славословие, славословия, ср. (книж.).
1. Прославление бога в молитвах и церковной службе, а также церковная песнь такого содержания (церк.). Пропеть славословие.
2. Неумеренное восхваление кого-чего-нибудь (ирон.). «...Партия требует от своих членов не славословия и восхваления ее достижений, а честной работы на фронте социализма.» Сталин.
1) Малое славословие - молитва Святой Троице: "слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь".
2) Великое славословие - молитвословие, начинающееся с евангельского стиха "слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение" (Лк. 2; 14) и состоящее из стихов, посвященных прославлению Святой Троицы и стихов псалмов, завершающие стихи - трисвятое. Входит в состав богослужения утрени и повечерия. В праздничные и воскресные дни великое славословие на утрене поется, в будние - читается.
Необходимо на юбилее выдающегося лица. Чрезмерное прославление на юбилее, на обычном дне рождения невыдающегося лица имеет сильный оттенок речевой неадекватности. Если это делается не на юбилее и т. п., то вызывает подозрение в подобострастии, зависимости, желании нечто получить от объекта восхваления и др. На чествовании это имеет характер «ритуальной» необходимости. Поздравляя мужчину, в любом случае полезно соблюдать меру и объективность.
бывает великим и малым. Малое славословие читают или поют на утрене перед шестопсалмием, а великое – на утрени и повечерии. Как малое, так и великое славословие начинаются строфой из Евангелия от Луки (2, 14): «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение!». Далее идут стихи из псалмов, прославляющие Святую Троицу, а завершается славословие так называемым трисвятым: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». В воскресенье и в дни праздников славословие положено петь, а в будни – читать.
♦ см. благодарение
СЛАВОСЛОВИЕ, я, ср. Неумеренное восхваление кого-чегон.
— в богослужении слова, содержащие в себе славу, прославление Бога: "Слава Отцу и Сыну и Св. Духу!", "Слава тебе, Господи, слава тебе!" и т. п. Кафизма (см.) состоит из трех частей, из которых каждая называется славою, потому что по прочтении каждой части поется: аллилуия (трижды), слава тебе, Боже, Господи помилуй (трижды), Слава Отцу и Сыну и Св. Духу. Самою древнею и употребительною песнею в христианской церкви первых веков было так называемое малое С., древняя формула которого читалась так: "Слава отцу и Сыну и Святому Духу и во веки веков". Иногда его произносили так: "слава Отцу и Сыну со Св. Духом" или "слава Отцу в Сыне и во Св. Духе". С появлением арианской ереси последняя формула приобрела в устах еретиков такое значение, как будто Сын и Св. Дух ниже Отца. Окончательное установление употребительной ныне формы малого С. ("Слава Отцу и Сыну и Св. Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь") относят к IV веку. По принятому мнению, это С. составлено на Никейском соборе Флавианом Антиохийским в опровержение еретических мнений (ариан и савелиан). Это С. имеет весьма обширное употребление в христианском богослужении, так как в нем кратко изображается все существо Пресв. Троицы. Великое С. (начальные слова его —С. ангельское: "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение", Лук. II, 14) — одна из древнейших христианских песней, известная в церкви с самых первых веков. В Постановлениях Апостольских (кн. VII, гл. 47) она уже читается почти в том самом составе, в каком поем ныне; там же она называется утреннею песнию. Кем добавлены к ангельскому С. последующие слова неизвестно; они все взяты из писаний пророческих или евангельских. В западной церкви великое С. употреблялось по преимуществу на литургии в воскресный день, в Пасху и другие торжественные дни; его пели одни епископы, исключая дня Пасхи, когда позволялось петь его и священникам. В восточной церкви великое С. пели как епископы и священники, так и народ. "Святый с С." называется тот чествуемый церковью святой, служба которого обозначается в месяцеслове знаком красного цвета: великое С. в эти дни поется, а не читается. См. прот. К. Никольский, "Обозрение богослужебных книг православной российской церкви по отношению их к церковному уставу" (СПб., 1858); архим. Гавриил, "Руководство по литургике, или наука о православном богослужении" (Тверь, 1886); прот. П. Солярский, "Опыт библейского словаря собственных имен" (т. IV, СПб., 1884); П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); еп. Нестеровский, "Литургика или наука о богослужении православной церкви" (Курск, 1895).