секвенция, секвенции, жен. (лат. sequentia - следование) (муз.). То же, что прогрессия во 2 знач.
(лат. sequentia — следование, продолжение) — 1. Вид религиозного средневекового песнопения, возникшего из юбиляций, распевавшихся после «Аллилуйя» на разные гласные. 2. Последовательное перемещение мелодического или гармонического оборота на другой высоте, следующее за первым проведением как его продолжение. Секвенция, проходящая в одной тональности, называется тональной, если же обороты секвенции изложены в разных тональностях — модулирующей.
(СЕКВЕНС)
(sйquence) (буквально — последовательность) — переводится как "эпизод" и иногда используется как синоним сцены, снятой одним кадром.
лат. sequentia - следование (в музыке - перемещение мелодии по ступеням гаммы вверх или вниз):
* "Каждую из таких ситуационных секвенций можно или "рассечь" в повествовании по причинно-следственной оси, или, вернее, по мотивационной оси (тогда из объективного уровня коллизии мы как бы переходим на уровень предположений, проектов и прогнозов, индивидуально локализированных в чьем-то сознании), именно этим и занималась традиционная литература". Фантастика и футурология *
(от средневекового лат. sequentia - последовательность),
— в музыке постепенное повторение мотива, от одного до четырех тактов, в восходящем или нисходящем порядке. При таком повторении выбирается интервал, на который мотив должен перестанавливаться при своем повторении. С. бывает точная и неточная. В точной мотив повторяется буквально (транспонируется), сохраняя не только название всех своих интервалов, но и их величину; при этом мотив повторяется постоянно, повышаясь и понижаясь на тот же интервалл. В неточной С. в мотиве сохраняются интервалы, но допускаются изменения их точной величины, а также мотив повышается или понижается не буквально на тот же интервал. Цепь доминант-септаккордов, из которых каждый идет в следующий доминантаккорд, отстоящий на чистую квинту вниз, также называется С. Другие диссонирующие аккорды также служат для образования С. Септаккорды в пределах лада, образующие секвенцию, постоянно спускающуюся по квинтам вниз, называются секвенцаккордами.
С. в католической церкви — особый род сочинения, относящийся к IX в. и состоявший в том, что под колоратурой, встречавшейся в грегорианском пении на слове "Аллилуйя", подписывался новый текст, причем на каждую ноту мелодии приходился отдельный слог этого текста, прозаического или стихотворного. Ноткер, аббат санкт-галленского м-ря, сочинял свои С. самостоятельно, под непосредственным впечатлением явлений, встречавшихся в его жизни. Позднее некоторые С. сделались достоянием народа (напр., "Dies irae" Фомы Челанского, XIII в.). С. носит характер грегорианского пения.
Н. С.