22 ноября 2024
450 тысяч слов
+36 за сегодня

Значения слова семинария

все
Словарь Ушакова
Культурология. Словарь-справочник
Католическая Энциклопедия
Архитектурный словарь
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Православный энциклопедический словарь
Историко-этимологический словарь латинских заимствований
Вестминстерский словарь теологических терминов
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

семинария

семинария, семинарии, жен. (от лат. seminarium - рассадник) (дорев.). Специальное среднее учебное заведение. Духовная семинария (для подготовки духовенства). Учительская семинария (для подготовки учителей начальной школы).

Культурология. Словарь-справочник

семинария

среднее специальное учебное заведение для подготовки служителей религиозного культа (духовная семинария) или учителей начальной школы (учительская семинария, существовавшая в России до 1917 г.)

Католическая Энциклопедия

семинария

Семина́рия; Духовная семинария (от лат. seminarium — рассадник) — высшее учебное заведение для подготовки христианского духовенства. В настоящее время в России к среднему образованию приравниваются духовные училища.

История в Российской церкви

В Российской Империи (Северо-восточной России) семинарии начали учреждаться в начале XVIII века, обычно при архиерейских домах; были преимущественно сословными учебными заведениями для сыновей духовенства и не имели певрначально целью подготовку обязательно священнослужителей, ввиду определённой нехватки мест для клириков.

В XVIII веке полный курс, имевшийся далеко не везде[1], мог занимать 8 лет в следующих ступенях («классах»): фара (или аналогия), инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия, богословия. В основе всей системы обучения лежало совершенное овладение латинским языком; все прочие знания давались попутно, из чтения латинских текстов. Постепенное введение греческого началось в конце XVIII века, при митрополите Московском Платоне (Левшине). Под влиянием митрополита Филарета (Дроздова) в XIX веке происходил постепенный отход от латинский схоластики.

По определению устава 1884 года, семинарии представляли собою «учебно-воспитательные заведения для приготовления юношества к служению православной церкви». Семинарии находились под общим управлением Святейшего Синода, состояли в непосредственном ведении епархиальных архиереев, имевших высшее наблюдение за направлением преподавания, за воспитанием учащихся и за выполнением правил устава в общем.

Семинарии содержались на средства Св. Синода и на пособия, отпускаемые из государственного казначейства. Непосредственное управление семинарией принадлежало ректору, инспектору и правлению, имеющему собрания педагогические и распорядительные.

В семинарии принимались молодые люди православного исповедания из всех сословий. Преобладающее значение в учебном курсе семинарий занимали богословские науки, но в значительном объёме преподавались и науки общеобразовательные, входящие в курс классических гимназий.

До конца 1870-х годов окончившие курс семинарий имели свободный доступ в высшие учебные заведения, наравне с гимназистами. Затем доступ этот был закрыт; впоследствии (в конце XIX) лучшим из окончивших курс семинарий было дозволено поступать в Томский и Юрьевский университеты.

Обучение в семинариях было бесплатным, причём сироты и дети бедных родителей принимались на казённое содержание. Лучшие воспитанники семинарий по окончании курса поступали в духовные академии; большая часть воспитанников определялась епархиальным начальством на места священно- и церковнослужителей либо на должности учителей и надзирателей в духовно-учебные заведения.

К началу XX века существовало 55 духовных семинарий, в которых учились около 18.000 человек.

Архитектурный словарь

семинария

   Среднее учебное заведение для подготовки служителей культа (духовная семинария) или учителей начальной школы (учительская семинария).

   (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

семинария

, и, ж.

   Название духовных и учительских средних учебных заведений.

   * По приходе в семинарию вся толпа разошлась по классам. // Гоголь. Вий // *

   СЕМИНАРСКИЙ.

Православный энциклопедический словарь

семинария

(лат. - рассадник) - учебное заведение для подготовки священнослужителей.

Историко-этимологический словарь латинских заимствований

семинария

   1) Среднее педагогическое учебное заведение в дореволюционной России;

   2) среднее учебное заведение для подготовки духовенства.

    лат. seminarium «питомник, школа». Заимств. из польск. seminarium «духовное и учительское среднее учебное заведение» (Фасм., III, 599) или укр., белор. семинариум в 20-х годах XVIII в. (Бирж., 303), фр. séminaire.

   Впервые фиксируется в Сл.Кург. (409). Ср.: БАС, XIII, 629-630.

   ║ Семинарист. Заимств., вероятно, из фр. seminariste «ученик семинарии». Фиксируется в Сл.Кург. (409). Ср.: БАС, XIII, 630.

   ║ Семинарский. Образовано при помощи суф. -ск- от основы сущ. семинария. Приводится в СА 1847 (БАС, XIII, 630).

Вестминстерский словарь теологических терминов

семинария

 ♦ (ENG seminary)

 (лат. seminarium - парник, рассадник)

   школа, обучающая и подготавливающая людей для христианского служения через наставления в теологических дисциплинах. Также - здание, в к-ром находится такая школа.

Энциклопедический словарь

семинария

среднее учебное заведение для подготовки служителей религиозного культа некоторых христианских конфессий (духовная семинария, см. также Духовные учебные заведения); в некоторых странах (в т. ч. в России в 18 - нач. 20 вв.) - для подготовки учителей начальной школы (учительская семинария).

Словарь Ожегова

семинария

СЕМИНАРИЯ, и, ж. Название нек-рых специальных средних учебных заведений. Духовная с. (для подготовки служителей культа). Учительская с. (для подготовки учителей; устар.).

| прил. семинарский, ая, ое.

Словарь Ефремовой

семинария
  1. ж.
    1. Название средних духовных учебных заведений.
    2. Название средних педагогических учебных заведений в Российском государстве до 1917 г.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

семинария

(лат. seminarium — рассадник) — образовательное учреждение для подготовки духовных лиц и учителей преимущественно народных школ. Название С. появляется впервые со времени триентского собора (1545—63) и было официальным наименованием учебных заведений, имевших целью подготовку духовных лиц. Позже в Германии и Франции была сознана потребность в учреждении особых С. для подготовки будущих учителей, преимущественно для народных школ. Еще герцог саксен-готский Эрнест Благочестивый (ум. в 1675 г.) предполагал открыть такую С. Мысль об учреждении С. для учительниц защищал Фенелон в своем сочинении о воспитании девиц (1687). В 1684 г. была открыта. в Реймсе "S éminaire des maîtres d'é cole"" Мысль герцога Эрнеста была осуществлена в Германии Авг. Герм. Франке в Галле: учрежденная им Seminarium praeceptorum (1695 г.) выпустила много учителей для средних и низших школ. В 1732 г. была открыта С. близ Штетина, в 1735 г. — близ Магдебурга, в 1784 г. — в Берлине и т. д. Мало-помалу эти учреждения, часто носившие название нормальных школ, распространились в большом числе по Германии, Австрии и Швейцарии, пользуясь покровительством как католических, так и протестантских духовных лиц, и так назыв. филантропистов (Базедов и др.). Вновь обратили на себя особое внимание С. в Германии, начиная с 1807 г., вследствие возбуждения, охватившего Германию после разгрома 1806 г., и под влиянием идей Песталоцци. Только в последние десятилетия забота о систематическом подготовлении сведущих учителей для народных школ была признана в Западной Европе непременной обязанностью государства; из 200 правительственных С. в Германии 40% были открыты после 1872 г.; из 36 правительственных и частных женских С. в Пруссии лишь одна существует долее 50 лет. В других государствах С. распространились по примеру Германии. И во Франции, где во время революции делу образования народных учителей оказывалось большое внимание, стали особенно заботиться об Ecoles normales (как там называются С.) лишь в XIX в., под влиянием Германии. Устройство С. весьма различно. В некоторых из них воспитанники — интерны, в других — экстерны. Продолжительность учения также различна: в Пруссии, например, она равняется 3 годам, которым предшествуют 2 — 3 года занятий в приготовительной школе, а в Саксонии она доходит до 6 лет. В Саксонии во всех С. введено обязательное изучение латинского языка; в Пруссии изучение одного иностранного языка предоставлено на выбор учащихся. В большинстве немецких С. введено изучение музыки, особенно игры на органе, так как в Германии учителя обыкновенно занимают и должность органистов. Во всех С. Германии обучают гимнастике и рисованию, весьма часто также и сельскому хозяйству, садоводству и разведению плодовых деревьев. При всех благоустроенных С. имеются школы, в которых семинаристы старших классов упражняются в преподавании, под руководством. своих учителей. Многие С. находятся в. тесной связи с учреждениями для глухонемых, где семинаристы упражняются в занятиях с глухонемыми. Во Франции нормальные школы в настоящее время урегулированы декретом 29 июля 1881 г. Кроме этих школ, во Франции, а также в Италии и Венгрии существуют особые С. для подготовления учителей и учительниц высших народных училищ и средних учебныхт заведений. В Германии в настоящее время существуют при университетах или находятся с ними в тесной связи многочисленные практические институты, носящие название С. исторических, статистических, экзегетических, катехизических, гомилетических, литургических, филологических, археологических, педагогических. Эти С. служат дополнением к чисто научным лекциям профессоров университетов. Среди них наибольшее значение имеют педагогические С., имеющие целью практическое подготовление учителей для средних учебных заведений; при таких С. часто имеются школы для упражнения будущих учителей. Первообразом таких С. является seminarium praeceptorum (см. выше); в XVIII в. появился в Германии ряд педагогических С.: в Геттингене (в 1737 г.), в Галле (при Университете, 1776 г.), в Берлине (при Гимназии, 1788 г.). Особенно рекомендовал учреждение педагогических С. при университетах Гербарт, хотя с практической точки зрения является более удобным соединение их со средним учебным заведением и, по возможности, с С. для народных учителей. Циркуляром 1890 г. прусский министр народн. просвещения ф. Гослер предписал, чтобы все кандидаты в учителя, до допущения к пробным занятиям, пробыли год в С.; вследствие этого циркуляра, открыт ряд новых С. при средних учебных заведениях. О духовных С. в Poccuи см. Духовно-учебные заведения (см.); о русских С. за границей для приготовления учителей древних языков и преподавателей гражданского права см. Россия (см.). См. еще Учительские семинарии.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово семинария может быть

Предложения со словом семинария

  • Уделяя определенное внимание законодательному обеспечению учебного процесса в учительских семинариях и школах, автор кратко осветил деятельность Министерства народного просвещения и некоторых уездных комитетов по организации педагогического образования, затронул вопросы правового регулирования бюджетов, правового статуса и обязанностей учительского персонала земской школы.
  • Духовная семинария, старейшее учебное заведение Воронежа, изначально было основано при архиерейско-монастырском доме.
  • Как учебные заведения вообще делятся на низшие, средние и высшие, так отнесенная к числу средних семинария, в частности, делилась на три периода, и каждому периоду даны соответственные науки, которые в них и начинались, и оканчивались.
  • И если сегодня извлекаются почти двухсотлетней давности факты – подробности семинарской жизни, то ради того только, чтобы говорить о человеке, имя которого семинария тщательно избегала и предала архивному забвению.