французский автомобильный завод; основан в 1919 г. А. Ситроеном. В настоящее время является частью фирмы PSA Peugeot Citro?n.
Андре Гюстав Ситроен - Andr? Gustave Citro?n (1878–1935)
французский предприниматель, основатель автомобильной компании. Родился в семье торговца алмазами из Голландии, эмигрировавшего в Париж в 1873 г. Отец покончил жизнь самоубийством, когда Андре было пять лет. В 1900 г. закончил учебу в Политехнической школе (?cole рolytechnique) – одном из лучших технических учебных заведений Франции. В том же году запатентовал зубчатое колесо с шевронным зацеплением – геликоидальную зубчатую передачу. (Шеврон, как память о первом изобретении, Ситроен сделал потом эмблемой производимого им автомобиля.)
Получив патент, организовал изготовление таких шестерен. Проявил себя как талантливый организатор. Ездил в Детройт, где изучал конвейерное производство и опыт автомобильного предприятия Г. Форда. Первую мировую войну начал как лейтенант тяжелой артиллерии. В январе 1915 г. предложил департаменту артиллерии министерства обороны за три месяца построить завод для производства шрапнельных снарядов. В 1916 г. разработал проект малолитражного автомобиля 5HP и в 1925 г. начал его производство. За три года было произведено 90 тыс. этих автомобилей. Конкурируя с Л. Рено, в 1933 г. за шесть месяцев построил завод для производства 1000 автомобилей в день. Но технические недоработки автомобиля и наступивший финансовый кризис привели к разорению предприятия.
См. также Пежо, Рено, Форд.
(Citroen)
(Citroen)
французская автомобильная компания. Производит легковые автомобили. Входит в корпорацию «Пежо». Штаб-квартира находится в Нейи-сюр-Сен. Основана в 1919 Андре Ситроеном как «Акционерное общество Ситроен» (Societe anonyme Andre Citroen) с целью массового производства недорогих автомобилей. Вслед за первой моделью10 CV появляется 5 CV, 4-цилиндровая малолитражка без передних тормозов, с четвертьэллиптическими рессорами спереди и сзади, лишенная претензий и способная ездить по неважным сельским дорогам. В выпуске автомобилей компания использовала метод Генри Форда. Первые таксомоторы «Ситроен» появляются в 1921, а к 1933 90% парижских такси были этой марки. В 1932 была представлена «модель 7» высокого класса Traction Avant, созданная при решающем участии Ки Жавеля. Непропорционально большие для периода «Великой депрессии» финансовые затраты на продвижение этой удачной, продававшейся до 1957 в различных модификациях модели (переднеприводной, что было крайне редко для того времени), привели Андре Ситроена к утрате контроля над собственным предприятием. Компания попадает под контроль группы «Мишлен». В 1966 «Ситроен» и немецкая фирма NSU совместно разрабатывают автомобиль с двигателем Ванкеля, но созданная компания «Комотор» (Comotor) протянула недолго. В 1965 в «Ситроен» вливается —«ПанарЛевассор», а с 1976 «Ситроен» входит в концерн «Пежо» на правах самостоятельного отделения, сохраняющего свою марку легковых автомобилей (а «Панар—Левассор» постоянно подтверждает свою репутацию крупнейшего в мире производителя бронированных автомобилей).