(Световид) - божество, тождественное Диву и Сварогу. Это только различные прозвания одного и того же высочайшего существа. По свидетельству Саксона-грамматика в богатом арконском храме стоял огромный идол Святовита, выше роста человеческого, с четырьмя бородатыми головами на отдельных шеях, обращенными в четыре разные стороны; в правой руке держал он турий рог, наполненный вином. Четыре стороны Святовита, вероятно, обозначали четыре стороны света и поставленные с ними в связи четыре времени года (восток и юг - царство дня, весны, лета; запад и север - царство ночи и зимы); борода - эмблема облаков, застилающих небо, меч - молния; как владыка небесных громов, он выезжает по ночам сражаться с демонами тьмы, разит их молниями и проливает на землю дождь. Вместе с тем он признается и богом плодородия; к нему воссылались мольбы об изобилии плодов земных, по его рогу, наполненному вином, гадали о будущем урожае. Святки - игры в честь бога Световида - были широко распространены у восточных славян: русских, украинцев, белорусов.
(Zuantewit) или Световит — языческий бог древних западных славян, живших на о-ве Рюгене. Известия о нем имеются у средневековых хронистов Гельтольда и Сансона Грамматика. Бог земли рюгенцев, он получил первенство над другими славянскими божествами; в сравнении с ним, они считались как бы полубогами. О культе С. довольно много сообщает второй из названных хронистов, хотя его сведения не всегда заслуживают доверия. Храм С. был в Арконе, на о-ве Рюгене. Здесь стоял идол с громадным мечом в руках; верили, что ночью бог садится на коня и поражает мечом врагов славян. В честь его при храме содержались 300 вооруженных всадников, беспрестанно делавших набеги на соседей и посвящавших награбленную добычу богу. В храме С. хранилось большое цветное знамя, которое выносили при открытии войны; это служило знаком, что раздраженное божество разрешает опустошать неприятельские города, разорять алтари и все предавать мечу и огню. Таким образом С. является как бы богом войны. Он имел в своем храме белого коня; возле идола С. висели седло и узда. Ездить на коне С. было строго воспрещено; только жрец мог выводить и кормить его. Этот конь служил в Арконе для гаданья: втыкали в землю перед храмом три ряда копий, связанных попарно накрест; ряды эти ставились в равном один от другого расстоянии; совершив моление, жрецы вели коня С. и, смотря по тому, переступал ли он через копья правой или левой ногой, предсказывали успех или неудачу. С. является также и богом обилия: арконский идол С. держал в правой руве турий рог, который ежегодно наполнялся вином. Ежегодно после жатвы жители собирались перед храмом, приносили жертвы и устраивали общий пир. Жрец брал из руки идола рог и если замечал, что напитка в нем убыло много, предсказывал бесплодный год, а если оставалось еще много — урожай. Согласно с предсказанием, он советовал народу быть скупее или щедрее в употреблении хлеба, потом выливал старое вино к ногам идола и наливал свежего, громко испрашивая у бога счастья, побед и богатства народу. После этой молитвы жрец осушал "единым духом" рог, наливал снова и вкладывал в руку идола. К празднику С. ежегодно приготовляли огромный медовый пирог, почти в рост человека. Жрец, став за пирогом, спрашивал у народа, видят ли его, и когда ему отвечали утвердительно, он тотчас же высказывал желание, чтобы будущий год был еще плодороднее, а пирог еще больше. Кроме указанных авторов, мы не встречаем упоминания о С. ни у сев.-вост., ни у южных славян. В русских летописях о нем не говорится, равно как и в "Синопсисе" Иннокентия Гизеля. Впервые о нем упоминает Попов (в книге "Краткое описание славянского баснословия", 1768), с легкой руки которого сомнительное рюгенское божество, неизвестно кому принадлежавшее — германцам или славянам, вносится в славянский пантеон. См. Афанасьев, "Поэтич. воззр. славян на природу"; Krek, "Einleitung in d. Slavische Litteratur"; Zibrt, "Nakres slovansk ého bajeslovi".