секуляризация, секуляризации, мн. нет, жен. (от лат. secularis - светский) (книж.).
1. Изъятие чего-нибудь из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., юр.). Секуляризация школьного преподавания.
| конфискация государством церковных и монастырских имуществ (офиц., юр.).
2. перен. Освобождение от церковного, духовного влияния. Секуляризация мысли, литературы.
(от позднелат. saecularis - мирской, светский),
— в средние века лат. слово "Saeculum" (век) получило значение мира и мирской жизни, в противоположность церкви и духовным предметам. Отсюда saecularis — мирской, светский и т. п. Словом С. каноническое право стало обозначать переход лица или вещи из духовного состояния или владения в светское, если только лишение духовного сана не было наказанием (деградацией). С. вещи состояла в уграте ею всех свойств церковного имущества и переходе в светские руки. По катоническому праву такая С. могла совершаться только с согласия церковных властей; но на самом деле наиболее важные случаи С. именно те, при которых она производилась вопреки воле церкви (часто бывали и случаи вынужденного согласия, когда церкви и монастыри уступали сильным соседям отдельные угодья, десятину и другие доходы). Наиболее широкие размеры принимала С. в тех случаях, когда ее производили государи. В VIII в. на Западе большое количество духовных земель было отобрано и роздано светским лицам Карлом Мартеллом (см.), так что по этому вопросу понадобилось особое законодательство (см. соотв. статью). В данном случае С. была вызвана потребностью государства в землях, которые оно могло бы раздавать за службу. Другой подобный случай был при имп. Генрихе II. В конце средних веков против церковного и монастырского землевладения стала раздаваться проповедь лучших представителей самого духовенства (напр., Гуса), которые в богатствах клира и монастырей видели главную причину порчи церкви. В эту эпоху церковное землевладение достигло наибольших размеров; в Англии, напр., около половины всей земли принадлежала епископам, капитулам и монастырям (одним монастырям — около трети всей почвы). В Германии, кроме того, была масса духовных княжеств, напр., владения духовных курфюрстов (см.) или арх. зальцбургского, бременского и т. д. Религиозная реформация сопровождалась С. в очень широких размерах. Первый пример подали еще в XV в. гуситы (см.), но главным образом С. совершилась в ХVI в. Государи, принимавшие протестантизм, обыкновенно секуляризировали церковную и монастырскую собственность, причем, в большинстве случаев, делились ею с дворянством (см.). Ранее всего в эту эпоху С. была совершена в Германии. К секуляризации стремились рыцари, восставшие вскоре после начала проповеди Лютера (см.). По совету последнего, князья, принявшие реформу, отобрали в казну все церковные земли, для содержания нового духовенства, школ, благотворительных учреждений; но в большинстве случаев князья пользовались доходами с С. имений для других целей или раздавали их своим приближенным. С. подвергались и духовные владения. Первым духовным князем, сложившим с себя свой сан и превратившим свое владение в светское герцогство, был в 1525 г. гросмейстер тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский (см. Секуляризация Пруссии). В эпоху аугсбургского религиозного мира было постановлено (reservatum ecclesiasticum), чтобы духовные лица, принимающие протестантизм, не имели права на С. своих земель. Впрочем, это правило плохо соблюдалось, и из-за его нарушения происходили постоянные распри между католиками и протестантами (см. Тридцатилетняя война). По вестфальскому миру 1648 г. в Германии подверглись С. некоторые епископства (Магдебург, Гальберштадт, Бремен, Минден и др). В том же XVI веке С. была произведена и в других государствах, как-то в Швейцарии, Дании, Швеции, Англии, Шотландии и т. п. Даже в Польше, где удержался католицизм, протестантская шляхта овладевала участками земли, приписанными к приходским церквям, и церковной десятиной. В Англии С. распространилась только на монастырскую собственность, епископы, капитулы и деканы, наоборот, получили даже прибавку к своим прежним землям. Генрих VIII, начавший реформацио в Англии, роздал много отобранных у монастырей земель своим любимцам, приближенным и другим лицам. Когда дочь его Мария задумала возвратить церкви конфискованные земли, то новые владельцы объявили, что у них есть мечи для защиты своих прав (в Шотландии всеми духовными имениями завладело дворянство). При Эдуарде VI и Елизавете завершилась раздача дворянству секуляризованных земель. В эпоху первой английской революции, когда в Англии отменена была временно епископальная церковь, предпринята была С. и той церковной собственности, которая не была тронута реформацией. Церковные имения решено было распродать, но раскупалась они плохо, потому что не было доверия к прочности владения. Реставрация 1660 г. возвратила церкви ее прежнее положение в государстве и ее имения. Католическая реакция положила предел процессу С., но он возобновился в ХVIII в. Просвещенный абсолютизм второй половины XVIII века был неблагоприятен духовному землевладению (см.). Уничтожение ордена иезуитов сопровождалось конфискацией всех его имуществ (см.). Иосиф II в Австрии упразднил множества монастырей, обратив их имущества на государственные нужды. Новый период С. в. католических странах начался с французской революцией. Учредительное собрание в. 1789 г. объявило церковные земли собственностью нации и решило их продать для уплаты государственных долгов. Эту меру рекомендовали еще некоторые писатели XVIII в., "для блага и пользы государства" (см. Национальные имущества). Где во время революции утверждалась власть французов или под их влиянием происходили политические перевороты, там обыкновенно совершалась и С. То же продолжалось и при Наполеоне I. В начале XIX в. в Германии были секуляризованы все духовные княжества, которых оставалось еще очень много. С. 1803 г. была средством вознаграждения немецких князей, потерявших владения на. левом берегу Рейна (см. Люневильский мир 1801 г. и Наполеон). В силу этой С. перестали существовать, как политические единицы, 23 епископства и аббатства (Бриксен, Триент, Зальцбург, Эйхштэтт, Вюрцбург, Бамберг, Фрейзинг, Аутсбург, Пассау, Гильдесгейм, Падерборн, Оснабрюк, Любек, Фульда, Корвей, Констанц, Шпейер, Базель, Страсбург, Майнц, Вормс, Трир и Кельн) и множество меньших имений катол. церкви (см. Kleinschmidt, "Die S. von 1803", Б., 1878). В более близкое к нам время С. совершена в Испании и Италии. В известном смысле С. представляет собой и превращение в светское владение бывшей Церковной области. В эпоху франц. революции Рим был объявлен республикой, при Наполеоне I присоединен к французской империи; во время революции 1848 г. он опять на время сделался республикой. Последняя С. Папской области совершилась в два приема — в 1860 г. (Романья) и в 1870 г., когда окончательно пала светская власть папы. С. реформационной и революционной эпох влекла за собой важные политические и экономические следствия. В XVI в. она временно усилила власть правительств, дав им большие материальные средства, и в то же время создала из новых владельцев, получавших или покупавших бывшие духовные земли, класс ревностных защитников новых церковных или государственных порядков. В эпоху реформации приобретателями секуляризованных земель были преимущественно дворяне, в эпоху революции — отчасти буржуазия, отчасти крестьяне. Нередко при этом изменялся сам характер собственности, вследствие дробления крупных поместий на мелкие участки. С другой стороны, новые владельцы меняли в своих землях систему хозяйства. В Англии, напр., в XVI в., новые владельцы стали изменять способы пользования землей крестьянами к невыгоде последних (между прочим — заменяли пашню лугом), что вызвало ряд народных волнений. Важное экономическое значение С. оценено наукой лишь в сравнительно недавнее время, да и до сих пор история С. остается мало исследованной. Литературу — см. Церковное землевладение. — В современной исторической науке термин С. получил и другое значение. Средневековая культура отличалась своим церковным характером, тогда как культура нового времени имеет существенно светский характер. Следя за изменениями, совершившимися в миросозерцании и настроении общества, историки стали говорить о С. философии и науки, литературы и искусства, права и государства и вообще всей жизни. Под этим разумеется освобождение от церковной опеки в умственной и общественной деятельности, обращение в художественном творчестве к светским сюжетам, подчинение жизни требованиям инстинктов человеческой природы, признание законными радостей земного существования и т. п. (в отличие от теократизма, теологического догматизма и аскетизма). Первым культурным движением с таким характером был гуманизм (см.). Религиозная реформация XVI в. и католическая реакция задержали процесс С. культуры, а "просвещение" XVIII в. было как бы новой С. мысли и жизни. Главным врагом С. в этом смысле является клерикализм (см. это слово и Культуркампф). В отдельных случаях С. жизни шла под специальными лозунгами, вроде реабилитации плоти (у сенсимонистов), лаицизации образования (французские школьные законы семидесятых и восьмидесятых гг. и т. п.), но, в сущности, все это лишь отдельные виды С., которая, притом, может иметь весьма различные степени.
Н. Кареев.
(лат. saecularis – мирской, светский) – процесс освобождения культуры от монополии религиозной идеологии. Начиная с эпохи нового времени происходила секуляризация науки, искусства, морали, образования и т.д.
1) обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую;
2) изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому;
3) освобождение от церковного влияния (в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве), усиление светского начала в культуре.
1) ♦ (ENG secularization)
(от лат. saecularis, от saeculum - век, поколение, мир)
процесс перехода от ориентации, включающей религиозные измерения мысли и действия, к ориентации на мир как таковой в качестве единственной воспринимаемой реальности;
2) ♦ (ENG laicization)
процесс принятия на себя светскими властями пастырских функций, обычно выполняемых духовенством.
(от лат. saecularis мирской, светский)
1) процесс освобождения различных сфер общественной жизни (государства, политики, права, науки, культуры, школы, национальных и семейно-бытовых отношений, общественного и индивидуального сознания и др.) от влияния и воздействия религии и церкви;
2) в Зап. Европе переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви;
3) с кон. 19 в. обозначение всякой формы эмансипации от религии и церковных институтов;
4) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации.
(от лат. saecularis - светский) - освобождение политики от религиозной формы, превращение ее в естественноисторический процесс. Секуляризация власти привела к тому, что ценности, авторитет, формообразование, функции и другие моменты политической организации теряют свое сакральное, сверхъестественное содержание. Политика превращается в естественный продукт общественной жизни, исчезает ее трансцендентный, сверхопытный характер. Действительным творцом общественных отношений становится человек, политика подчиняется светскому праву, которое создается органами государства.
Развитие демократии приводит к появлению политики, которая становится делом людей, лишается всякого священного ореола. Люди создают законы, люди должны им и подчиняться. Сакральные отношения превращаются в дело церкви, а политика приобретает опытный естественный характер. В то же время рациональное осознание общественного процесса в XX в., философия, наука и здравый политический рассудок оказались не в состоянии полностью осмыслить общественную ситуацию, создать удовлетворительные социологические и политологические теории. Это приводит к тому, что в политике сохраняется неосознанное-иррациональное.
Современные психологи (Фрейд, Адлер, Юнг) доказали, что у человека существует объемный массив бессознательного, которое сильно влияет на человеческую жизнь, и не в последнюю очередь, на политику. Политика потеряла священный смысл, с неба спустилась на землю, но на земле нашла массив бессознательного. Идеологи демократии (Монтескье, Локк) для нейтрализации недостатков светской власти предложили естественные механизмы (институты): выборность, гласность, разделение властей, господство права, подотчетность власти контролю и т. д. Идеологи открытого общества (Поппер, Мангейм) настаивают на возможности для гражданина осуществлять персональный выбор жизнедеятельности в политическом пространстве. Закон в таком обществе должен приобрести сакральное значение, он должен быть выше отдельного человека, какой бы пост в политической иерархии он ни занимал.
Коротец И.Д.