семь, Семи, семью, числ. колич. Название числа 7; цифра 7. Четыре да три - семь. Напиши здесь семь.
| Количество. Семь метров сукна. По семи рублей с брата. Семи пядей во лбу (см. пядь). За (под) семью замками, печатями (см. замок, печать). Семь пятниц на неделе (см. пятница).
Индоевропейское – sept(e)mas (седьмой).
Общеславянское – sedmь (семь).
Древнерусское – семь.
Числительное «семь», означающее цифру, число или количество, известно еще древнерусскому языку (с XI в.) и восходит к общеславянскому слову sedmь («семь»).
Общеславянское sedmь – производное от порядкового числительного sedьmъ, -а, -о, где dm из bdm < ptm и восходит к индоевропейскому порядковому sept(e)-mas (седьмой).
Родственными являются:
Украинское – сiм.
Чешское – sedm.
Производные: седьмой, семнадцать, семеро.
Семь бед - один ответ - рискнем, что бы ни случилось, будь что будет, все равно отвечать
Семь верст до небес и все лесом - очень много (наобещать, наговорить)
Семь пятниц на неделе (на дню семь пятниц) шутл. - о том, кто часто меняет свои решения, мнения
Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь - перед тем как сделать, решить что-либо ответственное, серьезное, тщательно обдумай, все предусмотри
У семи нянек дитя без глазу (глаза) - дело страдает, если за него берется несогласованно сразу несколько человек
♦ Л. Вольперт рассказывала, как принимала первые экзамены и еще не знала, за какое незнание что ставить. Пришел пожилой заочник и сказал: "Семь". Она не поняла. (Десяток? бутылок?). Он сказал: "Семь детей". — "Ну, отвечайте только на один вопрос". (Я не удержался и спросил: "он сказал: три с половиной?"). Все кончилось благополучно.
♦ Уже трудно жить, семь раз отмеривая: к седьмому отмеру забываешь первый.
(Шив'а)
Число "семь" часто встречается в Торе*, в Талмуде* и в каббалистических книгах. В Торе сказано: "И завершил Бог к седьмому дню дело Свое, которое делал, и почил в день седьмой от всей работы Своей, которую делал. И благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в этот день почил Он от всего творения Своего, которое Он совершил, созидая" (Быт. II, 2-3). Отсюда С. дней в неделе; сыны Израилевы обходили С. раз вокруг стен Иерихо; С. свечей у светильника, седьмой год - "шмита"*.
В Талмуде приводится множество сказаний, в которых фигурирует число С: С. предметов скрыты от людей, С. творений созданы были до сотворения мира, и проч.
— число представителей скота чистого и птиц в Ноевом ковчеге (Быт.7:2,3),
число дней до начала потопа (Быт.7:4,10),
число дней, после которых Ной выпускал голубя (Быт.8:10,12),
число агниц для заключения союза (Быт.21:28),
число лет службы Иакова за Рахиль и Лию (Быт.29:18,20,27),
число поклонов (Быт.33:3),
число коров и колосьев, лет изобилия и голода (·Быт.41),
число дней плача (Быт.50:10),
число дочерей Рагуила (Исх.2:16),
число дней поражения реки в Египте (Исх.7:25),
число дней опресноков (Исх.12:15 ; Исх.23:15),
число дней пребывания с матерью (Исх.22:30),
число лампад светильника (Исх.25:37),
число дней посвящения первосвященников и очищения жертвенника (Исх.29:30,35; Иез.43:25,26),
число кроплений (Лев.4:6,17; Лев.8:11 ; Лев.14:7,16,51),
время посвящения (Лев.8:33,35),
число недель между праздниками (Лев.23:15 ; Втор.16:9),
число животных для жертвы (Лев.23:18 ; Чис.23:1,29; 1Пар.15:26 ; 2Пар.29:21 ; Рим.42:8 ; Иез.45:23),
число субботних лет до юбилейного года (Лев.25:8),
номер месяца праздников труб и кущей и дня очищения (см.),
число жертвенников (Чис.23:1,4,14,29),
число мест, ограничивавших распространение израильтян (Втор.1:1, см, Асироф),
число священников, труб и обходов Иерихона (Нав.6:3,7,12,14),
число кос на голове Самсона (Суд.16:13,19),
число сыновей Иессея (1Цар.16:10),
длительность постов (1Цар.31:13 ; 2Цар.12:16,18,22),
число выданных людей (2Цар.21:6,9),
число лет голода (2Цар.24:13),
число лет постройки храма (3Цар.6:38),
число чиханий ребенка (4Цар.4:35),
число омовений Неемана в Иордане (4Цар.5:10,14),
число лет голода в Самарии (4Цар.8:1),
число советников царя (Езд.7:14 ; Есф.1:14 ; Иер.52:25),
продолжительность пира (Есф.1:5),
число евнухов царя, призванных в седьмой день (Есф.1:10),
число приставленных к Есфири девиц (Есф.2:9),
число сыновей Иова (Рим.1:2 ; Рим.42:13),
число мерзких вещей (Прит.6:16),
число столбов дома мудрости (Прит.9:1),
число лет сожигания оружия (Иез.39:9),
число месяцев захоронения убитых (Иез.39:12),
число ступеней (Иез.40:22,26),
число времен (Дан.4:13),
число седмин (Дан.9:25),
число звезд (Ам.5:8),
число пастырей (Мих.5:5),
число очей (Зах.3:9 ; Зах.4:10),
число лампад и трубочек светильника (Зах.4:2),
число хлебов и корзин оставшихся кусков (Мат.15:34,37; Мат.16:10),
число братьев (Мат.22:25),
число бесов, изгнанных из Марии Магдалины (Мар.16:9 ; Лук.8:2),
число выбранных (Деян.6:3),
число отправившихся к Корнилию (Деян.11:12),
число сынов Скевы (Деян.19:14),
число церквей, духов, светильников и звезд (Отк.1:4,12,16; Отк.2:1 ; Отк.3:1),
число светильников — духов Божиих (Отк.4:5),
число печатей (Отк.5:1),
число рогов и очей (Отк.5:6),
число Ангелов, труб (Отк.8:2),
число громов (Отк.10:3),
число голов дракона (Отк.12:3),
число голов зверя (Отк.13:1),
число Ангелов, язв, чаш (Отк.15:1 ; Отк.16:1),
число царей (Отк.17:10).
Совершив творение, Бог почил в седьмой день (Быт.2:2) и поэтому освятил его (Быт.2:3) и заповедал Своему народу святить день субботний, то есть каждый седьмой день (Исх.20:8 -11).
Число семь всегда считалось у евреев священным и часто использовалось в богослужебных действиях (особенно это видно на выборе числа жертв), в праздниках (см.), а также для выражения многократности (Быт.4:15 ; Лев.26:18,21,24,28; Втор.28:7,25; Руф.4:15 ; 1Цар.2:5 ; 3Цар.18:43 -44; Рим.5:19 ; Пс.11:7 ; Пс.118:164 ; Прит.24:16 ; Прит.26:16,25; Ис.4:1 ; Ис.11:15 ; Иер.15:9 ; Дан.3:19 ; Мат.12:45 ; Мат.18:21 ; Лук.17:4). Семь раз употреблено в Писании слово «вечный» в отношение наказания злых.
Число семь считалось также священным и у других древних народов (Египта, Ассирии, Персии) и выводилось оно из числа «главных» (самых ярких) небесных тел — солнца, луны и пяти известных в то время планет (Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна), а также того факта, что фаза луны меняется каждые семь дней. (см. тж неделя, суббота)
СЕМЬ, семи, семью, числит. колич. Число, цифра и количество 7. С. бед один ответ (посл.).
| порядк. седьмой, ая, ое.
— простое число, которое уже в астрологии и астрономии египтян играло большую роль (7 планет на небе, 7 дней недели, 7 лет — цикл). У евреев период субботнего года состоял из 7 лет, юбилейного из 49 (7 × 7); пасха, куща и другие праздники продолжались 7 дней. Во многих местах Библии С. встрчается в качестве числа зла (7 дьяволов). Фараону приснились 7 коров жирных и 7 тощих; свет сотворен был вместе со днем отдыха в 7 дней. У греков число 7 посвящено было Аполлону: на седьмой день до новолуния приносилась ему жертва. Римско-католическая церковь делит день на 7 канонических часов и установила особый праздник в память 7 болестей и 7 радостей Марии. В Апокалипсе упоминаются 7 церквей, 7 подсвечников и т. д. Среди предрассудков средних веков и новейших времен 7 играло большую роль. В одной карточной игре XV столетия семерка-дьявол (злая семерка) била все остальные карты. У многих народов седьмой сын в семье (sept é naire y французов) считается будущим чудотворцем; во Франции и Англии ему приписывают, подобно королю, способность исцелять зоб одним прикосновением своим. У славян распространены предания о 7 племенах и 7 родоначальниках (между прочим, 5 братьев и 2 сестры).