22 ноября 2024
450 тысяч слов
+46 за сегодня

Значения слова синагога

все
Словарь Ушакова
Культурология. Словарь-справочник
Архитектурный словарь
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Энциклопедия иудаизма
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий
Вестминстерский словарь теологических терминов
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

синагога

синагога, синагоги, жен. (греч. synagoge - собрание).

1. Еврейский молитвенный дом, молельня. Хоральная симфония.

2. Религиозно-общинная организация у евреев (устар.).

Культурология. Словарь-справочник

синагога

(греч. synagoge – собрание)

в иудаизме молитвенный дом, а также община верующих.

Архитектурный словарь

синагога

(греч. sunagwgh - собрание, место собрания)

   в иудаизме община верующих и молитвенный дом. При многообразии архитектурных типов синагоги имеют общие черты: прямоугольный план, деление на три - пять нефов, у восточной стены "ковчег завета" и возвышение для чтения священных текстов перед ним.

|

   * * *

   молитвенный дом иудеев.

   (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

|

   * * *

   Иудаистский храм.

   (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Библейская энциклопедия арх. Никифора

синагога

   (Мф 12:9). Нет положительных доказательств, что до плена Вавилонского существовали определенные народные собрания для Богослужения, или собрания для общественных религиозных наставлений. После же плена подобные собрания сделались общими и были названы синагогами. Первоначально, вероятно. Иудеи собирались в частных домах или на открытом воздухе. По преданию в Иерусалиме прежде покорения оного римлянами было не менее 480 подобных зданий. Конечно, в этом есть преувеличение, но, все-таки, общая цифра представляется довольно правдоподобною. Строить синагоги считалось делом благочестивым и благотворительным (Лк 7:5). Синагоги можно было устроить во всяком месте, где только находилось достаточное число истинных поклонников из евреев. Существовало некоторое сходство между устройством этих синагог и устройством храма. В центральном здании, называемом храмом, помещался шкаф или ящик, где хранились свитки закона Моисеева, который предлагался для чтения народу. Среди синагоги возвышался низкий налой или кафедра. Некоторые из мест для сидения были выше прочих и назначались для старейшин. В Евангелии от Матфея (23:6) они называются председаниями. Каждая синагога имела своих особенных служителей. Собор, которому принадлежало высшее управление синагогою, состояло из старейших или престарелых и влиятельных лиц. Председатель этого совета назывался правителем или начальником синагоги (Мк 5:22, Деян 13:15). Начальники синагоги имели власть отлучать и подвергать бичеванию нарушителей закона (Мф 10:17, Ин 16:2). Изгнание из синагоги считалось наказанием, которого Иудеи страшились даже более, чем самого бичевания. Как кажется, в синагогах разбирались также и различные судебные дела. Бичевание производилось в синагогах по распоряжению трибунала каким либо назначенным лицом.

Энциклопедия иудаизма

синагога

(Бейт кнесет)

   Особое место, где собираются евреи для молитвы в молитвенное время. Кроме С, предназначенных для коллективной молитвы, существовали также Дома Учения - "Батей мидраш", в которых изучали Тору и совершали молитву. Со временем эти два учреждения объединились в одно.

   Некоторые исследователи пытались найти в псалме (XXIII, 8) "Сожгли все места собраний Божьих на земле" намек на С, существовавшие, якобы, еще в эпоху Библии. Выражение "Дом народа" (Иер. XXXIX, 8) тоже рассматривается, как обозначение С.

   С. была местом собрания народа, где обсуждались общественные дела, где пророки произносили свои пророчества и где происходила коллективная молитва. Само название "Бе-кништа" по-арамейски означает "Дом общины". В Талмуде* упоминаются С. и Дома Учения, существовавшие в древности. Достоверно предположение, что С. появились в вавилонской диаспоре* в конце периода Первого Храма или сразу же после его разрушения, когда возникла потребность в общественном здании для молитвы и чтения Торы, а, быть может, и для утешительных проповедей и обращений к народу, поддерживавших его надеждой на избавление. В С. видели тогда "малый Храм", и стих "Я буду им малым Храмом в странах, в которые они пришли" (Иех. XI, 1.) так объяснили мудрецы: "Это С. и Батей мидраш в Вавилоне" (Мег. XXIX). Это наименование "малый Храм" осталось и по сей день образным обозначением С. По возвращении на родину вавилонские изгнанники построили ряд С. в Эрец Исраэль. Источники времен Второго Храма свидетельствуют, что в тот период С. была даже на Храмовой горе. Есть точные сведения о С, существовавшей во времена Птоломея III (ок. 200 г. до н. э.). Имеются данные о существовании С. в Египте во II в. до н. э. и позже. В Талмуде рассказывается о большой С. в Александрии, в которой кафедры были сделаны из золота: "Тот, кто не видел ее, не видел почета, которым пользуется Израиль". Эта С. определенно была выстроена еще во времена Второго Храма.

   С. в диаспоре были центром духовной и общественной жизни евреев на чужбине, а после разрушения Храма возросло значение С. и в Эрец Исраэль. Развалины и археологические раскопки свидетельствуют о существовании множества С. не только в Галилее, но и в Иудее, на Голане и в Заиорданье.

   С. и все ее имущество принадлежали жителям города, а там, где было управление, во главе которого стоял "Глава синагоги", - она им и управлялась. Эта должность упоминается уже в Талмуде в трактате Сота (VII, 7) в связи с С. на Храмовой горе. Главе синагоги помогал совет старейшин. Совет старейшин С. был одновременно правлением общины. Иногда звание главы синагоги давалось лишь как почетный титул, а в отдельных случаях - даже женщинам и юношам. Функцией главы синагоги было наблюдать за порядком и ведением молитвы. Помощником его был хазан* С. В те времена он должен был следить за чистотой и порядком в С. и наблюдать за детьми во время молитвы, а также обучать детей чтению Торы. Хазан синагоги наказывал приговоренных к бичеванию. Во время чтения Торы ему поручалось держать свиток. На него же возлагалось трубить в шофар*.

   Молитву вслух читал шлиах цибур, то есть посланец общины. Место его было всегда перед Ковчегом, в котором помещались свитки Торы. Он произносил молитвы громким голосом, а община - вслед за ним. Позднее было установлено звание кантора, который руководил молитвами. Но всякий еврей, умевший читать, имел право вести молитву. Однако он должен был быть старше тринадцати лет. Хотя молитва считалась очень важной еще в древности, все же большее значение придавалось чтению Торы и Пророков. Обычай читать Гафтара* - древний обычай. По традиции, как постановил Эзра*-книжник, главы из Торы читаются не только по субботам и праздникам, но и по понедельникам и четвергам. Чтение Торы и Гафтара сопровождалось комментариями*. Предполагается, что обычай этот восходит к вавилонской диаспоре. Комментаторов называли "понимающими", но так как Тора даже в Эрец Исраэль не была понятна в тот период всем, после чтения ее выходил "переводчик", переводивший прочитанное на разговорный язык. Наличие переводчика было непременным атрибутом С. Что же касается чтения Торы, - это привилегия каждого еврея, достигшего тринадцатилетнего возраста. В древности существовал обычай приглашать к чтению Торы от трех до семи человек. Впоследствии этот обычай распространился и на людей, не умеющих читать, и вместо них читали грамотные чтецы. После этого был установлен постоянный чтец, знающий ноты "теамим", и чтобы не обидеть никого, он читает вместо всех.

   По установившемуся в Израиле обычаю, С. строят в верхней части города. Остатки С, найденные в Галилее, расположены, большей частью, на возвышенных местах. Следили и за тем, чтобы крыши жилых домов не возвышались над крышей С. В Эрец Исраэль С. находились внутри городских стен, а С. Вавилона, в эпоху амораим* - за городом, очевидно, потому, что город был полон языческих капищ.

   Порядок рассаживания в С. был таков, что старейшины и главы города восседали лицом к народу, а спиной - к стене, к которой народ поворачивался во время молитвы. Самой важной стеной в С. является стена, обращенная к Храмовой горе. В Эрец Исраэль, в городах, расположенных к северу от Иерусалима, такой стеной была южная; в городах к западу от Иерусалима - восточная стена. Тот же обычай существовал и в диаспоре: в городах к западу от Эрец Исраэль - восточная стена; в городах к востоку от Эрец Исраэль - западная. К этой стене поворачивались молящиеся, и около нее находился арон hа-кодеш (кивот*, в котором хранится Тора). И так гласит галаха*. "Находясь за пределами Израиля, обрати сердце свое [в молитве] к Эрец Исраэль... Находясь в Эрец Исраэль, обрати сердце свое к Иерусалиму... Находясь в Иерусалиме, обрати сердце свое к Храму... Находясь на востоке, обрати лицо свое к западу, на западе - обрати лицо свое к востоку, на юге - обрати лицо свое к северу, на севере - обрати лицо свое к югу; так весь Израиль обратит сердца свои к одному месту" (Брахот ХХХ).

   Принято, чтобы в С. было двенадцать окон. В развалинах некоторых С. найден каменный престол у стены, обращенной к Иерусалиму. Предполагают, что это место было закреплено за мудрецом общины, "старейшиной". Может быть, это "кафедра Моисея", упомянутая в установлении р. Кагана. В более поздний период произошли изменения во внутренней обстановке С. Место арон hа-кодеш было установлено у стены, против входа, а на некотором расстоянии от него - амвон, у которого стоит шлиах цибур во время молитвы, читая Тору. Молящиеся могут сидеть во время молитвы, и только во время определенных молитв полагается стоять.

   С. освещали свечами, как сказано: "Огнями почтите Господа" (Ис. XXIV, 15).

   Разрушение Второго Храма в 70 г. н. э. явилось решающим толчком для распространения С. Существование С. в Эрец Исраэль и диаспоре ослабило ощущение катастрофы, овладевшее народом с разрушением Храма. За короткий промежуток времени привык народ к богослужению без Храма и жертвоприношений. Иудаизм свыкся с идеей, что молитва и изучение Торы займут место жертвоприношения: "Что такое служение сердцем? - Это молитва" (Таанит XX).

   Понемногу С. повсеместно превратилась в малый Храм. Жителей города обязывали участвовать в постройке С: "Всякое селение, насчитывающее хотя бы десятерых из Израиля, должно выделить дом, где будут собираться для молитвы, и назовется это место - "бейт кнесет" - С. И принуждали жители города друг друга строить С. и купить свитки Торы, книги Пророков и Писаний... Разрушенные С. и Дома Учения - в святости своей они стоят, ибо сказано: "и поставил Я святыни ваши"; хотя стоят они пусты, в святости своей стоят. И так же, как почитают их в целости, так и в разрушении их" (Рамбам*, Гилхот молитвы, гл. XI).

   Множество С. было в Средние века в странах Востока. Возведение некоторых из них приписывали Эзре* и Даниэлю*. Путешественник Биньямин из Туделы рассказывает о двадцати восьми С. в Багдаде и о С. пророка Иехезкеля* на реке Евфрат: "...а за С. - могила Иехезкеля... а на ней купол красивый, и само здание очень красиво... и место это до сего дня служит малым Храмом; из дальних стран приходят сюда молиться от Рош hа-Шана* до Судного Дня*... и глава общины, и глава ешивы приходят сюда из Багдада... и выносят большую книгу - писания пророка Иехезкеля, и читают ее в Судный День".

   Старая С. в Вормсе, разрушенная нацистами, построена была в XI в. и реставрирована в XII в. С. "Альтнойшуль" в Праге построена была, очевидно, в XIV в.

   В дополнение к функциям, которые С. выполняла в древности, в Средние века она стала служить Домом Учения* (Бейт мидраш). В С. всегда находилась талмудическая литература, которой мог пользоваться каждый желающий. Во внутреннем убранстве С. произошли изменения. Не всегда можно было в странах диаспоры следовать обычаю строить С. в верхней части города, так, чтобы не возносились кровли домов над крышей С. Под влиянием талмудического изречения - не должен человек стоять и молиться на высоком месте, а на низком месте следует молиться, как сказано в Пс. (СХХХ, 1) : ...из глубин звал я Тебя, Господи - начали с X в. углублять полы С. ниже уровня прилегающей улицы. В древности это требование не соблюдалось, ибо мудрецы в своем изречении подразумевали лишь, что не следует молиться, стоя на стуле или на столе, а прямой смысл вышесказанного: из глубины сердца взывал я к Тебе. Произошли изменения в женском отделении С. Прежде женщины не участвовали в молитве, а во время проповеди их отгораживали от мужчин занавесом. В начале XIII в. стали строить в С. особые отделения для женщин. Это отделение надстраивают сверху, как делали в Храме.

   С. была духовной твердыней еврейства, и к ней относили слова "я стена!" из Песни Песней (VIII). Интересно, что со временем появился в Польше новый тип С. - цитадель. В 1.2. г. король Польши разрешил евреям Луцка построить на крыше их С. приспособления для бойниц, для защиты от врагов со всех сторон, приобрести "пушку добрую" на их деньги и во время нападения язычников выставлять из среды своей мужей для обороны. Подобно С. в Луцке, построены были позже С. в Люблине, Львове и других польских окраинных городах.

   Постепенно исчезла разница между С. и Домом Учения, и многие С. в диаспоре стали "Батей мидраш" - Домами Учения. ВС. проводят уроки Мишны*, Талмуда, Агады*, по субботам и праздникам раввины и знатоки Торы произносили проповеди. В городах и местечках Восточной Европы были С, предназначенные исключительно для молитвы, наряду с другими, в которых изучалась Тора.

   Мудрецы наши подчеркивали, что кроме пожертвований на возведение С. обязаны общины содержать изучающих Тору. Однажды проходили р. Хама бар Ханина и р. Гошайа мимо С. в Лоде. Сказал р. Хама: "Сколько средств вложили сюда [в постройку этих синагог] отцы мои!". Отвечал ему р. Гошайа: "Разве не было людей, занимавшихся изучением Торы? Лучше было содержать их на эти деньги".

   Мудрецы Талмуда были убеждены, что Бейт мидраш следует предпочесть С. и молиться в нем.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

синагога

синаг’ога — община или собрание евреев данной местности (Иоан.9:22 ; Иоан.12:42 ; Деян.9:2), а также здание, в котором они собирались для чтения Священного Писания, молитв и некоторых обрядов. Общепринято считать, что синагоги появились во время вавилонского плена, но некоторые полагают, что они были у израильского народа и раньше (Пс.73:8 ; Пс.106:32 ; Деян.15:21). Во времена Христа синагоги были во многих местах и вне Палестины: в Дамаске (Деян.9:2), в Саламине (Деян.13:5), в Антиохии (Деян.13:14), в Фессалониках (Деян.17:1), в Верие (Деян.17:10), в Афинах (Деян.17:17), в Коринфе (Деян.18:4), в Ефесе (Деян.18:19 ; Деян.19:8).

Здание синагоги всегда устраивалось так, чтобы главная стена, у которой помещались кафедра и ящик с книгами Священного Писания, была обращена к Иерусалиму. Таким образом получалось, что все слушающие оказывались обращенными лицами в том же направлении. Во время богослужебного собрания женщины в главную часть зала не допускались, но помещались за перегородкой или на балконе. Каждый иудей мог в собрании выступить для молитвы, чтения Писания и проповеди. Этим положением часто пользовался Господь в Своем земном служении (Лук.4:16 -21; Лук.13:10 -13), а также и Его Апостолы (Деян.13:15 ; Деян.14:1 ; Деян.17:1 -3; Деян.18:26). Во время молитвы все вставали и заканчивали ее громким возгласом: «Аминь». В помещениях синагог производились: обрезания, исцеления, объявлялись наказания и отлучения. Наряду с синагогами существовали, по-видимому, еще какие-то специальные молитвенные дома (Деян.16:13), которые устраивались у проточной воды, в которой евреи совершали омовения перед молитвой. (см. отлучение, река)

Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

синагога

(греч. «совещание», «собрание») здание или помещение для собраний всей иудейской общины, где обучаются заповедям, читают Тору, тексты Священного Писания, оказывают гостеприимство. Иногда в синагоге размещался «Дом учения» («Бет Мидраш»). Существуют доказательства, что предшественником синагоги был местный пункт сбора диаспоры грекоговорящих евреев, где они могли выразить чувство общности.

Вестминстерский словарь теологических терминов

синагога

 ♦ (ENG synagogue)

 (греч. synagôgë - собрание)

   в иудаизме - собрание для богослужения (община) или место для богослужения, или молитвенный центр. И Иисус, и Павел учили и проповедовали в еврейских синагогах (Мф. 4:23; Мк. 1:21; Деян. 13:5; 17:1).

Энциклопедический словарь

синагога

(от греч. synagoge - собрание), в иудаизме молитвенный дом, а также община верующих.

Словарь Ожегова

синагога

СИНАГОГА, и, ж. Иудаистский храм.

| прил. синагогальный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

синагога

ж.
Молитвенный дом и религиозная община иудеев.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

синагога

(греч. συναγωγή, соответствует еврейскому kenesset — собрание, beth hakenesset — дом собрания) — так называются у евреев богослужебные здания, предназначенные для общественных молитв и чтения и толкования Священного Писания, но не для жертвоприношений. Точно определить время появления общественных молитв и С. у евреев нельзя: некоторые относят его ко времени первого храма и даже еще более раннему, большинство — ко времени вавилонского плена или ближайшему за ним. Введенный Ездрой порядок чтения закона является основою современного еврейского общественного богослужения: Ездра установил общественное чтение отдела из Пятикнижия, а затем из пророков, по субботним и праздничным дням, впоследствии же и по понедельникам и четвергам, а также в ярмарочные и судебные дни. Ко времени И. Христа С. распространились по всем тем местам, где жили евреи, и не только в Палестине, но и вне ее. В Иерусалиме, как говорят, было 480 С.; особенно богата была ими Галилея, которая называлась "страной синагог"; вне Палестины упоминаются С. в Александрии, Дамаске, Антиохии, Солуни, Ефесе, Коринфе, Афинах, Риме и т. д.; в Кесарии славилась С. восстания, подавшая повод к войне против римлян. Весьма часто при С. находилась школа для изучения закона, или это изучение происходило в самой С., почему она часто называется "школой". После разрушения иерусалимского храма С. сделалась хранилищем идеи иудейской национальности и необходимой принадлежностью каждой, даже самой незначительной еврейской общины. При постройке С. наблюдается, чтобы сторона, противоположная входу, была обращена к тому месту, где был прежде храм иерусалимский. Общий план синагогального здания представляет в большинстве случаев прямоугольный четырехугольник; при входе портик, за ним следует самая С., разделенная рядами колонн на несколько нефов (от 3 до 5). Синагоги, сооруженные европейскими евреями, носят отпечаток того времени, когда они были выстроены: так, пражская и вормсская С. построены в византийском стиле; в мавританском стиле сооружены С. в Толедо (IX и XIV в.), Вене, Берлине, Франкфурте; мюнхенская и бреславльская С. построены в романском стиле и своею конструкцией напоминают древние римские базилики; в готическом стиле построены некоторые С. в Польше, а также синагога в Кельне. В середине синагоги находится эстрада, называемая алмемор или бима, где производится чтение Священного Писания; у восточной стены — ковчег, где хранятся свитки завета с их принадлежностями; этот ковчег соответствует находившемуся в иерусалимском храме ковчегу. Помещение для женщин совершенно отделено от помещения для мужчин. К принадлежностям С. относятся: светильник, сделанный по модели храмового семисвечника, кружки для сбора пожертвований, трубные рога, употреблявшиеся в новый год, валторны (chazozroth), в которые трубили в дни новомесячия, в праздники и т. д. Для выполнения специально синагогальных функций — чтения Священного Писания, произнесения молитв, проповеди — при С. не было сначала отдельных лиц, так как все эти действия могли отправляться кем-либо из общины; тем не менее, при С. существовал целый ряд официалов, а при некоторых С. — синагогальный совет, состоявший из лиц ученых и уважаемых. Во главе С. стояло особое лицо, смотревшее за внешним порядком при богослужении, заботившееся о содержании синагогального здания и вообще управлявшее делами С. Существовали еще особые собиратели милостыни. Исполнение низших служебных обязанностей в С. лежало на служителе; он же по субботам обучал детей чтению. Для отправления синагогального богослужения требуется присутствие не менее 10 совершеннолетних (не моложе 13 лет) евреев. Общественное богослужение заключается в чтении трех отрывков Пятикнижия, которые каждый еврей обязан читать утром и вечером; затем следуют евлогии (благословения), молитвы и чтения из Пятикнижия и пророков. Все Пятикнижие прочитывалось в трехгодичный цикл, для чего было разделено на 154 отдела, по одному на каждую субботу; лишь к VIII в. относится происхождение современного обычая прочитывать закон Моисеев в течение одного года и разделение его для этой цели на 54 части. Чтение закона Моисеева и пророков производилось непременно на еврейском языке; когда же этот язык сделался непонятным для народа, то к чтению еврейского текста стали присоединять перевод прочитанного на народный арамейский язык. С переводом соединялось назидательное объяснение прочитанного или проповедь, право произносить которую представлялось каждому члену общины, сведущему в Св. Писании. Синагогальное богослужение оканчивалось обрядом священнического благословения, или воздеяния рук. Этот синагогальный ритуал, установившийся уже ко времени разрушения второго храма, в общих чертах сохранился в еврейском богослужении до настоящего времени; но теперь произнесение молитв и чтение Св. Писания обыкновенно лежат на обязанности особых лиц, а проповеди произносятся раввином или особым проповедником. В новейшее время в некоторых С. введен орган при богослужении, а также употребляется, наряду с еврейским языком, и местный. Ср. Zunz, "Der Ritus des synagogalen Gottesdiens t es" (Берл., 1859); А. Никитин, "С. иудейские как места общественного богослужения" (Киев, 1891); Н. Зезюлинский, "Еврейская С. и ее функции" ("Жур. Мин. нар. просв.", 1887, № 1). Слово синагога употребляется иногда также в значении иудейства как религии в противоположность церкви (ecclesia), т. е. христианству. Великой С. (keness é th hagdolah) называется, по талмудическим источникам, собрание еврейских ученых, которые под председательством Ездры привели в порядок религиозные дела евреев. Под именем "мужей великой С." подразумеваются также ученые, жившие от времен Ездры до времени Симона Праведного (ум. ок. 292 г. до Р. X.) и занимавшиеся приведением в порядок библейских книг и отчасти устного закона.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом синагога

  • Гродненская синагога является памятником архитектурного направления искусства 16-го столетия, великолепнейшим и уникальнейшим из сооружений как на территории Беларуси, так и Европы, претендентом на включение в перечень Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, одной из крупнейших по размерам в Европе.
  • регулярно проводились общедоступные богослужения немногим более в 46 православных храмах (действующих часовен не было), 7 центрах старообрядцев, 2 основных центрах протестантов, 1 костеле, 1 армянской церкви, 2 синагогах, 1 мечети, ряде других религиозных центров разных конфессий.
  • Да, синагога играет огромную роль в жизни правоверного еврея, но по своему значению она никак не может сравниться с Храмом – бейт-а-микдаш – местом, которое Всевышний выбрал для своего присутствия на земле.
  • Это вызвало новый взрыв покаяния‚ в синагогах не прекращался плач кающихся‚ а секретарь Саббатая Цви сообщал из Стамбула в дальние страны‚ что Саббатая приняли там с почетом‚ он въехал во дворец султана верхом на льве‚ а султан надел на него царскую корону и сделал своим помощником.