Сваро́г - в славянской мифологии верховный бог, владыка мира, родоначальник богов, бог небес; позднее культ его был вытеснен культом Перуна.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
верховный владыка Вселенной, родоначальник прочих светлых богов или, как называли его славяне - великий, старый бог, прабог, в отношении к которому все другие стихийные божества представлялись его детьми, прибогами (т.е. младшими, от него происшедшими). От него родились боги солнца, молнии, облаков, ветров, огня и вод. Между различными божествами, во власти которых состоят поля и леса, печали и наслаждения, славяне не отрицают и единого бога на небесах, повелевающего прочими. Он самый могущественный, заботится только о небесном; а прочие боги, исполняющие возложенные на них обязанности, происходят от его крови, и чем кто знатнее, тем ближе к этому богу богов (Гельмольд). Сварог, как олицетворение неба, то озаренного солнечными лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями, признавался отцом солнца и огня. Во мраке туч он возжигал пламя молний и таким образом являлся творцом небесного огня; земной же огонь, по древнему преданию, был божественный дар, низведенный на землю в виде молнии. Далее: разбивая громовыми стрелами тучи, Сварог выводил из-за них ясное солнце или, выражаясь метафорическим языком древности, возжигал светильник солнца, погашенный демонами тьмы; это картинное, поэтическое представление прилагалось и к утреннему солнцу, выходящему из-за черных покровов ночи, так как ночной мрак постоянно отождествлялся с потемняющими небо тучами. С восходом солнца, с возжением его светильника, соединялась мысль о его возрождении, и потому Сварог есть божество, дающее жизнь Солнцу.
бог неба, небесного огня в славяно-русской мифологии, отец Дажбога и Сварожича.
— древнеславянское мифологическое божество неба, отец Солнца и огня. Ипатьевская летопись сближает его с Гефестом; по древним сказаниям С., с появлением Солнца ("Дажьбога") и огня, называемого в древнеславянских и русских памятниках Сварожичем, предается покою, предоставив им творчество и управление вселенной. По свидетельству Дитмара (ум. в 1018), языческие славяне чтили С. более других богов; некоторые признавали его за одно существо с Редигастом и представляли его распорядителем войн. По обыкновенному словообразованию С. происходит от санскр. sur (блистать) и почти тождественно с санскритским svarga — бог Солнца.