седло, седла, мн. сёдла, сёдел, сёдлам, ср.
1. Упряжь для верховой езды, сиденье для всадника на спине лошади. Кавалерийское седло. Английское седло. Дамское седло. Вьючное седло. Подтянуть седло. Сесть в седло. Сидеть в седле. Вскочить в седло. «Лошадь не успела двинуться, как Вронский гибким и сильным движением стал в стальное, зазубренное стремя и легко, твердо положил свои сбитое тело на скрипящее кожей седло.» Л.Толстой.
| Кожаное сиденье у велосипеда.
2. То же, что седловина во 2 знач. Седло Эльбруса.
• (Ходить) под седлом - быть в употреблении в качестве верховой (о лошади). Эта лошадь уже третий год под седлом (ходит). Седло барометрическое (метеор.). - две области пониженного давления между двумя областями высокого давления - признак изменчивой, пасмурной погоды.
Индоевропейское – sed (сидеть, сесть).
Общеславянское – sedъlo.
Слово «седло» известно с древнерусской поры в форме «седъло» и образовано от старославянского глагола «оседълати», однокоренного с «сесть», «сидеть». Поэтому буквально «седло» – «приспособление для сидения».
Слово восходит к праславянскому sedъlo или sedьlo.
По всей видимости, базой является индоевропейский корень sed, о чем свидетельствуют похожие слова: готское sitls (сидение), древненемецкое seззаl (кресло) и др.
Родственными являются:
Украинское – сiдло.
Чешское, словацкое – sedlo.
Производное: оседлать.
Выбить (или вышибить) из седла - вывести из состояния душевного равновесия, лишить способности противостоять чему-либо, отстаивать что-либо
Идет (или пристало) как (к) корове седло прост. - совсем не идет, выглядеть смешно, нелепо (об одежде)
Сидит как на корове седло прост. - о нескладной, плохо сидящей одежде
СЕДЛО, а, мн. сёдла, сёдел, сёдлам, ср.
1. Часть сбруи род сиденья, укрепляемого для езды на спине животного. С. для верховой езды. Вьючное с. (для вьюков). Верблюжье с. Сесть в с. Ходить под седлом (о ездовом животном: служить для верховой езды). Вышибить (выбить) из седла когон. (также перен.: вывести из равновесия, лишить спокойствия, стойкости; разг.).
2. Кожаное сиденье у велосипеда, мотоцикла, мотороллера.
3. То же, что седловина (во 2 знач.).
| уменьш. седельце, а, ср. (к 1 знач.) и сёдлышко, а, ср. (к 1 знач.).
| прил. седельный, ая, ое (к 1 и 2 знач.).
— прибор для удобного соединения всадника с лошадью. Нумидийцы ездили не только без С., но и на незанузданных лошадях. Греки и римляне также не имели С., и только в 385 г., в царствование Феодосия, появились почтовые С. Совершенствование С. в различных эпохах и странах находилось в зависимости от целей, которые преследовались. Рыцарское С., например, устраивалось так, чтобы всадник имел в нем возможно крепкую посадку для единоборства; нижняя часть туловища и ноги до колен находили в С. прочный упор, но оно получалось сложное и громоздкое. Англичане, добиваясь лишь наименьшего веса в конструкции С. для скачек, дошли до простейшего прибора всего около 1 фунта весом. В устройстве С. важно, чтобы оно, давая всаднику возможность удобной посадки, не портило спины лошади. В различных странах цель эта достигается разными системами С. Главнейшие виды последних в Европе: С. немецкое, французское, венгерское, английское и казачьи. Первые четыре системы разнятся устройством арчаков (ленчиков), а последние, кроме того, и мягким сиденьем, подушкою. Русская регулярная конница имеет С. венгерского типа, ленчик которого был в 1871 г. усовершенствован Станкевичем. В 1885 г. С. это подверглось существенному изменению (прик. по воен. вед. № 68): суконное сиденье (сложенная поверх С. попона) заменено кожаным, деревянные луки — железными; в 1888 г. в нем сделаны еще некоторые частные перемены (прик. по воен. вед. № 136). — В настоящее время для ездовых пешей и конной артиллерии принято С. образца 1871 г. (прик. по воен. вед. № 230). Ленчик этого С. состоит из двух березовых полок (лавки, палицы); на них деревянными нагелями и ушивочными ремешками укреплены луки (березовые арки), а между последними натянут живец (сыромятный ремень, служащий сиденьем). В полках прорезаны отверстия, через которые пропущены путлища (ремни черной глянцевой кожи для поддержки стремян). Поверх живца — вчетверо сложенная попона, а на нее накладываются подпруги, т. е. 2 сыромятные ремня, посредством коих С. приторачивается к лошади; но предварительно под ленчик, на спину лошади, кладется потник — несколько слоев войлока с кожаной крышей. С. регулярной кавалерии ныне состоит из ленчика, живца, 2 подкладок под лавки ленчика, 2 крыльев, 2 путлищ со стременами, 2 подпруг, подперсья, потника, потниковой крыши, 2 кабур переднего вьюка, 2 переметных сум заднего вьюка и вьючных ремней. Принадлежности к С.: попона, попонный трок, саквы (сухарная, соляная, овсяная, для сахару и чаю), 2 мешочка для ружейных и швейных принадлежностей, щетки (платяная, смазная, для чистки амуниции и конского убора), сетка для сена, конская торба, фуражный аркан, конская щетка, скребница, коновязный кол, водопойное ведро, 2 пута, кожаный карман для скребницы, подков и гвоздей, конюшенный недоуздок и бушмат к пике (кому полагается). Об укладке перечисленных принадлежностей и вообще седлания коней см. Снаряжение конское. Вьючные С. полагаются у нас в горных батареях (пеших и конных) для перевозки артиллерии и обоза и, кроме того, в пехотных и кавалерийских полках на случай передвижения некоторого количества груза вьюком. С. пеше-горной артиллерии имеют 4 типа. Из них С. 1-го типа назначается под орудие и лобовую часть лафета, причем состоит из массивной буковой колодки, выделанной со внутренней стороны по фигуре спины лошади. Вес такого С. (с ремнями, но без потника) — 36 фн. С. 2-го типа — под хоботовую часть лафета; оно устроено из двух деревянных полок, соединенных деревянными арками посредством железных обойм и болтов. Вес С. — 29 фн. С. 3-го типа — под колеса, передок и оглобли; также 2 деревянные полки, соединенные деревянными арками, между которыми с каждой стороны С. укреплено по деревянной подушке с железным штырем для надевания на последний колеса (его ступицы). Вес С. — 41 фн. С. 4-го типа — под ящики со снарядами и зарядами; оно такой же конструкции, как и С. 2-го типа, но арки его для большей прочности и более правильного положения вьючных ящиков скрепляются внизу и вверху продольными брусками и снабжены крючками для навешивания ящиков. Вес С. — 27 фн. В каждой пеше-горной батарее полагается вьючных С. под орудие — 10 (в том числе 2 запасных), лобовую часть лафета — 12 (3 зап.), его хоботовая часть — 12 (3 зап.), колесных — 11 (2 зап.), под ящики со снарядами и зарядами — 67 (3 зап.), а в горном взводе летучего парка — 71 (4 зап.). С. конно-горной артиллерии. Их также 4 типа. В каждой конно-горной батарее должно быть вьючных С.: под орудия — 7 (в том числе 1 запасное), лобовую часть лафета — 8 (1 зап.), его хоботовая часть — 8 (1 зап.), под оси — 14 (1 зап.), раму передка — 8 (1 зап.), раму зарядного ящика — 13 (1 зап.), вкладные ящики — 49 (2 зап.), под колеса — 27 (1 зап.). Вьючное обозное С. состоит из соединенных ремнями симметричных половин, и в каждой — соломенная подушка, обшитая парусиной, к которой со стороны, прилегающей к телу лошади, подшит войлок. Подушки представляют одновременно и потник, и полки. В верхней части подушки прикреплен ремешками деревянный брусок. Обе половины С. соединяются двумя ремнями, находящимися по концам брусков, а двумя в середине, причем ремни одной половины имеют пряжки, таким образом половины С. могут сближаться или расходиться при пригонке на лошадь. К ремням в средней части брусков прикреплена спинная подушка из войлока, обтянутого кожей. К передней части С. пристегнута на ремнях ярмовая подушка, лежащая на первых позвонках холки лошади; назначение этой подушки — сдерживать слезание С. назад при подъеме лошади в гору, а при спусках — устранять наклон передней части С. С помощью двух подпруг и нагрудника С. приторачивается к лошади, а для укрепления груза служит решетка (8 деревянных брусков, соединенных двумя веревками), которая перекидывается через С. Решетка удерживается на последнем петлями, а при навьючивании груза охватывает его и притягивает к С.; кроме решетки, груз увязывается особою веревкою. Вес С. с решеткою, подпругами и веревками — 37 фн. На пеше-горную батарею полагается вьючных обозных С.: для артиллерийского обоза — 17, интендантского — 54; на конно-горную батарею, соответственно — 14 и 54; на горный взвод летучего парка — 14 и 23.