синедрион, синедриона, муж. (греч. synedrion). Совет старейшин в древней Иудеи, до падения Иерусалима выполнявший функции не только высшего религиозного учреждения у евреев, но и правительственного и судебного.
| перен. Собрание, сборище (шутл. устар.). «Вся компания - синедрион дуралеев.» Дружинин.
(Мф 5:22, 26:59, Мк 14:55, 15:1, Лк 22:66, Ин 11:47, Деян 4:15, 5:21-41, 6:12-15, 22:30, 23:1-28, 24:20). Под словом синедрион разумеется верховное судилище Иудеев, находившихся в Иерусалиме, которое состояло из 72-х членов под председательством первосвященника. Члены великого синедриона, преимущественно из фарисейской и саддукейской сект, избирались подачею голосов или жребием. Председателем был первосвященник, который назывался глава, или наси, и он созывал собрания и без него ничего не решалось (Ин 11:47, Деян 5:21). Местом собрания, по мнению талмудистов, была зала в отделениях при Иерусалимском храме, но в особенных и крайних случаях собирались в доме первосвященника (Мф 26:3, Ин 18:24). По разрушении Иерусалима, синедрион не был уже более судилищем, а школою или училищем Закона. Последний глава синедриона, Гамалиил V, при Феодосие II, или Младшем, лишен был всех прав, и с его смертью в 425 году исчез последний след древнего синедриона и достоинства президента его. Судилищу синедриона подлежали важнейшие дела народные, менее важные дела решались в низших судилищах, которые были в каждом городе: так, например, ему подлежали обсуждения о войне и мире, о правительственных должностях, дела апелляционные, важнейшие административные меры относительно церковных дел, определение новолуний, учреждения богослужебные, касательно жертв, суждения о способности священников, городские и церковные строения и т. п. Решениям синедриона обязаны были повиноваться безусловно все. Влияние синедриона простиралось и на царя. Хотя о царе и говорится, что он не судим и, не подлежит суду, но в принципе синедрион удерживал свою судебную власть и касательно царя. Без его согласия царь не мог начинать никакой войны (Древ. IV, §§ 8, 17). До покорения Иудеи Римлянами синедриону принадлежало право жизни и смерти; но с этого времени власть его была ограничена: он мог произносить смертные приговоры, но на исполнение их требовалось согласие римского правителя (Ин 18:31, 19:6).
(Сангедрин)
Слово греческого происхождения, означающее "совет", или "собор".
На таком большом собрании, состоявшем из вождей, священников и старейшин народа, Шим'он бен Матитьягу был избран президентом (Наси) и первосвященником навечно, то есть должности эти должны были передаваться по наследству от отца к сыну, пока не придет пророк Элиягу и установит царство Мессии* из рода Давида. Решение это начертали на медной доске, которую установили внутри храмовой ограды. С тех пор Совет Старейшин, или Великое Собрание, стал высшим органом власти, и во главе его - Наси и первосвященник, глава свободной Иудеи.
Этот Совет увековечен на монетах Иудеи под названием "Совет иудеев", а греческое его название - "Сангёдрин", или "Синедрион", вошло в еврейский язык и сохранилось до наших дней. Во главе С. встала первая "пара" - последние книжники - Иоси бен Йоэзер из Црейды и Йоси бен Иоханан из Иерусалима. Они принимали государственные постановления по весьма важным вопросам того времени, а также провозгласили соседние страны нечистыми, и стеклянные сосуды - скверной. Первое постановление было направлено против эмиграции, вызванной войной, а второе - к изоляции евреев от общения с языческим миром через ритуально нечистую посуду. С. называли иногда Верховным Судом; он окреп во времена Иоханана Гурканоса; функции и облик его менялись в соответствии с положением государства.
С. заседал в составе семидесяти одного судьи, и местом его пребывания был Иерусалим. Помимо этого, в каждом городе заседал суд в составе трех судей, и особые суды в составе пяти и семи судей. В крупных городах были Суды двадцати трех. В Иерусалиме, кроме С, было три Суда двадцати трех. И можно предположить, что С. состоял из членов этих трех судов, с участием Наси и Председателя суда, всего - семьдесят один человек. Наси председательствовал в этом Совете по всем вопросам, касавшимся принятия новых законов, мобилизации и провозглашения войны. Однако во всем, что касалось Верховного Суда и религиозных постановлений, председательствовала "пара" мудрецов, один из которых был Наси, а второй - глава суда (ав бейт-дин).
В состав С. входили мудрецы, священники, граждане знатного происхождения, известные судьи. Во времена первых правителей из династии Хасмонеев большую часть С. составляли, по всей вероятности, священники и аристократы, но со временем в нем возобладали мудрецы, знатоки законов из прушим*. Эти изменения в составе С. связаны с разногласиями между цдуким и прушим.
С. заседал в "Лишкат hа-Газит", рядом с Храмом*. Члены С. заседали полукругом, чтобы видеть друг друга; Наси - в центре, а старейшины - справа и слева от него. Заседания были ежедневными. По Субботам и праздникам старейшины преподавали Тору в Бейт мидраш (Дом Учения) на Храмовой горе.
Три обязанности лежали на С: законодательная, интерпретирование Торы и судебная. Последняя - была также прерогативой Суда двадцати трех, а две первые выполнялись в некоторой мере также низшими судами. Однако всякое сложное решение передавалось на рассмотрение Верховного Суда, а все законы и постановления общенационального значения исходили от Великого Сангёдрина: объявление войны, установление високосного года, определение начала месяца, проверка родословий Когенов и левитов и т. д. Кроме того, Великий С. судил лидеров нации, которые обвинялись в преступлениях. Сам Гордое (царь Ирод) предстал перед судом С.
Важнейшей из функций С. было комментирование законов Торы* и разрешение вопросов, по которым возникали сомнения. Все законодательство Иудеи было построено на законах Торы, которые не подлежали изменению, и С. должен был интерпретировать эти законы и применять их к повседневной жизни.
Власть С, во всем ее объеме, была упразднена примерно за сорок лет до разрушения Второго Храма. С. оставил "Лишкат hа-Газит" и заседал "в лавках" на Храмовой горе. В этот период С. уже не выносил решений по уголовным делам. После разрушения Второго Храма С. называлась Академия в Явне, во главе которой стояли Наси и Председатель суда. Основателем ее был раббан Иоханан бен Закай. После Явне Академия пребывала в Уше, Шфар'аме, Бейт-Шеарим, Циппори и Тверии.
синедри’он (греч. — совет, по Талмуду «бехдин» — дом суда) (Мат.5:22 ; Мат.26:59 ; Мар.14:55 ; Мар.15:1 ; Лук.22:66 ; Деян.4:15 ; Деян.5:21,27,34,41; Деян.6:12,15; Деян.22:30 ; Деян.23:1,6,15,20,28; Деян.24:20) — высшее судилище у евреев. Не известно, когда возник этот орган, но, полагают, что его начало следует искать в учрежденном Иосафатом суде (2Пар.19:8 -11). Состоял синедрион из 71 члена (первосвященника, священников, старейшин и учителей закона), заседал во все дни, кроме суббот в одном из помещений при храме и разбирал всякие дела, но особенно внимательно следил за делами религиозными. Для вынесения решения не обязательно должен был собираться весь синедрион, кворум составлял 23 человека. Иисуса же, в Ком ни Пилат, ни царь Ирод не нашли никакой вины, осудил весь синедрион (Мат.26:59 ; Мар.14:55). В некоторых местах синедрион назван просто «совет», «все первосвященники и старейшины», «фарисеи», «начальники и книжники» (Мат.27:1 ; Лук.20:1 ; Иоан.9:13 ; Иоан.11:46 ; Деян.4:5).
По Талмуду кроме этого судилища должны были быть суды из 23 членов в тех поселениях, где число взрослых (мужчин) превышало 120, и суды из трех членов — во всех остальных. Об одном из таких судов, видимо, идет речь в Мат.5:22 .
♦ политический и религиозный совет Иудеи
А. Его структура
1. Члены
♦ старейшины, первосвященники, учителя закона (книжники):
Мф 16:21; Мф 27:41
♦ первосвященники и фарисеи:
Ин 11:47
♦ фарисеи и саддукеи:
Деян 23:6
2. Возглавлялся первосвященником:
Мф 26:59,62-66
Б. Его заседания и решения, упомянутые в Библии
1. Относительно Иисуса
♦ решено казнить его:
Ин 11:47-50
♦ соглашение с Иудой, который предал Его:
Мф 26:14–16; Мк 14:10,11; Лк 22:3-6
♦ Иисус приговорен к смерти:
Мф 26:57–66; Мк 14:53–64; Ин 18:12–14,19-24
♦ просили Пилата поставить стражу у гробницы:
Мф 27:62-65
2. Относительно апостолов
♦ допрашивали Петра и Иоанна:
Деян 4:5-17
♦ запретили им проповедовать об Иисусе:
Деян 4:18-21
♦ допрашивали их во второй раз:
Деян 5:27-40
♦ били их:
Деян 5:40,41
♦ привели Стефана туда:
Деян 6:12-7:56
♦ решили убить Стефана:
Деян 7:57,58
♦ голосовали за казнь многих верующих:
Деян 26:10
♦ уполномочили Савла преследовать верующих в Дамаске:
Деян 9:1,2
♦ допрашивали Павла в Иерусалиме:
Деян 22:30–23:9
♦ обвиняли Павла перед Феликсом:
Деян 24:1-9
♦ обвиняли Павла перед Фестом:
Деян 25:6,7
— высшее государственное учреждение и судилище евреев, находившееся в Иерусалиме и состоявшее из 71 или 72-х членов. По своему составу С. представлял собою вид аристократического сената, члены которого назначались, по-видимому, кооптацией из лучших саддукейских (священнических) и фарисейских родов. Председателем С. был первосвященник, созывавший собрания. Местом собрания, по мнению талмудистов, была зала при иерусалимском храме, но в особенных и крайних случаях собирались в доме первосвященника (Mф. XXVI, 3; Иоан. XVIII, 24). По разрушении Иерусалима С. был уже не судилищем, а школою или академией закона. Последний глава С., Гамалиил V, при Феодосии II лишен был всех прав, и с его смертью в 425 г. исчез последний след древнего С. Обсуждению С. подлежали важнейшие дела (менее важные решались в низших судилищах, которые были в многих городах), напр. вопросы о войне и мире, о замещении правительственных должностей, дела апелляционные, определение новолуний, учреждения богослужебные, суждения о дееспособности священников, о городских и церковных строениях и т. п. Влияние С. простиралось и на царя. Хотя о царе и говорится, что он не судим и не подлежит суду, но в принципе С. удерживал свою судебную власть и касательно царя. Без его согласия царь не мог начинать войны. До покорения Иудеи римлянами С. принадлежало право жизни и смерти, но с этого времени власть его была ограничена: он мог произносить смертные приговоры, но для исполнения их требовалось согласие римского правителя.