(др.-греч. συναισθέσις соощущение)
1. Явление восприятия, когда возникают ощущения, связанные с другим органом: напр., цветовые переживания при восприятии звука.
2. В лингв.: соединение несоединимого.
(от греч. synaisthesis — совместное чувство, одновременное ощущение) — явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявлением С. является так называемый цветной слух, при к-ром звук наряду со слуховым ощущением вызыывает и цветовое. Цветовой слух наблюдался у композиторов Н.А.Римского-Корсакова, А.Н.Скрябина. У многих людей желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый — холода. По своей природе С., по-видимому, представляет собой усиленное взаимодействие анализаторов. Своеобразные формы С. (например, визуализация слышимого) встречаются в патологии (Словарь "Психология").
Интересный пример синестезии приводится в Сб. Фрагменты ранних греческих философов М., Наука, 1989г., ч.1, стр.284):
"Мнения философов (Стобей), IV, 13, 9 - 10 ("О зрении"): По словам Гиппарха (очевидно, астроном, род.190, ум.125 до н.э. —А.А.) [зрительные] лучи, которые вытягиваются из каждого глаза, своими концами, словно прикосновеньями рук, ощупывают внешние тела и передают восприятие к органу зрения. Некоторые приписывают это мнение Пифагору как авторитету в математических науках, и, кроме того, Пармениду, который обнаруживает этот взгляд в своих стихах". См. также ЭЙДЕТИКА.
(от греч. synaisthesis - соощущение), явление восприятия, когда при раздражении данного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств (напр., "цветной слух" - звуковые переживания при восприятии цвета и т. п.).
возникновение при раздражении органа чувств наряду с адекватными каких-либо других ощущений (напр., ощущение цвета при слушании музыки).
(от греч. synáisthesis ≈ совместное чувство, одновременное ощущение), феномен восприятия, состоящий в том, что впечатление, соответствующее данному раздражителю и специфичное для данного органа чувств, сопровождается другим, дополнительным ощущением или образом, при этом часто таким, которое характерно для другой модальности. Типичный пример С. ≈ «цветной слух», равно как и звуковые переживания при восприятии цвета, и т. п. С. отнюдь не указывают на расстройство восприятия, они в той или иной форме и степени встречаются почти у каждого человека. Виды С. различаются прежде всего по характеру возникающих дополнительных ощущений: зрительные (т. н. фотизмы), слуховые (фонизмы), вкусовые, осязательные и т. д. С. могут возникать либо избирательно, только на отдельные впечатления, либо же распространяться на все ощущения какой-либо области. Характерным примером С. является восприятие музыки некоторыми композиторами; именно такие С. привели А. Н. Скрябина к мысли о «синтетическом искусстве», где музыкальным тональностям соответствовали бы определённые цвета (симфоническая поэма «Прометей», 1910); С. эти не однотипны у разных лиц; например, с одной и той же тональностью могут связываться разные цветовые представления. Явление С. распространено в «окрашенном» переживании чисел, дней недели и т. п. Удовлетворительной теории С. не существует.
Лит.: Титченер Э. Б., Учебник психологии, ч. 1, М., 1914, с. 162≈65; Кравков С. В., Взаимодействие органов чувств, М. ≈ Л., 1948; Лурия А. P., Маленькая книжка о большой памяти, М., 1968, с. 15≈19; Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р., Психология восприятия, М., 1973, с. 54≈58.
А. А. Пузырей.