семья, семьи, вин. семью и (прост.) семью, мн. семьи, семей, семьям, жен.
1. Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Глава семьи. Член семьи. Советская семья. «У нас была хорошая, непьющая семья.» Некрасов. «Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством, пускай себе разумником слыви, а в семью не включат.» Грибоедов. «И вот ввели в семью чужую.» Пушкин. Влияние семьи на ребенка. Пошли гулять всей семьей. Происхождение семьи. «В семье не без урода.» (посл.).
| перен. Организация, группа людей, дружная и сплоченная общими интересами. Не пускать паразитов в семью трудящихся. Наша кооперативная семья увеличилась.
Индоевропейское – k'ei+-m- (семья).
Общеславянское – semьja (домочадцы, семья).
Слово «семья» в современном русском языке – из древнерусского, где широко известно уже в XI–XII вв. в форме «с(ять)мья» и книжной «с(ять)мия».
Слово восходит к общеславянскому semьja и далее – к индоевропейскому сочетанию корня k'ei- и суффикса -m, который находит отражение в словах многих языков: древненемецкое heim (домашний очаг), литовское seima (семья) и т.д.
Родственными являются:
Украинское – сiмя.
Болгарское – семейство.
Производные: семейство, семейный.
В семье не без урода - в любом коллективе всегда есть кто-либо, отличающийся от других какими-либо, чаще дурными качествами
основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. С. является социальным институтом, реализующим функцию воспроизводства новых поколений. Соответственно С. выполняет специфические функции - репродуктивную (рождение детей), экзистенциальную (содержание детей) и первичной социализации (воспитание детей). В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений.
На ранних этапах существования человечества - в рамках родоплеменных отношений - С. не существовало. Отношения между полами строились по принципу полигамии, т.е. свободного выбора и смены половых партнёров, а также совместного воспитания детей всеми членами рода. По мере совершенствования социальных отношений и накопления материального богатства оформилась моногамная С. как союз супругов, ведущих совместное хозяйство и воспитывающих собственных детей. Самой ранней формой С., сохранившейся до настоящего времени, была патриархальная С., объединявшая родственников нескольких поколений при главенствующей роли старшего мужчины - собственника средств к существованию. Отношения в патриархальной семье строились на экономической и психологической взаимозависимости её членов и носили авторитарный характер (см. Авторитарное воспитание). По мере роста благосостояния населения получила распространение нуклеарная семья, объединявшая лишь супругов и их несовершеннолетних детей. Нуклеарная семья предоставляла своим членам большую независимость, но породила ряд проблем, связанных с утратой преемственности поколений. В то же время отсутствие возрастной иерархии нескольких поколений привело к демократизации семейных отношений и стиля воспитания.
В современных условиях существуют С. различных типов - и патриархально-авторитарные, и нуклеарно-демократические, а также смешанных форм, когда совместное проживание нескольких поколений уже не связано со строгой семейной иерархией. Современные С. поддерживаются не столько экономическими, сколько психологическими мотивами. По брачному состоянию различают полные С. и неполные семьи, состоящие лишь из одного родителя (чаще всего матери) с детьми. По количеству детей выделяют малодетные семьи (в т.ч. однодетные семьи) и многодетные семьи. С увеличением числа разводов (см. Расторжение брака) появилось большое число т.н. повторных семей, в которых с детьми от данного брака проживают дети от предшествующего брака супруга (супругов).
С. как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. С. - первичный коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях. В С. ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. В процессе семейного воспитания у детей вырабатываются привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.
Вопрос о роли С. в формировании человека привлекал внимание мн. учёных. Античные философы, в частности Платон, утверждали, что всё зло мира, сословное неравенство проистекают, прежде всего, из наличия неравных условий воспитания в С. Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит индивидуализм, корыстолюбие и другие пороки. Философы Нового времени по-разному оценивали роль С. Например, Т. Кампанелла и Ш. Фурье считали, что счастье людей нельзя достичь при сохранении моногамной (единобрачной) С., а воспитание детей в С. рассматривали как абсолютное зло. Т. Мор и Г. Мабли выступали за единобрачную С. и сочетание семейного и общественного воспитания. Т. Дезами и Р. Оуэн видели идеал будущего в свободном союзе свободных людей и основным считали общественное воспитание (в семье надлежит жить только младенцам). Идея приоритетной роли общественного воспитания преобладала в советской теории коммунистического воспитания. Современные учёные в большинстве стран мира считают, что гармоническое развитие ребёнка наиболее полно осуществляется при сочетании семейного и общественного воспитания.
С. - единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому следует говорить не об утрате влияния С. на ребёнка, а об утрате монопольного влияния: С. начинает разделять свою воспитательную функцию с другими институтами. И чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным и общественным воспитанием, тем значительнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса.
В Рос. Федерации в целях оказания помощи С. разрабатывается семейная политика (в т.ч. демографическая политика). Основы семейного законодательства, правовые аспекты функционирования С. (см. Семейное право), проблемы взаимоотношений членов С., в т.ч. родительские права и обязанности, зафиксированы в Семейном кодексе РФ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 257-258)
См. также Авторитарное воспитание, Расторжение брака, Семейное право, Семейный кодекс
пчелиная
-и, ж. Сообщество из нескольких тысяч рабочих пчел, одной матки и большого числа трутней (от нескольких сотен до тысячи и более), связанных в единое целое обменом веществ.
Семья
♦ Famille
Совокупность индивидов, связанных узами крови, брака или любви. Где заканчивается семья? Это зависит от эпохи, региона, конкретных условий. В наши дни и в наших странах различают понятие семьи в узком (отец, мать, дети) и в широком смысле (плюс дедушки и бабушки, дяди и тети, двоюродные братья и сестры, племянники, не говоря уже о родственниках со стороны жены или мужа или сводных детях и их родственниках). Где начинается семья? Этот вопрос остается достаточно спорным, в том числе и в юридическом смысле. Что касается меня и философского подхода, то я отвечаю на него просто: семья начинается с ребенка. Бездетная супружеская пара это не семья, это именно супружеская пара. Зато незамужняя мать, одна воспитывающая ребенка или нескольких детей, это, очевидно, семья. Мне возразят, что детский дом, в котором детей очень много, все-таки не является семьей. Разумеется, но все дело в том, что в детском доме к детям относятся именно как к детям, а не как к сыновьям и дочерям. В этом и состоит разница, в том числе между семьей и школой. Семья – это принимаемое всеми, подразумевающее ответственность, культивируемое родство. Ибо семья в такой же, если не в большей, мере есть факт культуры, в какой она есть биологический факт. Двое взрослых, усыновивших ребенка, – это семья. Супруги, бросившие своего ребенка, – это не семья. Семья это родство по духу или становление духа родства.
Судя по всему, семья, хоть и в различных формах, существовала во все времена и повсеместно. «Факт семьи, – признает Клод Леви-Строс, – является универсальным» («Взгляд издалека»). Здесь, впрочем, возникают свои трудности. Если вслед за Леви-Стросом признать, что универсальность есть признак природы, а частная норма – признак культуры, как объяснить существование универсального, но в то же время очевидно нормируемого, следовательно, принадлежащего к области культуры, института? В этом вопросе мы сталкиваемся с той же проблематикой, с какой столкнулся Леви-Строс, исследуя причину запрета на инцест, и это, конечно, не случайно. Если семья, как и запрет на инцест, представляет две принципиально противоположные характеристики двух исключительных порядков (универсальность природы и частная нормируемость культуры), то это происходит потому, что в семье в конкретной форме реализуется – и не раз навсегда, а в каждом поколении, и для каждого индивидуума каждого из поколений – то, что запрет на инцест устанавливает лишь формально, а именно переход от природы к культуре, от биологического человечества к культурному человечеству; от родства по плоти к родству по духу, от человечества как вида к человечеству как ценности.
Известно, что в этнологии запрет на инцест имеет значение не столько в силу того, что он запрещает, сколько в силу тех требований, которые он накладывает. Половой обмен с членами другой семьи приводит к союзу между семьями, а следовательно, к созданию общества. Если существует нечто такое, чего я не могу найти среди членов своей семьи, а именно сексуальное наслаждение телом другого человека, значит, я вынужден искать его вне семьи, в другой семье, и в конечном итоге это делает возможным и даже необходимым создание третьей семьи. «Во всех случаях, – отмечает далее Леви-Строс, – золотым правилом (или, если угодно, железным законом) состояния общества становятся слова Писания: "Оставь отца твоего и мать твою"». Семья – не просто первичный элемент общества, как полагал Огюст Конт (множество рассеянных семей отнюдь не являют собой общество), но условие его существования. Семья посредством родства представляет природу в культуре и посредством запрета на инцест культуру в природе. Она – тот тигель, в котором беспрестанно идет переплавка животного и человеческого начал. Делая необходимым переход от семьи к обществу, существование семьи реализует переход от природы к культуре.
Семья, отдающая ребенку все, в конце концов отдает и самого ребенка. Кому? Другому мужчине или другой женщине, это само собой разумеется, но прежде всего и главным образом – ему самому. И этот последний дар, самый прекрасный и самый дорогой, именуется свободой. Семья отдает все ребенку, а потом его теряет, мало того, она отдает именно для того, чтобы потерять, чтобы ребенок мог уйти, мог покинуть свою семью. Именно это и называется воспитанием.
А. Темы в Библии
СЕМЬЯ как тема Руфи:
Руфь 2:20
Б. Установление семьи
♦ брак берет начало в саду Едема:
Быт 2:18-24
♦ первые дети, данные Богом:
Быт 4:1,2
♦ семья основана Богом:
Пс 126:1-5
♦ семья благословлена Богом:
Пс 127:1-6
♦ она занимает центральное место в завете с Богом:
Быт 17:7; Нав 24:15
В. Ответственность в семье
1. Отец как глава
♦ глава семьи:
Исх 6:14
♦ глава жены:
Еф 5:23,24
♦ должен любить свою жену:
Еф 5:25–33; 1Пет 3:7
♦ должен следить за исполнением религиозных обязанностей:
Быт 35:1–7; Исх 12:3; 1Цар 1:21
♦ должен следить за воспитанием детей:
Пс 43:2; Пс 77:3; Еф 6:4
♦ должен заботиться о нуждах детей:
2Кор 12:14; Кол 3:21
2. Роль матери
♦ покорна своему мужу:
Еф 5:24; 1Пет 3:1-6
♦ помогает в наставлении детей:
Притч 1:8; Притч 6:20
♦ могла занять важное место в доме:
1Цар 1:9-28; Притч 31:10–31; 2Тим 1:5
3. Место детей
♦ дети — благословение Божие:
Пс 126:3-5
♦ должны уважать родителей:
Исх 20:12; Лев 19:3
♦ должны слушаться родителей:
Втор 21:18–21; Еф 6:1–3; Кол 3:20
Г. Что мешает жизни семьи или разрушает ее
♦ ревность и ненависть:
Быт 4:3-8
♦ недостаток уважения к родителям:
Быт 9:21,22
♦ любимчики среди детей у родителей:
Быт 25:27,28
♦ соперничество и эгоизм:
Быт 27:1-41
♦ полигамия:
Быт 30:1,2; 1Цар 1:1-6
♦ недостаток дисциплины:
1Цар 2:22-25
♦ похоть и инцест:
2Цар 13:1-21
♦ личные амбиции:
Суд 9:1–5; 2Цар 15:1-17
♦ смешанные браки:
Неем 13:23-27
♦ стремление к материальным благам:
1Тим 6:6-10
♦ лжеучения:
Тит 1:10,11
Д. Новый Завет о семье
♦ спасение приходило ко всему дому:
Деян 16:15,31–34; Деян 18:8; 1Кор 1:16; 1Кор 16:15
♦ дети верующих святы:
1Кор 7:14
♦ добрые семьи важны:
1Тим 3:4,5,12; Тит 1:6
♦ забота о своей семье:
1Тим 5:4,8,16
Е. Семья как символ
♦ народа Израиля:
Пс 113:17-20
♦ церкви,
Гал 6:10; Еф 2:19; Евр 2:11; 1Пет 4:17
♦ см. также дети, отец, брак, мать
Syn: семейство (кн., неформ.), дом (обр.), фамилия (уст.)
основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья). В современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий и значительное число разводов. Большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их равноправием.
СЕМЬЯ, и, мн. семьи, мей, семьям, ж.
1. Группа живущих вместе близких родственников. Многодетная с. Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей.
2. перен. Объединение людей, сплочённых общими интересами (высок.). Дружная школьная с. Студенческая с.
3. Группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детёнышей, а также обособленная группа нек-рых животных, растений или грибов одного вида. С. медведей. С. бобров. Пчелиная с. (группа из рабочих пчёл, матки и трутней). С. берёз. С. груздей.
• Семья языков в языкознании: группа родственных языков.
| уменьш. семейка, и, ж. (к 1 и 3 знач.).
| прил. семейный, ая, ое (к 1 знач.).
— еженедельный иллюстрированный журнал. Выходит в Москве с 1892 г. Изд. А. Я. Липскеров, ред. А. А. Левенсон.