украшение в виде кольца, подвески и т. п., продеваемое в мочку уха. Чаще всего серьги делают из золота, серебра и др. металлов, а также из кости и ценных пород дерева. Первоначально были преимущественно мужским украшением. Позднее стали важным элементом дамской моды. См. также клипсы.
— украшения в виде колец разнообразной формы, надеваемые преимущественно женщинами в проткнутые для этой цели уши. С. — чрезвычайно распространенное украшение, встречающееся у всех народов древности (египтян, ассиро-вавилонян, евреев, персов, греков, римлян и германцев), которые большею частью приписывали серьгам силу амулета, предохраняющего от болезней. Бронзовые серьги были находимы в свайных постройках в Швейцарии и во многих древних могильниках. В южно-германских могильниках найдены бронзовые и золотые С. с украшениями этрусского происхождения. В Греции, Малой Азии, Италии (Помпеи), Крыму при раскопках попадаются золотые и серебряные С. с богато украшенными подвесками из драгоценных камней и жемчуга. В Древней Греции подвескам к С. очень искусно придавали форму животных (змей и др.). У греков и римлян С. являются исключительно женским украшением. У мужчин С. в ухе служила обыкновенно признаком рабства. В средние века во Франции обычай носить С. был распространен и среди мужчин высшего сословия, напр., при дворе Генриха III. И в настоящее время в Италии, Франции и России можно встретить в народе мужчин, носящих одну С. и связывающих с этим обычаем разного рода верования. С. составляют необходимую часть современного национального женского костюма там, где он сохранился в наше время. Отделка С. драгоценными камнями, жемчугом, эмалью достигла в настоящее время высокой степени искусства, причем образцом часто являются формы античных С. У современных дикарей С., часто огромных размеров, изготовляются из дерева, кости, раковин и металла. У негров и американских индейцев уши от ношения тяжеловесных С. принимают иногда уродливую форму. В Бразилии — у индийцев пампа, в Сев. Америке — у сиу и дакотов день, когда впервые в ухе делается отверстие для С., празднуется с особенною торжественностью и совпадает с днем, когда ребенку дается имя.
(Быт 35:4, Исх 32:2 и др.). Серьги на Востоке издревле были в употреблении у жен и детей обоего пола. Неизвестно, носили ли у евреев серьги и мужчины: прямо говорится лишь о женах и детях (Исх 27:2), упоминается, впрочем, и о мужах (Исх 35:22), но весьма вероятно, что серьги у евреев постоянно служили украшением более для женщин, чем для мужчин (Иуд. 10:4). У Мадианитян и Измаильтян носили их и мужчины (Суд 8:24-26). Часто серьги служили вместо талисманов (Быт 35:4). У Исаии упоминаются серьги и привески волшебные (Ис 3:19). Обыкновенно серьги делались из золота, иногда украшались драгоценными камнями и жемчугом и были различной формы и величины. Тяжесть означенного украшения, упомянутого в кн. Бытия «(золотую серьгу, весом полсикеля, и два запястья на руки весом в десять сиплей золота)», такая тяжесть (24:22) могла бы показаться почти невероятной, если бы мы не знали из показаний путешественников, что восточные женщины носят даже и в настоящее время серьги равной, или даже большей тяжести. Бедные люди вместо золота и серебра употребляли на приготовление серег стекло, или рог.
украшение для ушей. Подразделяются на два основных вида с камнями и без камней. По форме бывают однорядные (с одним камнем) и с подвесками. По способу крепления к уху различают серьги на крючках, с простым замком, со сложным замком, на винтах и клипсах (прижимные). Все виды крепления, кроме винтов и клипсов, рассчитаны на проколотые уши. Украшение чрезвычайно распространенное, встречается у всех народов древности (греков, римлян, египтян, евреев, персов и др.). Серьгам приписывалась сила амулета, предохраняющего от болезней, и носили их не только женщины, дети, но и мужчины, воины. Бронзовые серьги были обнаружены во многих древних захоронениях. В могильниках Южной Германии найдены бронзовые и золотые серьги с украшениями, этрусского происхождения. В Греции, Италии, Крыму при раскопках были найдены золотые и серебряные серьги, украшенные подвесками из драгоценных камней и жемчуга. В Древней Греции такие подвески часто имели вид животных. например, змей. У греков и римлян серьги носили только женщины; серьга в ухе мужчины была обычно признаком рабства. В средневековой же Франции, например, при дворе Генриха III, серьги пользовались популярностью среди мужчин высшего сословия.
В придворном костюме средних веков серьги встречаются, хотя прижились они не столько в Западной Европе, сколько в Центральной и Юго-Восточной. Украшенные драгоценными камнями и филигранью, в форме полумесяца, серьги входили в облачение императрицы Гизелы.
Серьги были исключительно популярны в эпоху Возрождения, особенно на севере Италии, где для серег использовали драгоценные камни и большие жемчужины грушевидной формы. К началу 17 в. мода на серьги из Италии распространилась по всей Европе. Серьги вновь становятся привилегией женщин: вначале это грушевидные жемчужины, затем подвески, которые с одной стороны украшались драгоценными камнями, а с другой - эмалью.
Во времена барокко серьги непременно входили в состав драгоценных гарнитуров. При Людовике XIV, когда французские ювелиры стали играть ведущую роли в европейской моде, серьги делали не только из классических материалов; к ним добавились слоновая кость, дерево, черепаха и пр. Появились «жирандоли» - серьги в виде трех подвесок. По мере углубления декольте удлинялись подвески. В 18 в. особенно модными были каплеобразные длинные подвески, крепившиеся под ухом на ленте. В эпоху рококо появились серьги «бриолез» - в виде подвесок, находившихся в движении, что создавало необходимую тогда атмосферу игривости.
При классицизме получили распространение большие гладкие серьги, позже - серьги с камеями, а в эпоху бидермейер - серьги с подвесками из полихромного золота.
К настоящему времени отделка серег достигла высокого искусства. Серьги перестали быть исключительной привилегией женщин, особенно среди молодежи. Кроме того, в некоторых странах (Италии, Франции) и взрослые представители мужского пола ходят с одной серьгой - зачастую из суеверия, или по привычке с юности.
Материалы для серег используются самые разнообразные, вплоть до того, что подвеской к серьге может служить мини-аквариум; делались шарообразные подвески со светлячками внутри, или с каким-нибудь оригинальным паукообразным. Выпускались даже серьги с репеллентом от комаров.
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)