22 ноября 2024
450 тысяч слов
+17 за сегодня

Значения слова святилище

все
Словарь Ушакова
Культурология. Словарь-справочник
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Вестминстерский словарь теологических терминов
Уральская Историческая Энциклопедия
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой

Словарь Ушакова

святилище

святилище, святилища, ср. (книж.).

1. Храм (первонач. передняя часть Иерусалимского храма; церк.).

2. перен. Место, внушающее чувства почтения, благоговения (ритор. устар.). Святилище наук (об университете, каком-нибудь ученом учреждении).

Культурология. Словарь-справочник

святилище

место отправления культов в первобытной религии – пещера, роща, огороженный участок, постройка и т.д.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

святилище

свят’илище — в большинстве мест обозначает скинию и все ее принадлежности (Исх.25:8 -9, ·срн. Исх.38:27 ; Лев.12:4 ; Чис.4:15), а также и храм вообще (2Пар.26:18 ; 2Пар.29:21), но в некоторых местах — только Святое-святых (Лев.4:6 ; Лев.16:2 ; 3Цар.8:8 ; Евр.9:25) или святое — помещение перед ним (Исх.26:33). Означает также постройки и принадлежности для идольского служения (Лев.26:31). (см. скиния, храм)

Вестминстерский словарь теологических терминов

святилище

 ♦ (ENG sanctuary)

 (от лат. sanctuarium - святое место)

   место в церкви, где совершается богослужение, - непосредственно вокруг алтаря, престола или кафедры.

Уральская Историческая Энциклопедия

святилище

(культовое, жертвенное место), место совершения в древности культовых и религиозных действий, обрядов, церемоний. Как правило, связано с яркими природными объектами - пещерами, гротами, скальными выходами, приустьевыми участками р., урочищами и др. или более древними почитаемыми археол. объектами: городищами, пос., могильниками. В святилищных комплексах, в отличие от поселенческих, значительно разнообразнее состав находок, шир. представлены предметы культовой пластики, украшения, элементы одежды, оружие и орудия труда.

   Наиб. ранние С. связаны с рядом пещер Юж. У. с верхнепалеолитическими (палеолит) росписями -Каповой, Игнатиевской, 2-й Серпиевской. В темных, подчас труднодоступных гротах, украшенных рис. животных, антропоморфными и геометрическими фигурами, проходили важнейшие обряды. Позднее, в эпохи мезолита - жел. в., сакральная зона пещерных святилищ переносится в светлые сухие входные гроты. Материалы Канинской, Лобвинской пещер, Дыроватого Камня - прежде всего, наконечники стрел, украшения, керамика, редкие орудия труда, кости жертвенных животных - свидетельствуют о проводимых здесь культовых церемониях на протяжении мн. тысячелетий. В ряде пещерных С. (Адакская, Эшмесская, Чаньвенская, Шайтанская пещеры) представлены комплексы только жел. в.

   Писаницы - наскальные изобр. горно-лесной ч. У. (Шайтанская, Писаный камень, Двуглазый камень, Идрисовская и др.) появились в конце кам. в. (неолит); рис. дополнялись и использовались в последующие эпохи металла. Нек-рые наскальные изобр. почитались мансийским нас. до XVII - XIX вв. Отражая традиционные мифологические и календарные представления древнеур. охотников, писаницы служили, видимо, местом отправления коллективных охотничье-промысловых обрядов. От последних у подножия скал с писаницами сохранились кальцинированные кости, обломки сосудов, изделия из камня.

   Иссл. последнего десятилетия в лесостепи Зауралья обнаружено уникальное святилище Савин I. По нему можно судить о ранней стадии мифологических представлений и астрономических знаниях нас. лесостепного Зауралья энеолитического времени. Следующий этап развития этого феномена ярко представлен святилищем Синташта - пам. протогородской цивилизации Юж. У. первой половины II тыс. до н.э. Святилище - храм, сооруженный на кургане вождя, представлял собой 9-ярусную пирамиду, с основанием 72 м и высотой более 9 м, увенчанную куполом и священным столбом - "деревом жизни". На площадках каждого яруса совершались, по-видимому, обряды. Повторение в архитектуре протогородов (Аркаим, Синташта) и погребальных комплексах формулы Мандала, позволяет предположить картину мира, в к-рой ср. и нижний миры сооружались соответственно верхнему миру - миру Солнца. Святилище Синташта - ось связи трех миров.

   В раннем жел. в. (VII-III в. до н.э.) на вершинах гор (Азов-гора, гора Караульная, грот Сухореченский), на высоких берегах оз. (Куяш-Огневское) горно-лесного и лесостепного Зауралья сохранились остатки захоронений душ древних металлургов иткульской культуры. Находки представлены птицевидными и антропоморфными изобр., круглыми бляхами и зеркалами.

   На позднем этапе жел. в. в Приуралье и Сев. Зауралье появляются С. в виде костищ (Гляденовское, Туманское костище, Костища в Прикамье), где рядом с пережженными и сырыми костями животных на прокаленных глиняных площадках и в канавках лежат предметы вооружения и охоты, бусы, антропоморфная и зооморфная культовая пластика. В позднем жел. в. (2-я пол. I тыс. н.э.) эта традиция сохраняется в пам. ломоватовской культуры Верхнего Прикамья и молчановской культуры лесного Зауралья (Юдинское костище, Тынское костище). В этих пам. более очевидна связь святилищ с погребальным культом.

   В позднем жел. в. (VI-XIII вв. н.э.) в горно-лесном Зауралье культовые действия происходили, видимо, непосредственно у мест мет. произв.: на площадках в основаниях останцев - Чертова городища, Шарташских каменных палаток, Кырманских скал. Наряду со следами мет. произв., найдены обломки сосудов, жел. скребки и наконечники стрел, фигурки лошади.

   Находки на ур. С. от эпохи верхнего палеолита до XIX-XX вв. н.э. дают богатейший материал для реконструкции духовного мира древних финно-угров и индо-иранских народов.

   Лит.: Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Новисибирск, 1986; Петрин В.Т. Палеолитическое святилище в Игнатиевской пещере на Южном Урале. Новосибирск, 1992; Потемкина Т.М., Гусаков М.Г. Религиозные представления населения эпохи энеолита Зауралья // Религиозные представления в первобытном обществе. Тезисы докладов. М., 1987; Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В. Синташта: Археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей. Челябинск, 1992. Т.1.

   Викторова В.Д., Чаиркин С.Е.

Энциклопедический словарь

святилище

место отправления культов в первобытной религии - пещера, роща, огороженный участок, постройка и т. д.

Словарь Ожегова

святилище

СВЯТИЛИЩЕ, а, ср. (устар. и высок.). То же, что храм. С. богов. С. науки.

Словарь Ефремовой

святилище
  1. ср.
    1. устар. Храм.
    2. перен. Место, вызывающее чувство глубокого почтения, благоговения.
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово святилище может быть

Предложения со словом святилище

  • Обычным людям не разрешалось входить за земляной вал, окружавший святилище, но мастеру-каменщику было позволено ступить в святая святых, и он с великим почтением взирал на таинства жрецов, что совершались в жертвенном круге, за широким меловым валом, рассеченным дорогой, что стрелой уходила к горизонту.
  • Здесь в плену, будучи рабыней, она основала под мощным дубом святилище Зевса, так как она, естественно, помнила о Зевсе также и на чужбине, куда приехала, будучи служительницей его храма в Фивах.
  • Гора пены проникла в святилище через расщелины в стенах, быстро поднялась к отверстию на вершине, потом бросилась в бездну, с шумом водопада.
  • Главное святилище Кибелы находилось на горе Иде, в городе Пессине, а главной святыней был небольшой треугольный камень – по разным свидетельствам, то ли заменявший лицо на статуе богини, то ли вставленный этой статуе в рот (как и многие священные камни, камень Кибелы, вероятно, был метеоритом).

Цитаты со словом святилище

  • В тебе самом есть тишина, есть святилище, куда ты в любое время можешь удалиться, чтобы побыть самим собой.
    Герман Гессе