(греч. sibylla — женщина-пророк) — предсказательница, ясновидящая, предсказывающая в состоянии экстаза или спонтанно. Считалось, что сивиллы пришли с востока и живут до 1000 лет. Их изображали на своих картинах художники Возрождения, в частности Микеланджело.
Первоначально греки называли так женщин-пророчиц, пришедших с Востока. Варрон насчитывает их уже десять. Самая знаменитая - Сивилла из Кум (Кампания); в "Энеиде" Вергилия она учит Энея, как спуститься в Подземное царство (см. Золотая ветвь). Существует легенда о том, как Сивилла предложила римскому царю Тарквинию Древнему купить девять книг ее пророчеств. Царь отказался купить эти книги за назначенную Сивиллой цену, и тогда Сивилла сожгла три книги и предложила купить оставшиеся. Царь опять отказал, но, когда ясновидящая сожгла еще три книги с начертанным будущим, он купил оставшиеся за первоначальную цену, за которую он мог получить все девять книг. Как мы знаем по рассказу Ливия, эти книги хранились у специально назначенных жрецов, и к ним обращались только по особому распоряжению сената. Когда эти книги сгорели во время пожара 83 до н. э., их заменили другими (до сих пор существуют четырнадцать книг "Оракулов Сивилл", которые включают христианские и иудейские апокрифы). Последний раз к книгам пророчеств Сивиллы, хранящимся в римском храме Аполлона, обращались за помощью в 4 в. н. э., и вскоре после этого они были сожжены по приказу Стилихона.
В христианской литературе и искусстве Сивилла ставилась рядом с ветхозаветными пророками (см. также "Мессианская эклога" Вергилия) и как бы заполняла пространство между ними и гадателями-мошенниками. В кафедральном соборе в Ульме Сивилла изображена вместе с ветхозаветными женщинами и христианскими подвижницами. Микеланджело, Рафаэль, Мэнтенья, Тинторетто, Тернер, Рембрандт оставили замечательные образы вещих пророчиц. В "Метаморфозах" Овидия Энея встречает Сивилла, уже пережившая несколько поколений. Она рассказывает, что Аполлон выполнил ее просьбу дать ей столько лет жизни, сколько пылинок окажется в пригоршне пыли, однако при этом она забыла выпросить у бога еще и вечную молодость. В "Сатириконе" Петрония Тримальхион рассказывает, что видел Кумскую Сивиллу подвешенной в бутылке, которая на вопрос: "Что ты хочешь?" отвечала: "Хочу умереть".
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
м. и ж.
Тот, кто обладает даром прорицания, предвидения (обычно с оттенком иронии).
ж.
Женщина, предсказывающая судьбу; прорицательница (у древних греков и римлян).
(Σίβυλλα, Sibylla) и сивиллины книги (libri Sibyllini). — Сивиллами в древней Греции назывались странствующие пророчицы, которые, подобно гомеровским гадателям, предлагали всякому желающему угадывать будущее и предсказывать судьбу. Как и бакиды, Сивиллы не были связаны с определенным местным культом, хотя экстатический характер их гадания имел много общего с оргиастической стороной греческой религии. С., к которой обращались за предсказанием, ждала, пока на нее находило исступление, и в истерии, с искаженными чертами лица, пеной у рта и конвульсивными трепетаниями тела, изрекала оракулы, как бы "стараясь вытеснить из груди великого бога". Прекрасное изображение пророческого экстаза С. дано у Вергилия в VI кн. Энеиды (42 — 155). Деятельность С. в историческую пору греческой истории приурочивается главным образом к VIII и VII вв. до Р. Х., времени сильного духовного и религиозного подъема, хотя предание перенесло некоторых С. в эпохи, предшествовавшие событиям, которые предсказывались в сивиллиных изречениях. Так, Герофила эрифрская, которой приписывалось предсказание Троянской войны, по логическому выводу преданья жила до Троянской войны. Первый, у кого встречается упоминание о С., был Гераклит Ефесский (ок. 500 г. до Р. Х.), знавший лишь одну С.; об одной С. говорят также Аристофан, Платон и Аристотель. Гераклит Понтийский, ученик Платона, знал трех С. — эрифрскую (Герофилу), фригийскую и геллеспонтскую (марпессийскую); у позднейших писателей существуют указания, что было 4, 8, 10, 12 С. Деятельность С. приурочивалась преимущественно к северо-западному углу Малой Азии, что дало Буше-Леклерку повод приписать Сивиллам троянское происхождение и признать прообразы С. в Кассандре и Манто. Такою изображена Кассандра, между прочим, в трагедии Эсхила "Агамемнон". Более всего сведений имеется о кумской С., которая, по преданию, жила около тысячи лет и была современницей Тарквиния Гордого (по др. — Тарквиния Приска). С именем последнего предание связывает так наз. сивиллины книги, числом девять, которые кумская С. предложила купить царю (Дионисий Галик., IV, 62). Тарквиний отказался. Тогда С., бросив в огонь три книги, предложила царю купить за ту же цену остальные шесть. По вторичном отказе царя С. сожгла еще три книги и еще раз предложила купить за ту же цену оставшиеся три книги. Посоветовавшись с авгурами, Тарквиний решил купить эти книги. Они были помещены в Капитолийском храме и поручены наблюдению двух граждан из патрициев и еще двух других (быть может, из греков, чтобы служить переводчиками и истолкователями). Выделяя в переданном мифе исторические черты, можно заключить, что было время, когда государство официально признало греческие культы, введение которых связано главным образом с появлением в Риме сивиллиных книг. Вследствие оживленных и близких сношений с Великой Грецией, сивиллины книги попали в Рим из Кум, куда, в свою очередь, они были привезены из Эрифр (по Варрону); город (селение) Гергиф на Троянской Иде, близ Эрифр, считается местом возникновения сивиллиных предсказаний (ср. Klausen, "Aeneas und die Penaten", стр. 203 слл.). По свидетельству Гераклита Понтийского, этот сборник был составлен в I половине VI в., когда деятельность оракулов была весьма распространена и когда вследствие нашествия лидян и персов греки Малой Азии стали переселяться в Сицилию и Южную Италию. Догадка о происхождении сивиллиных изречений в Троаде подтверждается еще и тем, что после пожара Капитолийского храма в 83 г. до Р. Х. отправленные римским сенатом послы собрали новый сборник сивиллиных предсказаний преимущественно в Эрифрах, Илионе и на Самосе. С какою целью был составлен древнейший сборник этих изречений, сказать трудно. По предположению Клаузена, С. и др. странствующие пророки (χρησμολόγοί) составляли группу, цель которой была подорвать славу и значение местных оракулов — додонского, дельфийского и др. Сивиллины изречения, по преданию, были записаны на пальмовых листьях и хранились в строгой тайне, так что даже римлянам, кроме жреческой коллегии децемвиров (квиндецемвиров), не было ничего известно ни о самых книгах, ни о деятельности их профессиональных хранителей. Известно лишь то, что они были написаны греческими гекзаметрами и что применение изречений к данному случаю зависело от произвольного толкования децемвиров, подобно тому, как в средние века библейские и Вергилиевские Sortes, взятые наудачу, применялись к какому угодно случаю путем натяжек и отдаленных сопоставлений. Жрецы, приставленные для наблюдения за сивиллиными книгами, назывались первоначально, по их числу, duo viri (II viri) Sacris faciundis и были избираемы на всю жизнь, с освобождением от воинской повинности. С 367 года число их возросло до 10, причем одна половина избиралась из патрициев, другая из плебеев. При Сулле коллегия заключала в себе 15 членов (Quindecemviri Sacris faciundis) — число, которое держалось до последнего времени существования сивиллиных книг. Вновь составленные после пожара 83 г., книги были подвергнуты Августом в 12 г. тщательной критике; значительное число подложных оракулов (до 2000) было сожжено, а остальные изречения помещены в храме Аполлона Палатинского. Сивиллины книги были сожжены Стилихоном в 405 г. В религиозной жизни государства сив. книги играли значительную роль, так как к ним обращались за советом (libros adire, inspicere) по приказанию сената в случаях, угрожавших опасностью государству, — при тревожных знамениях, поветриях и в других критических обстоятельствах (ср. у Ливия III, 10; V, 3; X, 47, XXI, 62; XXII, l, 9; XXIX, 10; XXXVI, 37; XLI, 21). Результатом консультаций было большею частью указание ввести какой-либо обряд, чтобы отвратить несчастье или умилостивить божество. Почти все новые обряды и культы, введенные в историческую пору рим. государства, обязаны своим происхождением сив. книгам. Сюда относится введение в римский пантеон новых божеств — Аполлона, Латоны, Великой матери, Эскулапа — и перенесение на латинские божества атрибутов и свойств греческих богов: так, Диана отождествилась с Артемидой, Церера с Деметрой, Прозерпина с Персефоной, Геркулес с Гераклом. Под влиянием сив. книг произошли также большие перемены в обрядовой стороне римской религии, возникли некоторые религиозные установления, напр. лектистернии, игры [особенно Ludi Apollinares (212 до Р. Х.) и L. Saeculares (см.).], и вообще изменились религиозные представления римлян, усвоившие антропоморфизм, эмоциональность и индивидуализм греческой религии. В составе сивиллиных книг находились также чисто италийские изречения, напр. этрусские, тибуртинские, Марциевы и др. В 2 13 г. до Р. Х. сенат приказал городскому претору исследовать различные ходившие в народе сборники предсказаний, причем carmina неизвестного Марция были признаны подлинными и вверены наблюдению децемвиров. Все эти изречения, как италийского, так и иноземного происхождения, были известны также под названием libri fatales или просто libri. В составе дошедших до нас сборников находятся изречения, сочинение которых восходит не дальше второго века и среди которых можно найти следы еврейского и христианского влияний позднейшего времени. Ср. Bouch é-Leclerq, "Histoire de la divination dans l'antiquité " (П., 1879 — 82; есть русск. перев.); Klausen, " À eneas und die Penaten. Die Italienischen Volksreligionen unter dem Einfluss der griechischen" (Гамбург, 1839 —40); Heidbr eede, "De Sibyllis" (Б., 1835); Maass, "De Sibyllarum indicibus" (Грейфсвальд, 1879); Delaunay, "Moines et Sibylles dans l'antiquit é " (П., 1874); Friedlieb, "Oracula Sibyllina" (Лпц., 1852); Alexandre, "Oracula Sibyllina" (Пар., 1841 —56); Ewald "Ueber Entstehung, Inhalt und Werth der Sibyllinischen Bücher" ("Abhandlungen d. Kais. Gesellsch. der Wissensch. zu Gö ttingen", Hist. Phil. Klasse, т. VIII, 1860, стр. 43 сл.); Diels, "Sibyllinische Bl ä tter" (Б., 1890); Fehr, "Studia in Oracula Sibyllina" (Упсала, 18 93); Marquardt, "Rö mische Staatsverwaltung" (III т., стр. 351 сл., Б., 1885); Smith, "Dictionary of Greek and Roman antiquites" (II т., стр. 668 и сл., Л., 1891).
H. О.