого у Ис. 14:12 и отнесенного к Люциферу-С. — и окончательное низвержение С, выявление его отторженности от горнего мира. Когда ученики Христа впервые выходят на проповедь, Христос видит «С, спадшего с неба, как молния» (Лк. 10:18). У раннехристианского писателя II в. Иринея Лионского зафиксировано предание, согласно которому С. и бесы достигли полной меры в злобе и отчаянии именно в результате прихода, деятельности, жертвенной смерти и Воскресения Христа, до конца обнаруживших духовную поляризацию добра и зла в мире. С тех пор С. очевидным образом «осужден» (Ин. 16:11) и может только, оставаясь до поры «князем мира сего» (Ин. 12:31 и др., см. ст. «Архонты»), вести безнадежную игру дольнего против горнего и времени против вечности.

Даже в своем собственном обиталище он посрамлен сошествием Христа во ад. В будущем С. предстоит кратковременный реванш во времена антихриста и затем окончательное заключение в аду.

Осталось не вполне выясненным, как к этой перспективе относится сковывание Архангелом Михаилом С. на срок тысячелетнего царства праведных с последующим выходом С. из темницы и войной инспирируемых им Гога и Магога против «стана святых и города возлюбленного» (Откр. 20:1-10). Раннехристианский мыслитель П-Ш вв. Ориген учил, что в конце времен все отпавшие от Бога существа, включая С, обратятся и будут спасены (т. н. апокатастасис), но эта доктрина Оригена не получила признания.

Новозаветные тексты полностью отказываются от каких бы то ни было наглядных образов С. Напротив, средневековая фантазия изощрялась в детализации таких образов, наделяя С. исполинским телом неимоверных размеров, чудовищным смешением антропоморфных и животных черт, многорукостью и т. п. Пасть С. часто оказывается тождественной с входом в ад, так что попасть в ад значит быть сожранным С. В «Божественной комедии» Данте («Ад», XXXIV) С, наполовину вмерзший в лед ада (символ холода нелюбви), являет уродливую пародию на образы небес: у него три лица (насмешка над Троицей), причем одно из них — красное (гнев как противоположность любви), другое — бледно-желтое (бессилие или леность как противоположность всемогуществу), третье — черное (невежество как противоположность всеведению), шесть крыльев нетопыря, соответствующих шести крыльям Херувима. Зубы его пастей терзают Иуду Искариота, предателя высшего духовного авторитета, и Брута и Кассия — крамольников, посягнувших на высший государственный авторитет. Напротив, Дж. Мильтон в «Потерянном рае» сообщает образу С. мрачную величавость, делающую его пригодным к роли эпического героя (в том же направлении идет трагедия нидерландского поэта И. ван ден Вондела «Люцифер», герой которой умеет быть импозантным в своем тщеславии и рассуждает о необходимости исправить ошибку Бога на пользу Самому Богу)- Только после романтизма («демонические» образы Дж. Байрона, «Демон» М. Ю. Лермонтова и т. п.), в струе либерализма и антиклерикализма, образ С. как вольнолюбивого мятежника может стать однозначно положительным, обретая черты идеализированного греческого божества («К С.» Дж. Кардуччи, поэма М. Раписарди «Люцифер»; особняком стоит «Литания С.» Ш. Бодлера). Для А. Франса как наследника этой традиции уже аксиоматично, что С. — идеал, и он играет с этой аксиомой в «Восстании ангелов», вывертывая ее наизнанку и доказывая, что даже С, придя к власти, перестанет быть симпатичным. Параллельно с этим «сатанистские» мотивы разрабатывались декадентством конца XIX в. и его позднейшими вариациями (графика Ф. Ропса и т. п.). Всем «реабилитациям» С. (напр., в трактате Дж. Папини «Дьявол», 1953) противостоит попытка возродить традиционный образ страшного, унылого и внутренне мертвого космического властолюбца как Саурона в сказочном эпосе Толкиена «Властелин колец».

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

Библейская энциклопедия арх. Никифора

сатана

   (1 Пар 21:1 и др.) — еврейское слово, означающее вообще противника и врага. В Свящ. Писании название это вообще прилагается к диаволу, который есть начальник злых духов, враг Божий и искуситель, и губитель душ человеческих. Употребление этого слова в ев. Матфея (16:23) означает то сатанинское искушение, которому подвергся ап. Петр.

Православие. Словарь-справочник

сатана

(евр. «противник»)

   См. Диавол.

Энциклопедия иудаизма

сатана

(hа-Сатан)

   Первоначальное значение слова в Библии -"противник", "помеха". И сказал Давид*: "Ныне же Господь, Бог мой, дал мне покой кругом: нет помехи и нет бедствия" (I Ц. V, 18). Другое значение в Библии близко к "изменник": военачальники филистимские советовали Ахишу изгнать Давида, чтобы не был он помехой в стане их в случае войны(I Сам. XXIX, 4).

   С. как существо из потустороннего мира упомянут впервые в книге Иова. Там он предстает перед Господом вместе с ангелами. В обращении к Господу он выделяется как одно из значительных лиц среди небожителей. Он желает причинить человеку зло, но не в силах выполнить свои зловещие замыслы без дозволения Господа. Вера в Единого Бога не ущемляется верой в существование С, так же, как не ущемляется она верой в ангелов. Подобное же описание мы находим в книге пророка Зхарии (111,1-2): "И показал Он мне Иегошуа-первосвященника, стоящего перед ангелом Господним, а С. стоял справа от него, чтобы обвинять его. И сказал Господь С: да укорит Господь тебя, С, и да укорит тебя Избирающий Иерусалим". Из сказанного в книге Зхарии С. предстает как наушник, но он не в силах вредить по своему разумению. Иначе выглядит С. в I Хр. (XXI, 1). Там он предстает почти полновластным гением зла. Вначале он подстрекает Давида произвести перепись населения среди евреев, а затем приносит ему несчастья.

   В Талмуде* и древних мидрашах* имя С. встречается очень редко. В трактате Авот (IV, 11) сказал р. Элиэзер бен Яаков: "Выполняющий одну заповедь обретает одного защитника, а совершающий один грех обретает одного обвинителя". Таким образом, не С. является обвинителем, а сам проступок. Из многочисленных талмудических источников можно заключить, что наказывает за грехи ангел, а не С, но в более поздний период говорится в этой связи именно о С. и его свите. Согласно тексту Мидраша (Ялкут Брейшит XXIII), С. был сотворен одновременно с Хавой (Евой). Он способен летать, принимает образ птицы или женщины и подстерегает свои жертвы. Существовало поверье, что он появляется иногда в облике барана; и обращались к нему с презрением: "Стрела в глаза твои, Сатана!" Иные убеждены, что он - злой помысел, соблазняющий человека согрешить и обвиняющий грешника впоследствии, а также ангел смерти, который приходит за душой человека. Иногда он цепляется за слово, вырвавшееся у человека, например, проклятие - и приносит ему несчастье. Отсюда происходит выражение: "Не открывай Сатане рта" (Бр. XIX, 1). В сказаниях о С. говорится, что он всегда старается вредить человеку, особенно в минуту опасности. Но вместе с тем возможности его ограничены; трубление в шофар* приводит его в смятение, и он прекращает свои происки. В Йом Кипур* С. лишен всякой власти. Объясняется это так: сумма числовых значений букв (гиматрия) слова "hа-сатан" - 3.4. Таким образом, С. облечен властью 3.4 дня в году, а в 3.5-ый день, то есть в Йом Кипур, он лишен всякой власти. С. досадно, если Израиль благоденствует, и когда обрели сыны Израилевы Тору, он ни на минуту не мог успокоиться, пока не соблазнил их на грех золотого тельца. Грех древа познания тоже был совершен не без его участия.

   Спросил С. Всевышнего: "Владыка мира! Свет этот, заключенный под Твоим престолом, кому он предназначен?". Отвечал ему: "Тому, кто в будущем обличит и опозорит тебя". Спросил Его: "Владыка мира! Покажи мне его". Сказал ему: "Подойди и зри". Увидев, затрясся, пал ниц и сказал: "Конечно, это Машиах (Мессия*), ибо он ниспровергнет меня в будущем" (Псикта Раббати III, .).

   Каббалисты* дали новое определение С. и его "плеяде" - "клипа" - кожура, оболочка, нечистая сила, то есть нечто наружное.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

сатана

сатан’а (др.-евр. противник) — в своем первоначальном смысле (противник) это слово в еврейском тексте Ветхого Завета употребляется очень часто: Чис.22:22,32 (переведено — Ангел); 2Цар.19:22 (наветник), 3Цар.5:4 ; 3Цар.11:25 (противник), Пс.108:6 (диавол). В этом же смысле оно употреблено в Мат.16:23. В Рим.1:6 ; Рим.2:1 сатана как клеветник является пред лицо Божие среди сынов Божиих и здесь он выступает как дух, наблюдающий за человеческими делами, исследующий человеческие слабости и возводящий на людей всегда справедливые с виду обвинения пред Богом. Не оттого ли сатаной в 1Пар.21:1 назван гнев Господень (2Цар.24:1)? Это слово употреблено в Ветхом Завете только в пяти местах (кроме указанных выше еще в Зах.3:1 -2). В Новом Завете словом «сатана» (как и «диавол» — Отк.20:2) называется древний змий, клеветник и враг Божий, который был изгнан с неба, из царства света и истины (Лук.10:18 ; 2Пет.2:4 ; Иуд.1:6 ; Отк.12:8), и которого Бог сокрушит под ноги верующих (Рим.16:20). Являясь врагом каждой человеческой души, сатана действует в мире многоразличными способами (Отк.12:9): похищает посеянное слово (Мар.4:15), сковывает болезнями (Лук.13:16, ·срн. 1Кор.5:5 ; 1Тим.1:20), входит внутрь человека (Лук.22:3), поселяет в сердце коварные планы (Деян.5:3), является в виде Ангела света (2Кор.11:14), препятствует распространению слова Божия (1Фес.2:18). Но сила его ограничена Богом и уповающим на Господа он не может повредить (об этом говорит все Священное Писание).

Сатана (как и его слуги) имеет в Библии следующие имена:

Аваддон, Аполлион и ангел бездны (Отк.9:11),

бес (Лук.8:27,29),

большой красный дракон (Отк.12:3),

веельзевул (Мат.12:24),

Велиар (2Кор.6:15),

великий дракон (Отк.12:9),

власть тьмы (Кол.1:13),

враг (Мат.13:28,39),

диавол (Лук.8:12 ; 1Пет.5:8),

дракон (Отк.20:2),

древний змий (Отк.12:9 ; Отк.20:2),

дух злобы поднебесной (Еф.6:12),

дух лжи (3Цар.22:22 -23),

дух сынов противления (Еф.2:2),

жестокий ангел (Прит.17:11),

злой ангел (Пс.77:49),

злой дух от Господа (1Цар.16:14 -16,23; 1Цар.18:10 ; 1Цар.19:9),

искуситель (Мат.4:3 ; 1Фес.3:5),

князь бесовский (Мат.12:24),

князь, господствующий в воздухе (Еф.2:2),

князь мира сего (Иоан.12:31 ; Иоан.14:30 ; Иоан.16:11),

лжец (Иоан.8:44),

лукавый (Мат.13:19,38),

мироправитель тьмы века сего (Еф.6:12),

нечистый дух (Мат.12:43),

отец лжи (Иоан.8:44),

человекоубийца (Иоан.8:44).

Господь Иисус Христос искупив нас Своей жертвой на кресте, победил и осудил навечно сатану и его слуг (Мат.25:41 ; Иоан.12:31 ; Евр.2:14 ; Отк.20:10).

Православный энциклопедический словарь

сатана

диавол, Люцифер. Был Денницей - величественным ангелом, несшим на себе печать совершенства, полноту мудрости и венец красоты. Но возгордился, возомнил себя выше Бога, и был свергнут с небес во тьму кромешную вместе с другими ангелами, уклонившимися ко злу. Начальник демонов - падших ангелов, противник Бога и людей. У мусульман - шайтан.

Словарь Ветров

сатана

см. Пыльные вихри.

Православная энциклопедия

сатана

   слово еврейского происхождения, означающее врага или противника. Священное Писание употребляет его применительно к дьяволу, начальнику злых духов, губителю человеческих дух и противнику Бога.

Мир Лема - словарь и путеводитель

сатана

   персонифицированное злое начало в иудаизме и христианстве, в иудаизме представляет человеку возможность для совершения дурных поступков и выступает прокурором на страшном суде, в христианстве обладает свободой воли, что снимает в значительной мере с человека ответственность за дурные поступки; существующие религии можно классифицировать по источнику зла на те, в которых источник мира в принципе добр, а наличие зла - следствие отклонения, ошибки, своеволия и т.п. (иудаизм, возникшее на его базе христианство, возникший на их базе ислам); те, в которых источник мира в принципе содержит зло (манихейство); те, в которых персонифицированный источник зла может отсутствовать (политеистические религии - индуизм, древнегреческая религия); см. Дьявол существовал до благовещения и зачатия...:

    * "Полгода спустя профессор Тарантога сказал мне, что трое безобразников сыграли в сотворении мира роль, которую религия обычно отводит Сатане. Я только пожал плечами. Какой уж там Сатана из трех ослов! Впрочем, что бы там ни было, самая большая вина лежит на мне, я допустил небрежность и покинул пост. Захоти я искать оправданий, я сказал бы, что виноват еще и бомбейский аптекарь, всучивший мне под видом средства от комаров бальзам, на который комары слетались, что пчелы на мед. Но тогда, в свою очередь, в Порче Природы Вещей можно обвинить кого угодно". - Звездные дневники Ийона Тихого. Путешествие восемнадцатое *

    * "Я сам не хотел забегать слишком далеко вперед, в такое время, когда отдельные сформированные программами (software) миры индивидуумов смогут соединяться и посредством этого возникнет фиктивное, значительное в своей иллюзорности пространство, а в нем начнут буйствовать такие чудовища, гаремы, существа, такие оргии и сатанизмы, которые людям, полностью свободным от общественного давления традиций, веры, прав, семейных связей и обычаев, будут очень нравиться, но если я и касался такой проблематики, то преднамеренно в невинных одеждах (как, скажем, в "Сказке о трех машинах короля Гениалона" в томе "Кибериада")". - Мегабитовая бомба. Игры в Интернете (ВЯ) *

Библия: Тематический словарь

сатана

ангел, ставший архиврагом Бога

А. Определения сатаны

клеветник:

Откр 12:10

диавол:

Мф 4:1; Откр 12:9

искуситель:

Мф 4:3; 1Фес 3:5

лукавый:

Мф 6:13; 1Ин 2:13,14

веельзевул:

Мф 12:24

велиар:

2Кор 6:15

человекоубийца от начала:

Ин 8:44

отец лжи:

Ин 8:44

князь мира сего:

Ин 12:31; Ин 14:30

бог века сего:

2Кор 4:4

князь, господствующий в воздухе:

Еф 2:2

ангел бездны:

Откр 9:11

Аваддон, или Аполлион:

Откр 9:11

древний змий:

Откр 12:9

Б. Деятельность сатаны

1. Деятельность в прошлом

был создан добрым ангелом:

Быт 1:31

возглавил мятеж ангелов на небесах:

2Пет 2:4; Откр 12:7,8

искушал Адама и Еву:

Быт 3:1-7

побудил Давида к греху:

1Пар 21:1,2

обездолил Иова:

Иов 1:6-19; Иов 2:1-10

искушал Иисуса:

Мф 4:1-11

причастен к казни Иисуса:

Лк 22:3; Ин 14:30,31

2. Деятельность в настоящем

правит царством, противостоящим Богу:

Мф 12:25,26; Мф 25:41

контролирует современный грешный мир:

1Ин 5:19; Откр 12:9

причиняет болезни людям:

Иов 2:7; Лк 13:16; Деян 10:38; 2Кор 12:7

искушает верующих:

1Пар 21:1; Мф 16:23; Деян 5:3; 1Фес 3:5

старается удержать людей от истинного поклонения Господу:

Мф 13:19; 1Пет 5:8,9

препятствует распространению Благой Вести:

Мф 13:19; 2Кор 4:3,4; 1Фес 2:18

желает поклонения от людей:

Мф 4:9

принимает вид ангела света:

2Кор 11:14

имеет много умыслов:

2Кор 2:11; Еф 6:11

преследует церковь:

Откр 2:10; Откр 12:13-17

имеет державу смерти:

Евр 2:14,15

3. Деятельность в будущем

даст власть антихристу:

Откр 13:2–4; 2Фес 2:9

будет заключен на тысячу лет:

Откр 20:2,3

будет освобожден во времена великой скорби:

Откр 20:7-9

В. Победа над сатаной

1. Бог властвует над ним:

Иов 1:6-12; Иов 2:1–6; Лк 22:31,32

2. Христос разоружил его

пророчество в Едеме:

Быт 3:15

Христос пришел разрушить его дела:

1Ин 3:8

проявлено победой Христа над искушением:

Мф 4:1-11

проявлено изгнанием бесов:

Лк 10:18; Лк 11:20

крест Христов запечатлел его поражение:

Ин 12:31–33; Кол 2:15; Откр 12:11

3. Верующие должны бороться с ним

молиться об избавлении:

Мф 6:13

быть занятыми делами для Господа:

1Тим 5:13-15

противостоять его искушениям:

1Кор 7:5; Иак 4:7

щитом веры угасить его раскаленные стрелы:

Еф 6:16

победить его:

1Ин 2:13; Откр 2:10,11; Откр 12:10,11

Христос молился за победу нашей веры:

Лк 22:31,32

2. Окончательное поражение сатаны

пророчества Павла:

Рим 16:20

сатана заключен на тысячу лет:

Откр 20:2-3

окончательная победа Христа:

Мф 25:31,41; Откр 20:10,14

Вестминстерский словарь теологических терминов

сатана

 ♦ (ENG Satan)

 (др.-евр. Satan - противостоящий, противник)

   дьявол, представляющий самое ужасное зло в противоположность Богу и Божественным целям (Мф. 4:10; Лк. 10:18; 2 Кор. 2:11). Первоначально как "противостоящий" (Иов 2:1-7; Зах. 3:1-2), С. представляется нек-рыми в качестве личности (ср.: Откр. 12:7- 12). С. низвергнут (Откр. 20:2,7,10).

Словарь Богословских Терминов (Майерс)

сатана

 • Satan

   Означает "противник". Сатана - это реально существующее создание, которое было ангелом высокого ранга, но потеряло своё положение в результате восстания против Бога. Сейчас он вождь неисчислимого сонма падших ангелов (бесов, демонов) в борьбе против Бога и Его народа.

Энциклопедический словарь

сатана

то же, что дьявол.

Словарь Ожегова

сатана

САТАНА, ы, м. В религиозной мифологии: то же, что дьявол, а также (прост., м. и ж.) бранно о человеке. С. там правит бал (там действуют силы зла; книжн.). Муж и жена одна с. (посл.: их мысли, поведение одинаковы).

| прил. сатанинский, ая, ое (книжн.).

Словарь Ефремовой

сатана
  1. м. и ж. разг.
    1. Тот, кто является воплощение зла.
    2. Употр. как бранное слово по отношению к такому человеку.

м.
Князь тьмы, властелин ада, злой дух, противополагаемый Богу; Дьявол (в религии
и теософии).

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом сатана

  • Разве Я призывал их ненавидеть друг друга и обзывать сатанами на радость Сатане.
  • Приеде же окаянный сатана, ко Адаму и измаза его калом и тином и возгрями.
  • И почему его мохнатое величество, царь-сатана Бегела не спасает его от шкафа.
  • Они и пришли, и основали собственное христанисткое учение – сатана Петр, антихрист Павел, евангелисты – пишут одно, а комментируют другое, в том числе Лука («лукавый», по слову Христа.

Цитаты со словом сатана

  • Сатаною назвал Меня ты, и Я принимаю эту кличку, как принял бы и всякую другую: пусть Я – Сатана. Но Мое истинное имя звучит совсем иначе, совсем иначе! Оно звучит необыкновенно, и Я никак не могу втиснуть его в твое узкое ухо, не разодрав его вместе с твоими мозгами: пусть Я – Сатана, и только.
    Леонид Николаевич Андреев, "Дневник Сатаны"
  • Так же, как сатана – это падший ангел, ненависть – это выродившаяся любовь.
    Генрик Сенкевич, "Без догмата"
  • Она хитрей змеи, хотя скромней голубки, Чиста как херувим, как сатана лукава.
    Уильям Шекспир, "Страстный пилигрим"