свобода, свободы, жен.
1. только ед. Возможность проявления субъекта своей воли (см. воля в 1 знач.; филос.). «- Энгельс говорит: "Гегель первый правильно представил соотношение свободы и необходимости. Для него свобода есть познание необходимости".» Ленин. Свобода воли.
2. только ед. Положение, при котором отсутствуют ограничения и стеснения, связывающие общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса или всего общества. Свобода в буржуазном обществе является свободой только для господствующих, эксплоататорских классов. "Свобода, равенство и братство" (лозунг французской буржуазной революции 1789 г. - лозунг формальной буржуазной демократии). «Да, - отвечаем мы, - ваша свобода, господа англичане, французы, американцы, есть обман, если она противоречит освобождению труда от гнета капитала.» Ленин. «Настоящая свобода имеется только там, где уничтожена эксплоатация, где нет угнетения одних людей другими, где нет безработицы и нищенства, где человек не дрожит за то, что завтра может потерять работу, жилище, хлеб.» Сталин. «Наша революция является единственной, которая не только разбила оковы капитализма и дала народу свободу, но успела еще дать народу материальные условия для зажиточной жизни.» Сталин. Укрепить свободу. Завоевать свободу. Борец за свободу. «Вы, жадною толпой стоящие у трона, свободы, гения и славы палачи.» Лермонтов. «Во прахе царский труп лежал, и день великий, неизбежный, свободы яркий день вставал.» Пушкин. «В мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал.» Пушкин.
| Вообще - отсутствие каких-нибудь стеснений, ограничений в чем-нибудь. Дать полную свободу кому-нибудь. Дети у них в семье пользуются только относительной свободой. «Привычке милой не дал ходу; свою постылую свободу я потерять на захотел.» Пушкин.
3. чего. Возможность беспрепятственно, без стеснения и принуждения действовать в какой-нибудь области общественной жизни (полит.). «В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом: а) свобода слова, б) свобода печати, в) свобода собраний и митингов, г) свобода уличных шествий и демонстраций.» Конституция СССР. «За всеми гражданами признается свобода совести и свобода антирелигиозной пропаганды.» История вкп(б). Политические свободы. Гражданские свободы. Демократические свободы.
4. только ед. Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе, кто не лишен возможности передвигаться по собственной воле. «Темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа.» Пушкин (декабристам). «Вчера я растворил темницу воздушной пленнице моей, я рощам возвратил певицу, я возвратил свободу ей.» Туманский. Выпустить узника, пленника, птицу (из клетки) на свободу. Лишить свободы. Вернуть кому-нибудь свободу. Очутиться на свободе.
• На свободе (разг.) - в свободное время. Займитесь этим на свободе. Свобода морей (полит.) - отсутствие ограничений для плавания судов различных государств в открытых морях. Свобода рук (полит.) - возможность беспрепятственно действовать, проводить свою политику где-нибудь. Империалистические страны всегда добивались свободы рук в Китае.
способность человека, группы, общности действовать в соответствии со своими интересами и целями, осознавая социально-необходимые объективные ограничения этих действий. ("Свободы тем больше, чем больше клетка" - популярная в среде интеллигентов политическая шутка эпохи "застоя").
Индоевропейское – se-, sue- (свой, себя).
Общеславянское – svoboda.
Старославянское – свобода.
Русское слово «свобода» известно с древнерусской эпохи и было широко употребительным еще до возникновения письменности (в VIII–X вв.).
Слово заимствовано из старославянского, где существительное «свобода» связано с церковнославянским «свобьство» (принадлежность своим, общность, личность). Слово восходит к общеславянскому svoboda и дальше – к индоевропейской основе sue- (свой, себя). Понятие о свободе изначально связывалось с принадлежностью к своему коллективу, роду, племени, народности. Отсюда родственная связь с существительным «слобода».
Родственными являются:
Болгарское – свобода.
Польское — swoboda.
Производные: свободный, свободолюбивый, освободить.
прииск на руч. Солокит Мал. (бассейн р. Уркима) в Тындинском р-не. До 1917 г. золотопромышленником Мыльниковым работался прииск Свобода, отсюда и название.
одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной, и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами. В русском языке слово "С." в самом общем смысле означает отсутствие ограничений и принуждения, а в соотнесённости с идеей воли - возможность поступать как хочется.
Изначальное представление о С. общественного человека соотнесено с законом и, соответственно, с ответственностью за его соблюдение и наказанием за его нарушение. Представление о С. в развитых монотеистических религиях соотнесено с благодатью. Эти образы С. обобщаются в представлении о С. как познанной необходимости. Не зависящие от человека ограничения могут таиться в нём самом и обусловливаться не только незнанием и неумением, но и страхами (Эпикур, С. Кьеркегор), в частности страхом самой С. (Э. Фромм), страстями/аффектами (Р. Декарт, Спиноза). Одним из источников ограничений может быть власть.
В характеристике С. как действия заключена важная проблема возвышения С. от произвола к творчеству. В произволе и творчестве С. обнаруживается - как С. негативная и С. позитивная. И. Кант именно в позитивной С. усматривал действительную ценность. В этическом плане позитивная С. предстаёт как добрая воля, подчинённая нравственному закону.
В новоевропейской философии складывается понятие С. как политико-правовой автономии гражданина. Автономная воля обнаруживается как свободная через обуздание своеволия. В сфере права это - подчинение личной воли общей воле, выраженной в общественной дисциплине. В сфере морали это - сообразование личной воли с долгом. В психологическом плане автономия выражается в том, что индивид действует в уверенности, что другие признают его С. и из уважения не препятствуют ей, а также в том, что он демонстрирует уважение к С. других.
В морали максима "С. одного человека ограничена С. другого" переосмысливается как личная задача и получает строгую форму императива: ограничивать собственное своеволие, подчиняя его соблюдению прав других, не позволяя себе чинить несправедливость в отношении других и содействуя их благу.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 255)
гнет
иго
кабала
неволя
несвобода
рабство
тюрьма
угнетение
♦ Т. В. объясняла: стоики различали провидение и судьбу: первое — программа, вложенная в живое существо, второе — ее реализация, а в зазоре между ними — свобода воли. Ю. Ф. сказал мне: вот она, та внутренняя свобода, которой вам недостает.
♦ У сына в отрочестве был страх заниматься тем, что ему интересно: вдруг это обяжет и поработит? Я помню, как в ЦГАЛИ открыли архив Шенгели, и я подумал: какой интересный новый камень на шею.
♦ Свобода была благом, когда высвобождаемые силы личности обращались на природу, и стала злом, когда обратились на общество. Тоска о борьбе с природой за полюс, за космос итд. ради того, чтобы почувствовать свободу сил вновь как благо.
♦ "За свободу не нужно бороться, свободе нужно учить".
♦ Неприятная свобода — это осознанная необходимость, а приятная — неосознанная необходимость? Или наоборот? Осознанная необходимость — это и есть приятие ответственности (осознанность) за независящие от тебя твои и чужие по ступки (необходимость).
♦ Свобода по словарю Бирса:
Раб дождался свободы чаянной,
И вот надела на него судьба
Вместо ошейника с именем хозяина
Ошейник с собственным именем раба.
♦ "Свобода нужна не для блага народа, а для развлечения", говорил Б. Шоу.
♦ Гиппиус — Ходасевичу, 22.09.1926: "…пишущий должен знать, что ему предоставлена свобода самому ограничивать свою свободу, а достоин ли он такой свободы, — это редактор, конечно, решает…" Берберовой, 27.08.1926: свобода ни с чем не считаться — "это, скорее, рабство и покорность желанию собственной левой ноги".
♦ На чукотском языке нет слова "свободный", есть "сорвавшийся с цепи"; так писали в местной газете про Кубу. Поэт М. Тейф говорил переводчикам: "Даю вам полную свободу, только чтобы перевод был лучше оригинала" (восп. Л. Друскина).
Свобода
♦ Liberté
Быть свободным значит делать что хочешь. Отсюда три основных смысла этого слова, связанные именно с делом: свобода действия (если под делом разуметь действие), свобода желания (если под делом разуметь желание; ниже мы увидим, что этот смысл подразделяется на два), свобода разума (если под делом разуметь мышление).
Свобода действия не таит в себе никаких теоретических трудностей. Это не что иное, как указывает Гоббс, как отсутствие всяких помех, затрудняющих движение; так, «вода, заключенная в сосуде, несвободна; если же сосуд разбит, она освобождается» («Гражданин», IX, 9). В приложении к людям свободой действия часто называют свободу в политическом смысле слова, поскольку именно государство является главной силой, ограничивающей свободу, и практически единственным ее гарантом. Я действую свободно, если никто и ничто мне не мешает; поэтому, живя в демократическом государстве, я обладаю большей свободой действия, чем если бы жил в тоталитарном государстве; поэтому же я никогда не обрету абсолютной свободы действия (помехи есть всегда; в правовом государстве они представлены законом: моя свобода кончается там, где начинается свобода других). Именно в этом смысле толковали свободу Гоббс, Локк, Вольтер. Очевидно, что она существует, но – более или менее. Эта свобода всегда относительна, всегда ограничена, и потому ее постоянно приходится защищать и за нее все время нужно бороться.
Свобода желания, на первый взгляд, тоже не представляет особенных трудностей в понимании. Могу ли я хотеть того, чего хочу? Разумеется, ведь никто не в силах помешать мне (если только я не стану жертвой психических или неврологических манипуляций) хотеть или, напротив, заставить меня хотеть того, чего я не хочу. Да и как я могу хотеть того, чего не хочу? Или не хотеть того, чего хочу? В этом смысле свобода желания не столько проблема, сколько особый вид плеоназма – хотеть это по определению хотеть того, чего хочешь (ведь воля не может не подчиняться принципу тождества), а значит, быть свободным в своих желаниях. Я называю это спонтанностью желания, которое есть не что иное, как воля в действии: в настоящем времени «свободное, спонтанное и добровольное суть одно и то же» (как Декарт понимал акт в процессе совершения). Вот почему всякое желание свободно, и только оно одно (все остальное – страсти либо пассивность). Это свобода в понимании Эпикура и Эпиктета, но также, в главных чертах, и в понимании Аристотеля, Лейбница и Бергсона. Я хочу того, чего хочу, следовательно, я свободен в своих желаниях.
Хорошо. Но можно ли желать еще чего-нибудь? Не того, чего хочешь? На первый взгляд это предположение нарушает принцип тождества. Однако, не будь этой способности, как был бы возможен выбор? Очевидно, желание свободно только тогда, когда обладает свободой выбора, что предполагает (ведь выбирать можно только будущее), что его пока не существует. Из этого вытекает, что, для того чтобы желание было абсолютно свободным, субъект должен существовать до своего существования (ведь выбор делает он), что является парадоксом. Отсюда миф об Эре у Платона, сверхчувственный характер мира у Канта, предшествующее сущности существование у Сартра. Эта свобода остается, если угодно, свободой желания, однако она предшествует, хотя бы в теории, всякому реальному желанию. Она либо абсолютна, либо ее нет. Иногда это понятие называют свободой в метафизическом смысле слова, но чаще – свободой воли. Это уже не спонтанность, но творчество; не бытие, но ничто, как утверждает Сартр; это не выбор, осуществляемый субъектом, но выбор субъекта самим субъектом. Такова свобода в понимании Декарта (возможно, именно так понимал ее уже Платон, во всяком случае в некоторых сочинениях), Канта, Сартра: ничем не определяемая способность к самоопределению, иначе говоря, к выбору себя (Сартр: «всякая личность есть абсолютный выбор себя») или к сотворению себя (тот же Сартр: «свобода и творчество суть одно»). Но как это возможно, ведь никто не способен выбирать себя, если только уже не существует? Такая свобода возможна лишь как ничто, иными словами, она возможна только при том условии, что ее нет! Мне видится в этом нечто опровергающее само себя; признаю, впрочем, что рассуждения о ничто – не мой конек. «Я пребываю в полном осуществлении своей свободы, – пишет Сартр, – когда, являя собой пустоту и ничто, обращаю в ничто все, что существует» («Картезианская свобода», Ситуации, I). Лично я не имею никакого опыта в подобном деле. Мне известно только бытие. Мне известна только история, которая продолжает твориться, всегда одновременная себе, всегда определенная и в то же время определяющая. Что касается свободы желания, то мне ведома только его спонтанность, т. е. определенная способность к самоопределению. Может быть, мне не хватает воображения? Или это Сартру не хватает чувства реальности?
«Люди заблуждаются, считая себя свободными, – пишет Спиноза. – Это мнение основывается только на том, что свои действия они сознают, причин же, которыми они определяются, не знают» («Этика», часть II, схолия к теореме 35). Они осознают свои желания и стремления, но не причины, которые заставляют их желать и стремиться к чему-то («Этика», часть I, Прибавление; см. также Письмо 58 к Шуллеру). Но как же им не считать себя свободными в желаниях, ведь они хотят того, чего хотят? Спиноза и не отрицает непосредственности побуждений (см., например, «Этика», часть III, схолия к теореме 2), являющейся свойством conatus’а. Ошибка людей в том, что они абсолютизируют эту непосредственность, не видя ее зависимости от природы и истории. Но она не может быть независимой, ибо в этом случае не было бы никаких причин ее существования и действенности. Желание – не государство в государстве. Я хочу того, чего хочу? Конечно, но не неопределенным образом! «В душе нет никакой абсолютной или свободной воли; но к тому или другому хотению душа определяется причиной, которая в свою очередь определена другой причиной, эта – третьей, и так до бесконечности» («Этика», часть II, теорема 48; см. также часть I, теорема 32 и доказательство). Нельзя выйти из реальной действительности. Нельзя уйти от необходимости. Значит ли это, что каждый из нас остается пленником того, что он есть? Вовсе нет, потому что разум, который есть в каждом из нас, не принадлежит никому. Как же он может нам подчиняться? «Разум не приемлет повиновения, – пишет Ален. – Геометрического доказательства достаточно, чтобы убедить нас в справедливости теоремы, но если вы принимаете ее на веру без доказательства, значит, вы глупец и предаете собственный разум» (Речь от 12 июля 1930 года). Вот почему тираны так не любят правду. Она им не подчиняется. Вот почему тираны так не любят умных – ведь разум подчиняется только самому себе, и оттого – свободен. Разум свободен, конечно, не в том смысле, что имеет выбор, т. е. волен думать что угодно. Просто его собственная необходимость является залогом его независимости. Истину не выбирают; она именно потому истина, что определяется не выбором. Она с необходимостью утверждается перед каждым, кто ее знает, хотя бы частично, и для того чтобы освободиться, хотя бы частично, от себя, достаточно знать истину (истина одна для всех, кто ее сознает; когда невротик занимается математикой, математическая истина не становится более «нервной»). Можно назвать такую свободу свободой ума или свободой разума; это есть не что иное, как свободная необходимость истины. Это свобода в понимании Спинозы, Гегеля, а также, видимо, Маркса и Фрейда – свобода как понятая необходимость или, скорее, как понимание необходимости. Истина никому не подчинена, даже субъекту, который ее осмысливает. Вот почему она свободна и служит освобождению.
Таким образом, свобода подразумевает три смысла, из которых второй подразделяется еще на два: свобода действия, свобода желания (понимаемая как спонтанность или как свобода воли) и свобода ума или разума. Сомнительной лично мне представляется только свобода воли, поскольку ее истинность не поддается осмыслению. Все три остальные свободы существуют и взаимно дополняют друг друга. Что толку хотеть, если не можешь свободно действовать? И во имя чего действовать, если мысль пребывает в рабстве? Но этого нет. Мы свободны действовать, желать и мыслить, во всяком случае, мы можем быть свободны ко всему этому, и только от нас, от наших мыслей и поступков, зависит более полное обретение этой свободы. Что касается способности делать, желать или думать о чем-то другом, что не является нашими действиями, желаниями или мыслями (то, что предполагает свободу воли), то у меня нет никакого опыта, подтверждающего, что это было бы возможно. Мне возразят, что в таком случае наша свобода весьма относительна, всегда зависима (от тела или разума, от истории или истины), всегда детерминирована. Я не стану с этим спорить. Я не согласен с Сартром в том, что свобода бесконечна и абсолютна. Разве она может быть такой в приложении к конечным и относительным существам, какими все мы являемся? Никто не может быть абсолютно, тотально свободен. Мы бываем более или менее свободны. Именно поэтому мы можем заниматься философией (поскольку мы немного свободны), именно поэтому мы должны ею заниматься (чтобы стать более свободными). Свобода – не данность, за нее нужно бороться. Мы вовсе не «обречены на свободу», как полагал Сартр, но это не значит, что мы обречены на рабство. Свобода не является «фундаментом истины», как считал все тот же Сартр (если бы это было так, то никакой истины вообще не было бы); напротив, истина освобождает. Значит, свобода – не мистическая тайна, а либо иллюзия, либо труд. Невеждам только кажется, что они свободны; на самом деле чем выше невежество, тем меньше степень свободы. Зато мудрец, сознавая свою несвободу, становится свободным.
Надо ли напоминать, что никто не бывает мудрым «с головы до пят»? Свобода – не столько способность, сколько процесс. Мы не рождаемся свободными, мы становимся такими, и этому становлению нет конца. Свободы воли не существует, но именно поэтому освобождение необходимо, и в первую очередь – освобождение от себя. Не бывает абсолютной свободы, значит, освобождение возможно и необходимо.
, -ы, ж.
1. Возможность человека проявлять свою волю.
* Свобода выбора. *
2. Независимость, отсутствие ограничений, политического и экономического гнёта.
* Свобода слова. *
3. Состояние того, кто не находится в неволе, заключении.
* Выпустить на свободу. *
♦ избавление от зависимости
А. Темы в Библии
СВОБОДА как тема:
♦ Исхода:
Исх 6:6
♦ послания к Галатам:
Гал 5:13
Б. Свобода от человеческого рабства
1. В Ветхом Завете
♦ Бог освободил Свой порабощенный народ:
Исх 1:11; Исх 6:6,7; Исх 20:2
♦ Бог запретил рабство среди Израильтян:
Исх 21:2; Втор 15:12–15; Иер 34:8-17
♦ пророки высказывались против рабства:
4Цар 4:1–7; Неем 5:4-8
2. В Новом Завете
♦ апостолы признавали рабство:
Еф 6:5–8; Кол 3:22–25; 1Пет 2:18,19
♦ с рабами надо было обращаться как с братьями и сестрами,
Флм 15,16
♦ см. также рабство
В. Духовная свобода
1. Кто дает нам свободу
♦ Бог:
Рим 6:17,18
♦ Христос:
Ин 8:34–36; Гал 2:4; Гал 5:1
♦ Святой Дух:
Рим 8:15; 2Кор 3:17
2. Мы освобождаемся от
♦ греха:
Ин 8:36; Рим 6:7
♦ греха и смерти:
Рим 8:2
♦ страха смерти:
Евр 2:15
♦ страха:
Рим 8:15
♦ закона:
Рим 7:6; Гал 3:23–25; Иак 1:25
♦ проклятия закона:
Гал 3:13,14
♦ рабства тлению:
Рим 8:21
♦ вещественных начал мира:
Гал 4:3,4; Кол 2:20-22
3. Каким образом мы освобождаемся
♦ слушая истину и веруя в нее:
Ин 8:32
♦ умирая со Христом:
Рим 6:6-14; Рим 7:4
♦ отдаваясь под власть Святого Духа => Рим7:6;
Рим 8:15
4. Наше отношение к свободе
♦ быть благодарными Богу:
Пс 115:7,8
♦ славить Бога:
1Кор 10:31
♦ ходить в свободе:
Пс 118:45
♦ служить другим:
1Кор 9:19–23; 1Кор 10:32,33
♦ не обижать других христиан:
Рим 14:13–21; 1Кор 8:9-12
♦ не вправе пользоваться свободой как предлогом для греховной жизни:
Гал 5:1,13; 1Пет 2:16
Syn: воля, независимость
Ant: зависимость, кабала
СВОБОДА, ы, ж.
1. В философии: возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. С. воли (философская категория, отражающая понятие свободы или предопределённости действий, поступков субъекта).
2. Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какогон. класса, всего общества или его членов. С. совести (право исповедовать любую религию или не придерживаться никакого вероисповедания). С. слова. С. печати. С. личности (неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений, свобода совести). С. собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Борцы за свободу народа. Завоевать свободу.
3. Вообще отсутствие какихн. ограничений, стеснений в чёмн. Дать детям больше свободы.
4. Состояние того, кто не находиться в заключении, в неволе. Выпустить на свободу.
• На свободе на досуге, в свободное от работы, занятий время. Побеседуем какн. на свободе, не торопясь.
Свобода рук (книжн.) ничем не ограниченная возможность действовать.
(лат. Libertas) — в римской мифологии первоначально аллегорическое олицетворение жизни, приятной и свободной от всяких забот, подобно Юпитеру Либеру и Liber Pater. Впоследствии Libertas было названием божества полноправных римских граждан. Божеству С. был воздвигнут храм на Авентине Тив. Гракхом. Клодий соорудил святилище С. на том месте, где находился дом изгнанного Цицерона. После падения Сеяна была воздвигнута статуя С. на форуме. Изображение С. известно главным образом по монетам времен империи: она представлялась или в виде женщины, держащей в левой руке копье или рог изобилия, а в правой — шапку (pileus), олицетворявшую отпущение на волю, или в виде бюста, с характерной прической на голове. На северной стороне римского форума находилось Atrium Libertatis, где хранились народные переписи; при Августе оно сгорело и было вновь построено Азинием Поллионом.