светотень, светотени, жен. (живоп.). Распределение светлых и теневых штрихов, пятен на картине как средство изображения в живописи (напр. для передачи объемности изображаемых предметов).
СВЕТОТЕНЬ, и, ж. В живописи и графике: распределение различных по яркости цветов и оттенков, светлых и тёмных штрихов.
| прил. светотеневой, ая, ое.
ж.
Распределение светлых и теневых штрихов, пятен как средство передачи в живописи
объемности изображаемого.
(chiaroscuro, clair-obscur, Helldunkel) — всякий рисунок, сделанный карандашом, или однотонная акварель (сепия, тушь и т. п.) представляют изображение предметов, отделяющихся один от другого только очертаниями форм или же, сверх того, относительной светлотой предметов и частей их, что выражается карандашной тушевкой или накладыванием при посредстве кисти более или менее сильных затенений. В картинах, писанных красками, кроме расположения света и теней, еще и тона красок служат как для разграничения соприкосновенных предметов (облаков от неба, очертания головы от предметов, служащих ей фоном и т. п.), так и частей предмета одних от других. Тона в теневых частях картины служат не только средством для выражения рельефа предметов, но и большей или меньшей зависимости их цветового вида от тонов других предметов, окружающих первые. Явления световых контрастов (см.), обнаруживающиеся часто с большей силой в затененных частях, чем в ярко-красочных предмета, в соединении с тонами теней, происходящими вследствие отражения света от соседних ярко освещенных предметов, — вся эта игра тонов, недоступная однотонному рисунку или гравюре, должна быть отнесена также к С., в обширном смысле этого слова. Гравюра и рисунок имеют, впрочем, в своем распоряжении одно слабое средство для условного изображения тональности, как свойства, пополняющего С. Если в картине или в природе две прилежащие части разного цвета имеют одинаковую степень светлоты, то на рисунке или гравюре и даже в идеально точной фотографии эти две разноцветные части казались бы сливающимися, если бы гравер или рисовалыцик не показали бы различия между ними неодинаковым направлением штрихов или иными техническими приемами рисования и гравирования. Что касается идеально точной светописи (еще не существующей), то пришлось бы в негативе ретушировать в слитных местах, чтобы сделать их раздельными. Бывают картины, в которых противоположения света и тени мало ощутительны; такие картины трудно передаваемы в однотонном рисунке или в гравюре, которые в таких случаях дают необыкновенно слабое понятие об оригинале. Гораздо чаще в живописи пользуются не только колоритностью, но и С., в ее тесном определении, как могучим средством для передачи впечатлений зрителю. Рембрандт может служить представителем такого направления: его С. не может считаться необходимой естественной принадлежностью изображаемого, но она могущественно направляет внимание зрителя на те части картины, в которых художник поместил существеннейшую часть своей художественной идеи. Рибера, Зурбаран, Веласкес, знаменитые представители старинной испанской живописи, часто пользовались сильными контрастами света и тени; гораздо менее прибегал к ней Рафаэль. Новейшие импрессионисты и пленэристы (изобразители атмосферного освещения или открытого воздуха) часто с намерением избегают сильной С., стараясь заменить ее исключительно игрой красочных тонов. Поэтому большинство их картин, даже тех, за которыми следует признать достоинства, очень слабо воспроизводятся в гравюрах и рисунках. Вообще пейзажная живопись передается рисунком неудовлетворительно во всех случаях, когда оригинал не отличается С., и тона, которые в пейзаже еще более существенны, чем в произведениях живописи других категорий, в передаче одним тоном не могут быть сделаны понятными. Тихое, ровно освещенное море при почти безоблачном небе может иметь прелесть, передаваемую только красками; напротив того, лес с его формами деревьев и почти неизбежной естественной С. производит хорошее впечатление и в рисунке: для примера можно указать на нашего известного (ныне покойного) пейзажиста Шишкина.
Ф. П.