16 ноября 2024
450 тысяч слов
+19 за сегодня

Значения слова служебник

все
Словарь Ушакова
Православие. Словарь-справочник
Православный энциклопедический словарь
Словарь церковных терминов
Православная энциклопедия
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

служебник

служебник, служебника, муж. (церк.). Церковная книга, содержащая тексты, по которым совершается служба (см. служба в 5 знач.).

Православие. Словарь-справочник

служебник

(Литургиарий)

   богослужебная книга, содержащая по преимуществу молитвословия, произносимые священником и диаконом во время храмового (общественного) богослужения суточного круга. В состав Служебника входят: чин литургии свт. Василия Великого, чин литургии свт. Иоанна Златоуста и чин литургии Преждеосвященных Даров свт. Григория Двоеслова, постоянные (неизменяемые) молитвословия вечерни и утрени, а также «Устав священнослужения», соответствующий 1-й и 2-й главам Типикона. В дополнительной части Служебник содержит чины и молитвословия богослужений, совершаемых вместе со службами суточного круга. Это – чин благословения колива, приносимого в честь и память Господних праздников или святых, так как он присоединяется к вечерне или литургии; чин над кутией в память усопших, который совершается на литургии и на вечерне; чин литии по усопшим, совершаемый по отпусте вечерни и утрени; молитвы по причащении. Для того чтобы иерей и диакон могли иметь в одной книге всю службу, в Служебнике для удобства даются краткие изменяемые молитвословия, которые произносятся на вечерне, утрене и литургии. Сюда относятся отпусты вечерни, утрени и литургии, прокимны Евангелий утренних, прокимны Апостолов, аллилуарии и причастны литургии. Поскольку же в отпустах дневных воспоминаются святые дня, в Служебнике печатается Месяцеслов, т.е. указатель по дням месяцев святых. В конце Служебника помещается «Известие учительное, како иерею, диакону и причетнику служение в церкви совершати и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к Божественной литургии, и каковые бывают бедственные и недоуменныя в скорости случаи, и како в том исправлятися».

   См. Богослужебные книги.

Православный энциклопедический словарь

служебник

книга, в которой собраны тексты основных богослужений: вечерни, утрени, литургии Иоанна Златоуста, литургии Василия Великого и литургии Преждеосвященных Даров.

Словарь церковных терминов

служебник

богослужебная книга, предназначенная для богослужения священника и дьякона. Содержит чинопоследования вечерни, утрени, литургий Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров с текстами т.н. тайных иерейских молитв, в т.ч. молитвы евхаристического канона. В служебнике также приведены месяцеслов, указания к совершению литургии, тексты прокимнов и аллилуариев, некоторые молитвословия из Постной триоди и Цветной триоди, а также чин благословения кол ива и чин литии об умерших.

Православная энциклопедия

служебник

   одна из богослужебных книг, используемая дьяконами и священниками. В служебнике можно найти чинопоследования утрени, вечерни, литургий Василия Великого, Иоанна Златоуста и Преждеосвященных даров, а также тексты тайных иерейских молитв – таких, как молитвы, читаемые во время евхаристии. В служебнике имеется месяцеслов, уставные указания по совершению литургии, стихи аллируариев и тексты прокимнов, часть молитвословий из цветной и постной Триодей, чин заупокойной литии и чин благословения кутьи.

Словарь Ефремовой

служебник

м.
Церковная книга, содержащая тексты, по которым совершается служба (2*).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

служебник

— название употребляемой священником и диаконом в правосл. церкви книги, содержащей в себе главные церковные службы — литургии (св. Иоанна Златоуста, Василия Вел., преждеосвященных даров), отчего эта книга также носит название "литургиарион". Кроме того, в С. иногда помещается "устав, како служити диакону со священником великую вечерню и утреню", обыкновенно печатаемый в других книгах церковных (Типиконе и в двух первых главах Октоиха). Наконец, С. содержит в себе чинопоследования, совершаемые вместе с богослужениями дневными, именно: чин благословения колива, чин над кутиею, чин литии по усопшим, молитвы по причащении. В С. помещаются также некоторые изменяемые части вечерни, утрени и литургии, именно отпусты, прокимны апостолов, аллилуиарии и причастии. Так как отпусты должны содержать в себе поминовение имен святых, чествуемых в данный день, то при С. печатается церковный месяцеслов, к которому присоединяются прокимны, аллилуарии, причастны из месячной Минеи, Минеи Общей, Триоди и Октоиха. В конце С. печатается "учительное известие" священнику и диакону на бедственные, внезапные и вообще недоуменные случаи, могущие возникнуть неожиданно во время богослужения. В русской церкви С. был одною из первых книг богослужебных. Древние наши С. не всегда были согласны между собою. Этим было вызвано исправление С. на соборе 1665 г. Исправление продолжалось и позже и состояло, главным образом, в изменении словосочинения и в замене слов менее употребительных более употребительными.

С. apxиepeйcкий. Так как каждый архиерей на совершаемой им литургии может совершать свойственные лишь ему священнодействия (посвящения в церковные степени, освящение антиминса и т. п.), то имеется особая книга, в которой к главному содержанию С. общего присоединяются молитвословия, не существующие в других богослужебных книгах, почему этот С. называется также "чиновник архиерейского священнослужения".

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом служебник

  • В предисловии к этому служебнику он изложил поводы, побудившие его к исправлению богослужебных книг, и деяния первого собора в Москве, одобрившего его предприятие.
  • Он приказывал повсюду рассылать и вводить в употребление при богослужении новый служебник.
  • Более того, по словам того же автора, в 1675 году внесли в архиерейский чиновник указанные слова из служебников 1651 и 1655 годов, добавив при этом, что «никтоже да дерзнет отныне, положенных зде превосходити или что оскудити, или оставити или пременити, но вся блюсти цела и непредвижна» (Там же.
  • При этом «Евфимий правил чиновник архиерейского священнослужения изданный в 1677 году и первый занес сюда требование поклонов на слова Господни, заимствовав его для литургии Иоанна Златоуста – из служебника 1651 года, а для литургии Василия Великого – из служебника 1655—58 годов.