слепота, слепоты, мн. нет, жен.
1. Отсутствие зрение, состояние слепого (см. слепой в 1 и 2 знач.). Слепота на оба глаза.
2. перен. Неуменье замечать, понимать происходящее, неспособность следить за совершающимся, правильно судить о нем (книж.). При анализе событий он обнаружил поразительную слепоту.
3. перен. невежество, отсутствие просвещения (книж. устар.).
• Душевная слепота (мед.) - болезнь, при которой человек теряет способность понимать то, что видит. Куриная слепота - см. куриный. Снежная слепота - то же, что снежница в 1 знач. Цветовая слепота (мед.) - то же, что дальтонизм.
наиболее резко выраженная степень аномалий развития и нарушений зрения, когда становится невозможным или весьма ограниченным зрительное восприятие вследствие глубокого снижения остроты центрального зрения и сужения поля зрения. Различают абсолютную (тотальную) С. и практическую С. При абсолютной С. на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения. Практическая С. характеризуется остаточным зрением, при котором сохраняются светоощущение и цветоощущение.
Слепые дети - это дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение - 0,01-0,05 на лучше видящем глазу с коррекцией очками.
Развитие слепых детей отличается некоторыми особенностями. Они не воспринимают мн. признаки предметов - свет, цвет, форму, величину и положение предметов в пространстве, испытывают большие затруднения в оценке пространственных признаков: направления, расстояния, движения и т.д. Всё это обедняет чувственный опыт детей, затрудняет их ориентировку в пространстве, особенно при передвижении.
У слепых детей ориентировочная реакция на звуки усиливается и продолжительно не угасает, т.к. звуки являются очень важным фактором их ориентировки в окружающей действительности.
Процесс формирования сенсорного опыта у слепых детей замедлен и требует применения специальных коррекционно-педагогических средств воздействия. С. обусловливает задержки в формировании движений. У некоторых детей наблюдаются изменения в эмоционально-волевой сфере, проявляется негативизм. В процессе воспитания и обучения отрицательные явления С. постепенно преодолеваются и развиваются противодействующие процессы компенсации функций.
Под руководством учителя формируются приёмы и способы использования слухового, двигательного, кожного и других анализаторов, составляющих ту сенсорную основу, на которой развиваются более сложные психические процессы - обобщённое восприятие, произвольное внимание, логическая память, отвлечённое мышление, речь. Это позволяет слепым детям правильно отражать действительность сначала в наглядно-действенной, а затем, по мере накопления опыта, в словесно-логической форме. Огромную роль в формировании образного мышления и в ориентировке играют зрительные представления, сохранившиеся у детей в памяти. Большое значение в компенсации С. имеет формирование социальных мотивов деятельности.
Для слепых детей создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения, дошкольные учреждения и дошкольные группы при школах, детские дома, общеобразовательные школы-интернаты (см. Зрение).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 262)
См. также Зрение, Слабовидение, Тифлотехника
Ч433
(амавроз), потеря зрения на оба глаза вследствие глаукомы, трахомы, травмы, диабета и др. причин.
СЛЕПОТА, ы, ж.
1. Отсутствие зрения. Грозит с. комун.
2. перен. Неумение понимать, разбираться в чёмн., правильно судить о чёмн. Политическая с.