20 мая 2024
450 тысяч слов
+30 за сегодня

Значения слова слепота

все
Словарь Ушакова
Педагогический терминологический словарь
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой

Словарь Ушакова

слепота

слепота, слепоты, мн. нет, жен.

1. Отсутствие зрение, состояние слепого (см. слепой в 1 и 2 знач.). Слепота на оба глаза.

2. перен. Неуменье замечать, понимать происходящее, неспособность следить за совершающимся, правильно судить о нем (книж.). При анализе событий он обнаружил поразительную слепоту.

3. перен. невежество, отсутствие просвещения (книж. устар.).

Душевная слепота (мед.) - болезнь, при которой человек теряет способность понимать то, что видит. Куриная слепота - см. куриный. Снежная слепота - то же, что снежница в 1 знач. Цветовая слепота (мед.) - то же, что дальтонизм.

Педагогический терминологический словарь

слепота

   наиболее резко выраженная степень аномалий развития и нарушений зрения, когда становится невозможным или весьма ограниченным зрительное восприятие вследствие глубокого снижения остроты центрального зрения и сужения поля зрения. Различают абсолютную (тотальную) С. и практическую С. При абсолютной С. на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения. Практическая С. характеризуется остаточным зрением, при котором сохраняются светоощущение и цветоощущение.

   Слепые дети - это дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение - 0,01-0,05 на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

   Развитие слепых детей отличается некоторыми особенностями. Они не воспринимают мн. признаки предметов - свет, цвет, форму, величину и положение предметов в пространстве, испытывают большие затруднения в оценке пространственных признаков: направления, расстояния, движения и т.д. Всё это обедняет чувственный опыт детей, затрудняет их ориентировку в пространстве, особенно при передвижении.

   У слепых детей ориентировочная реакция на звуки усиливается и продолжительно не угасает, т.к. звуки являются очень важным фактором их ориентировки в окружающей действительности.

   Процесс формирования сенсорного опыта у слепых детей замедлен и требует применения специальных коррекционно-педагогических средств воздействия. С. обусловливает задержки в формировании движений. У некоторых детей наблюдаются изменения в эмоционально-волевой сфере, проявляется негативизм. В процессе воспитания и обучения отрицательные явления С. постепенно преодолеваются и развиваются противодействующие процессы компенсации функций.

   Под руководством учителя формируются приёмы и способы использования слухового, двигательного, кожного и других анализаторов, составляющих ту сенсорную основу, на которой развиваются более сложные психические процессы - обобщённое восприятие, произвольное внимание, логическая память, отвлечённое мышление, речь. Это позволяет слепым детям правильно отражать действительность сначала в наглядно-действенной, а затем, по мере накопления опыта, в словесно-логической форме. Огромную роль в формировании образного мышления и в ориентировке играют зрительные представления, сохранившиеся у детей в памяти. Большое значение в компенсации С. имеет формирование социальных мотивов деятельности.

   Для слепых детей создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения, дошкольные учреждения и дошкольные группы при школах, детские дома, общеобразовательные школы-интернаты (см. Зрение).

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 262)

   См. также Зрение, Слабовидение, Тифлотехника

   Ч433

Энциклопедический словарь

слепота

(амавроз), потеря зрения на оба глаза вследствие глаукомы, трахомы, травмы, диабета и др. причин.

Словарь Ожегова

слепота

СЛЕПОТА, ы, ж.

1. Отсутствие зрения. Грозит с. комун.

2. перен. Неумение понимать, разбираться в чёмн., правильно судить о чёмн. Политическая с.

Словарь Ефремовой

слепота
  1. ж.
    1. Состояние слепого.
    2. перен. Неумение замечать происходящее вокруг, правильно судить о чем-л.
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово слепота может быть

Предложения со словом слепота

  • В сцене получения известия о «воскресших» племянниках устойчивая эвфемистическая характеристика Дхритараштры как «наделённого оком разума» выглядит издевательской, как бы намекая на парадигму слепота=неведение (см.
  • Его ощущения схожи с ощущениями Джона Холла, который на второй или третий год после того, как ослеп, перестал считать себя инвалидом, признав, что слепота – «парадоксальный дар, позволяющий человеку мобилизовать скрытые силы и обрести новое бытие».
  • Агнозия зрительная, или «душевная слепота», характеризуется тем, что при сохраненной остроте зрения пациент может назвать цвет, форму предмета, но не узнает самого предмета, не может определить значение предмета и назвать его (речь полностью сохранена).
  • Мотивированная слепота поразила людей, вкладывавших средства в фонды Бернарда Мэдоффа, и многих других представителей бизнеса, о которых я буду говорить в дальнейших главах.

Цитаты со словом слепота

  • Родительская слепота — почти всеобщее явление, она всегда казалась мне самой необъяснимой из всех нелепостей, какие только могут взбрести на ум удивительнейшего создания, называемого человеком.
    Генри Филдинг, "История Тома Джонса"
  • Чтобы видеть далеко, надо уметь закрывать глаза: не видеть незримое есть слепота души.
    Ромен Гари, "Повинная голова"
  • Как часто нас спасала слепота, Где дальновидность только подводила.
    Уильям Шекспир, "Гамлет"
  • Удивительна слепота нашего правительства. Оно не видит, не хочет видеть того, что все, что оно делает для того, чтобы обезоружить врагов своих, только усиливает число их и их энергию.
    Лев Николаевич Толстой, "Три дня в деревне"
  • Ребенок, родившийся слепым, даже и не подозревает, что он слепой, до тех пор, пока кто-нибудь не скажет ему об этом. Даже тогда он будет иметь самое смутное представление о том, что такое слепота; только зрячие знают, что это такое.
    Стивен Кинг, "Оно"