(греч. Selene)
в греческой мифологии богиня лунного света, дочь титана Гипериона и Тейи (Фейи). Наиболее известен миф о ее любви к юноше Эндимиону, от которого, по одному из вариантов (элейскому), у нее родилось 50 дочерей (по числу недель греческого года). Согласно другому, более распространенному, варианту, С. пришлось остаться одной, так как Зевс погрузил Эндимиона в вечный сон. В аллегорическом употреблении С. означает Луну.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Богиня Луны, возможно, восточного происхождения. Греки отождествляли Селену с Артемидой, а римляне - с Дианой или древней италийской богиней Луной, кроме того, и греки и римляне отождествляли ее с Гекатой. Ее возлюбленным считался Эндимион. Полагали, что Селена покровительствует колдовству и способна вызывать любовные чары. Как и у богини утренней зари Эос, у Селены была упряжка лошадей, на которых она путешествовала по небу. Подобное изображение сохранилось на восточном фронтоне Парфенона.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Селе́на - в древнегреческой мифологии богиня луны, сестра бога Гелиоса.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
Олицетворение луны (греч. «свет», «сияние»), дочь титанов Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса и Эос. Известен миф о любви С.к прекрасному Эндимиону, которого она посещает ночью в Латмийской пещере в Карий. С.обольстил Пан, подарив ей стадо белоснежных ягнят. С.отождествлялась с Артемидой и Гекатой (поэтому к ней обращали слова заклятий, желая привлечь возлюбленного). Считалось, что колдовские манипуляции особенно дейставенны при полном сиянии С.
в греческой мифологии олицетворение луны; дочь титанов Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса и Эос. Существовал миф о любви Селены к Эндимиону, которого она посетила ночью в Латмийской пещере в Карии. Селену обольстил Пан, подарив ей стадо белоснежных ягнят. К Селене обращали слова заклятия, желая привлечь возлюбленного. Эти колдовские манипуляции были особенно действенны при полном сиянии Селены. Отождествлялась с Артемидой и Гекатой. Соответствует римской богине Диане.
и греческой мифологии дочь титанов Гипериона и Тейи, прекрасная богиня луны, царица звездного неба.
в греческой мифологии богиня Луны, отождествлявшаяся с Артемидой.
ж.
Богиня Луны (в древнегреческой мифологии).
(Σελήνη) — одно из божеств греческой мифологии, известное также под именем Мене. Благодаря тому, что оба имени богини, особенно первое из них, сохраняли в греческ. языке свое нарицательное значение Луны, месяца, подлинный смысл эпитетов и атрибутов С. и мифологических рассказов о ней довольно прозрачен. Образ С. как бы стоит на пороге мифотворческого процесса, который задерживается в своем развитии реальным представлением о небесном светиле, носящем то же самое имя. Если бы Луна с раннего времени получила у греков другое название, и первоначальное, реальное значение имени selene было совершенно забыто, то богиня С. наверное явилась бы героиней мифических рассказов и более многочисленных, и более сложных, и пространных, и, наконец, более отдаленных по содержанию от известного цикла небесных явлений, как это случилось с именем Артемиды. Поэты то называют ее сверкающим глазом ночи (Пиндар, Эсхил), то изображают в виде прелестной женщины на небе, с факелом в руках, ведущей за собой звезды, когда она выступает в серебристом блеске в пору полнолуния (Сапфо). Селена — дочь Гипериона, или Гелиоса, т. е. Солнца; она имеет крылья и на голове золотой венец, от которого мягкий свет разливается по небу и земле; она чествуется жертвоприношениями в дни полнолуния; ей посвящен день весеннего равноденствия, когда она, совершив долгий путь и омывшись в волнах океана, надевает на себя сверкающие одежды и впрягает в свою колесницу блестящих коней (Гомер. гимн, 32). В небесах возлюбленным С. был сам Зевс; от него она родила Пандию, которую чествовали в Афинах также около весеннего равноденствия; в горной Аркадии другом С. был Пан. Наиболее прославленным любимцем С. был юноша Эндимион, рассказы о котором приурочены к карийской горе Латму и к Елиде. Некогда юный охотник или пастух, Эндимион покоится вечным сном в пещере Латма; когда Зевс предложил юноше на выбор род жизни, Эндимион пожелал бессмертия и вечной юности, хотя бы и в непробудном сне. Каждую ночь приближается к спящему С. и, очарованная, молча любуется красотой юноши. В Эндимионе, т. е. погружающемся в волны океана, М. Мюллер видит образ Солнца, которое под конец ночи встречается с Луной. По мнению Преллера, это — гений глубокого ночного сна или самой смерти. В Елиде, древнейшее население которой было родственно жителям Карии, Эндимион почитался сыном царя Аэолия и счастливым любимцем С., которая имела от него 50 детей (50 лунных месяцев олимпийского цикла). В Афинах чтили С., как мать прорицателя и поэта Мусия.
См. Преллер, "Griech. Mythologie" (I, 845, сл.); М. Мюллер, "Vergleichende Mythologie" (Essays, II т.).
Ф. М.