19 мая 2024
450 тысяч слов
+22 за сегодня

Значения слова слух

все
Словарь Ушакова
Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник
Фразеологический словарь русского языка
Педагогический терминологический словарь
Фразеологический словарь (Волкова)
Словарь музыкальных терминов
Энциклопедия «Биология»
Тезаурус русской деловой лексики
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

слух

слух *****

полагаясь на свою память).

2. перен. Молва, весть, известие о ком-чем-нибудь. «Слухом земля полнится.» (посл.) «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой.» Пушкин. «О нем долго не было слуха.» Герцен. «Всякие слухи о нем замерли, точно он исчез с лица земли.» А.Тургенев.

| Известие, сообщение о чем-нибудь происшедшем или предстоящем, нуждающееся еще в проверке. «Слух о его успехах снова распространился.» Пушкин. «Не всякому слуху верь.» (посл.) Паникеры распространяют тревожные слухи. О гибели парохода циркулировали самые невероятные слухи. «Необходимо слух, рассеянный расстригой, уничтожить.» Пушкин. По слухам, дела его идут отлично. «Слухам, известно, верить нельзя: чего не выдумают!» Григорович.

Ни слуху ни духу - см. дух. Обратиться в слух - начать очень внимательно слушать чего-нибудь, прислушиваться к чему-нибудь. Приклонить или склонить слух - см. приклонить, склонить.

Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

слух

функция организма, обеспечивающая восприятие звуковых колебаний. Реализуется деятельностью механических, рецеп-торных и нервных структур, составляющих слуховую систему, или слуховой анализатор. У человека при действии звуков возникает специфическое слуховое ощущение, в котором отражаются параметры звуковых сигналов (например, интенсивность или частота звуковых колебаний воспринимаются как громкость и высота звука).

Слуховая функция осуществляется посредством двух каналов: воздушного и костного. Это приводит к тому, что человек слышит себя не так, как слышат его окружающие.

С. позволяет определить пространственное положение источника звука, его удаленность.

Диапазон воспринимаемых частот лежит в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Наибольшую чувствительность слуховой анализатор проявляет на частотах от 1000 до 4000 Гц. При длительном действии сильных звуков чувствительность С. понижается. При действии звуков очень высокой интенсивности у человека возникает болевое ощущение.

Оценка громкости и высоты очень коротких звуков затруднена. Так, при длительности звука 2—3 мс человек отмечает лишь его наличие, но не может определить его качество! В этом случае любой звук оценивается как «щелчок». С увеличением длительности звука слуховое ощущение постепенно проясняется: человек начинает различать высоту и громкость. Минимальное время, необходимое для отчетливого ощущения высоты тона, равно примерно 50 мс.

Восприятие звука может ухудшаться (до полного исчезновения) в присутствии других звуков (явление маскировки). Наиболее эффективной помехой для речи одного человека является речь другого человека, особенно если она звучит в том же диапазоне.

Чтобы речевые звуки были восприняты правильно, их интенсивность должна превышать интенсивность шумов примерно в 2 раза. На опознание слов влияет их частотность. Чем чаще встречается слово, тем лучше оно опознается на фоне шумовой помехи. Точность опознания зависит также от длины слова. Более длинное слово обладает большим числом опознавательных признаков, что и обеспечивает более точное его восприятие. Наблюдается также тенденция к более точному восприятию слов, начинающихся с гласного звука, по сравнению со словами, начинающимися с согласного. Определенное значение имеет место ударного слога. Если ударение находится в конце слова, то все слово опознается значительно лучше (разница в правильном восприятии слов с ударениями на первом и третьем слогах составляет 20%).

При восприятии отдельных слогов и слов существенную роль играют их фонетические характеристики, при восприятии словосочетаний и фраз в действие вступают синтаксические независимости, а фонетические отступают на второй план. Слушатель улавливает синтаксическую связь между словами, которая помогает ему восстановить сообщение, разрушенное шумом. При этом легче всего улавливается согласование, затем управление и, наконец, примыкание.

Длина фразы не имеет для слушателя особого значения примерно до уровня в 11 слов. Превышение этого числа приводит к существенному ухудшению аудирования. С увеличением глубины, даже если величина фразы остается неизменной, точность аудирования снижается. Глубокие фразы улавливаются слушателем намного хуже, чем мелкие; критической величиной является глубина фразы, равная 7+(—)2.

Различают следующие разновидности С: речевой (частный случай — фонематический), музыкальный (частный случай — абсолютный), вокальный (сочетание собственно С. с кинестезией), эмоциональный (позволяющий дифференцировать эмоциональные оттенки в интонации речи).

Лит.: Гельфанд С.А. Слух: введение в психологическую и физиологическую акустику. — М., 1985; Морозов В.П. Занимательная биоакустика. — М., 1987; Основы инженерной психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. — М., 1986; Тарасов Д.И., Валентинов В.Б. Я слышу. — М., 1989.

А.А. Князьков

Фразеологический словарь русского языка

слух

На слух - только слушая что-либо, не прибегая к другим способам узнавания, распознавания

Педагогический терминологический словарь

слух

   способность организма воспринимать звуковые колебания. При посредстве С. происходит речевое общение между людьми, воспринимается речь, другая звуковая информация. Орган С. - ухо. В слуховом анализаторе различают 2 отдела - звукопроводящий (состоит из наружного и среднего уха, которые отделены друг от друга барабанной перепонкой) и звуковоспринимающий (состоит из внутреннего уха, слуховых нервов и специального участка коры головного мозга). Наружное ухо включает ушную раковину и наружный слуховой проход. Среднее ухо имеет небольшую, т.н. барабанную, полость со слуховыми косточками. Во внутреннем ухе сосредоточены чувствительные слуховые клетки. Звуковые колебания передаются через слуховой проход, барабанную перепонку и цепь слуховых косточек, вызывая раздражение чувствительных клеток. По слуховому нерву раздражение передаётся в головной мозг к корковому центру С. Человеку доступна область звуков с частотой колебания от 16 до 20 тыс. Гц. Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, называется абсолютным порогом слухового ощущения. Слуховая чувствительность характеризуется также величиной разностного, или дифференциального, порога, т.е. различения звука по высоте (частоте) и силе. Большинство людей, даже не обладающих тонким музыкальным слухом, могут довольно точно определять усиление и уменьшение звука в 2 раза. Физиологическое приспособление органа С. к различной силе звука называется слуховой адаптацией. От слуховой адаптации отличают слуховое утомление, которое возникает при длительном воздействии интенсивных звуков. Интенсивность звуков не должна достигать порога неприятного ощущения, а продолжительность интенсивных звуков не должна превышать 15-20 мин. Частое и длительное раздражение органа С. может привести к понижению С. Человек обладает способностью не только различать направление звука, но и оценивать расстояние, на котором находится источник звука (т.н. бинауральный С.), дифференцировать звуки, когда они слышны с разных сторон.

   Специфической особенностью человека является его способность воспринимать звуки как смыслоразличительные единицы - фонемы. Эта способность обеспечивается наличием у человека слухового (сенсорного) центра речи, расположенного в левой височной доле коры головного мозга. Элементарные реакции на звук наблюдаются у ребёнка уже в первые часы его рождения. Вначале они протекают как безусловные рефлексы, но в конце 1-го - начале 2-го месяца жизни у ребёнка образуются условные рефлексы, а на 3-м месяце он начинает различать звуки по высоте и тембру. Затем формируется способность к дифференцированию звуков, к реагированию на различные интонации и слова. В конце 1-го года ребёнок обычно различает слова и фразы преимущественно по их интонационной окраске и ритмическому контуру. К концу 2-го года ребёнок обладает способностью распознавать на слух все звуки родного языка. Развитие дифференцированного слухового восприятия происходит в тесном взаимодействии с развитием навыков произношения, но развитие слуховой дифференциации обычно предшествует уточнению произносительных навыков. Формирование речевого С. заканчивается к началу 3-го года жизни. Наиболее простой способ определения слуховой способности - исследование С. с помощью шёпотной и громкой речи. С. считается нормальным при восприятии шёпотной речи на расстоянии 6-7 м. Более точные исследования проводятся только в условиях специального лечебного учреждения.

   Нарушения слуха. К ним относятся тугоухость и глухота. Разделяются на временные и стойкие. Временные нарушения возникают вследствие некоторых заболеваний (простуды, отиты), серных пробок, аномального строения наружного и среднего уха (отсутствие или недоразвитие ушных раковин, заращение слуховых проходов, дефекты барабанной перепонки, слуховых косточек и др.). Такие нарушения называются кондуктивными и устраняются методами консервативного лечения или с помощью оперативного вмешательства. Стойкие нарушения связаны с поражением внутреннего уха - сенсоневральная (нейросенсорная) тугоухость и глухота. В этих случаях восстановить С. невозможно, речь может идти лишь о поддерживающей терапии и профилактических мероприятиях, слухопротезировании и длительной систематической педагогической коррекции.

   Причины нарушений С.: заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп), родовые травмы, ослабленное здоровье ребёнка, если он родился недоношенным; наследственность (в т.ч. синдром Ушера), детские инфекции и другие заболевания, применение ототоксичных антибиотиков, травмы головы. Даже незначительное снижение С. в раннем детстве отрицательно сказывается на формировании речи ребёнка.

   Дети со стойким двусторонним нарушением С., при котором обычное речевое общение с окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота), относятся к категории детей с нарушениями С. Детей с тугоухостью называют слабослышащими. Глухими считаются дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением С., приобретённым в раннем детстве или врождённым; оглохшими (позднооглохшими) - дети, потерявшие слух, но сохранившие речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты.

   Для распознавания степени понижения С. в Рос. Федерации преимущественно используются аудиолого-педагогическая классификация Л.В. Неймана - в образовательных учреждениях и международная аудиологическая классификация - в медицинских учреждениях. По классификации Неймана слабослышащие могут быть отнесены к одной из 3 степеней тугоухости: потеря слуха (500-4000 Гц) при 1-й степени не превышает 50 дБ) - ребёнок разборчиво воспринимает речь разговорной громкости на расстоянии более 1 м и слышит шёпот у ушной раковины; при 2-й степени (от 50 до 70 дБ) ребёнок воспринимает речь на расстоянии 0,5-1 м, шёпот не слышит; при 3-й степени (св. 70 дБ) - слышит голос разговорной громкости на расстоянии не более 0,5 м. В России условной границей между тугоухостью и глухотой принято считать 85 дБ (как среднее арифметическое значение показателей на трёх речевых частотах: 500, 1000 и 2000 Гц). Согласно международной классификации (Wilson J., Scand. Audiology, 1988, Supplement. 28, p. 33-58), выделяют 4 степени тугоухости и глухоту, в зависимости от средней потери слуха в диапазоне трёх речевых частот (500, 1000 и 2000 Гц): 1-я - 26-40 дБ, 2-я - 41-55 дБ, 3-я - 56-70 дБ, 4-я - 71-90 дБ, глухота - более 90 дБ.

   Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями С. Большинство специальных (коррекционных) образовательных учреждений относится к ведению Министерства образования. В них осуществляется дифференцированное (раздельное) обучение глухих и слабослышащих детей, которое ведётся по специальным образовательным программам.

   Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ). ДОУ компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста (с 1,5-2 лет). ДОУ комбинированного вида, в состав которых наряду с общеразвивающими входят и компенсирующие группы для детей с нарушениями С. Дошкольные группы, отделения в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей (как правило, с 5 лет).

   Учебно-воспитательные комплексы "Начальная школа - детский сад" и "Школа - детский сад" компенсирующего вида для глухих или слабослышащих детей.

   Группы кратковременного пребывания при дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида (занятия проводятся индивидуально или в малой группе из 2-3 чел., как правило, 2- 3 раза в неделю при обязательном присутствии родителей).

   Дошкольники с нарушениями сложными могут обучаться в диагностических группах (наполняемостью 5 чел.) ДОУ компенсирующего или комбинированного вида, а также в группах кратковременного пребывания и в отдельных учреждениях системы социальной защиты.

   Общеобразовательные школы для глухих детей для получения основного образования со сроками обучения 10 лет (для классов наполняемостью 6 чел.) и 12 лет (для классов в 12 чел.). Имеется подготовительный класс для детей, не прошедших дошкольной подготовки. При некоторых школах открываются 11-й и 12-й классы для получения среднего образования.

   Создаются отдельные классы для детей со сложными нарушениями (наполняемость 5 чел.): с умственной отсталостью (см. Нарушения интеллекта) и с задержкой психического развития (1- 9-е классы) и для детей с детским церебральным параличом.

   Средняя общеобразовательная школа для слабослышащих и позднооглохших детей имеет 2 отделения: 1-е - с 10-летним сроком обучения (1-10-е классы) для детей с лёгким недоразвитием речи и нарушением слуха, 2-е - с 10-12-летним сроком обучения (1-10-е, 1-12-е классы) в зависимости от наполняемости класса для детей с глубокими недоразвитиями речи; имеются подготовительные классы для детей 6 лет без дошкольной подготовки.

   Создаются классы для слабослышащих детей с умственной отсталостью или с задержкой психического развития. Появились различные центры, группы детей с нарушениями С. в общеобраз Школы-интернаты санаторного типа для глухих детей с неврологическими заболеваниями, где общеобразовательная подготовка сочетается с медицинской помощью. Выпускники могут продолжать образование в одном из видов учреждений специального или общеобразовательного типа или трудоустроиться.

   По линии Министерства здравоохранения помощь детям оказывают сурдологические кабинеты (отделения, центры) по месту жительства. Они осуществляют комплексное медико-психолого-педагогическое обследование, лечение, слухопротезирование, диагностические занятия для детей, обучающихся в массовой школе, и педагогические занятия с детьми младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста, не посещающими специальные учреждения, - из расчёта 1 час в неделю на ребёнка; динамические наблюдения за детьми, обучающимися в специальных школах.

   Лечение также осуществляется в стационарах при лор-отделениях крупных больниц по месту жительства.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 262-264)

   См. также Нарушения интеллекта, Нейман, Лев Владимирович, Специальные образовательные учреждения, Тугоухость

Фразеологический словарь (Волкова)

слух

  Ни слуху ни духу о ком-чем (разг.) - нет никаких известий.

    Уже год, как он него ни слуху, ни духу.

Словарь музыкальных терминов

слух

способность (человека) воспринимать слух. Слух музыкальный — способность воспринимать звуки различной высоты, силы, длитель­ности, тембра, анализировать соотношение звуков, запоминать и осо­знанно воспроизводить их. Слух абсолютный — способность узнавать или воспроизводить высоту звука без сравнения его со звуком, вы­сота которого известна. Слух относительный — способность узнавать или воспроизводить высоту звука, сопоставляя его со звуком, высота которого известна. Слух гармонический — способность воспринимать и анализировать многоголосную музыку, качество и характер связей между звуками, их консонантность и диссонантность. Слух интонаци­онный — способность различать и воспроизводить незначительные интонационные отклонения в пределах одной ступени звукоряда. Слух внутренний — способность представлять музыку, не воспроизводя ее никаким образом в результате просматривания нотного текста, представляя ее в памяти или создавая в процессе творчества. Слух тем­бровый — способность различать тембровую окраску голосов, звука. Слух вокальный (см. Вокальный слух).

Энциклопедия «Биология»

слух

   , способность животных и человека воспринимать звуки. Одно из основных чувств в биоориентации животных. Слухом обладают все насекомые, позвоночные; наиболее развит у млекопитающих и у всех животных, ведущих ночной образ жизни. Имеет исключительно важную роль в жизни водных животных, в условиях ограниченной видимости. Животные способны различать направление, частоту, силу звука, уровень звукового давления и др. Диапазон слышимости многих животных и человека 16 Гц – 20 кГц. Некоторые (медузы, рыбы, кошки, собаки и др.) хорошо воспринимают более низкие звуки, или инфразвуки (до 16 Гц), возникающие при землетрясениях, взрывах, ураганах и пр. и распространяющиеся на большие расстояния. Слух некоторых животных охватывает также ультразвуковой диапазон (более 20 кГц): собаки слышат до 40 кГц, кошки до 60 кГц, летучие мыши до 120 кГц, дельфины до 200 кГц, насекомые до 500 кГц. Некоторые из этих животных обладают также особым видом пространственного слуха – эхолокацией. Звук воспринимается животными с помощью слуха органов (инфразвук – возможно, с помощью органов равновесия). Острота слуха человека определяется величиной порога слышимости (16 Гц – 20 кГц). При увеличении силы звука и его продолжительности возникает слуховой дискомфорт, затем слуховое утомление, приводящее к временному снижению слуха (в тишине восстанавливается через несколько минут). Местонахождение источника звука устанавливается за счёт бинаурального слуха (двумя ушами). Способность воспринимать и оценивать качество звука называется музыкальным слухом. Способность точно определять высоту каждого тона называется абсолютным слухом. Слух считается нормальным, если разговорная речь, произнесённая шёпотом, различается на расстоянии 6–7 м. Снижение слуха – тугоухость, вплоть до полной глухоты, чаще всего связана с нарушением подвижности слуховых косточек уха, нервных путей и слуховых центров. В некоторых случаях коррекция слуха возможна с помощью слухового аппарата, иногда прибегают к оперативному лечению.

Тезаурус русской деловой лексики

слух

Syn: молва, толки

Энциклопедический словарь

слух

восприятие звуковых колебаний органами слуха. У человека и высших животных звуки улавливаются наружным ухом и через барабанную перепонку и слуховые косточки (среднее ухо) передаются в улитку лабиринта (внутреннее ухо), где колебания т. н. основной перепонки вызывают возбуждение в чувствительных нервных окончаниях кортиева органа, которое передается в головной мозг. Человек воспринимает колебания частотой от 10-20 Гц до 20 кГц, дельфины - от 100 Гц до 200 кГц.

Словарь Ожегова

слух

СЛУХ, а, м.

1. Одно из внешних чувств человека и животного, органом к-рого служит ухо, способность воспринимать звуки. Острый с. Воспринимать на с. Превратился (обратился) в с. ктон. (начал внимательно слушать).

2. Способность правильно воспринимать и воспроизводить музыкальные звуки. Музыкальный с. Абсолютный с. Играть по слуху или на с. (без нот).

3. Молва, известие о ком-чёмн. (обычно ещё ничем не подтверждённое). Пустить с. Ложные слухи. Не всякому слуху верь (посл.). Слухом земля полнится (посл.).

Ни слуху ни духу о ком-чём (разг.) нет никаких известий.

На слуху что (разг.) о том, что постоянно звучит, слышится в речи, в разговорах.

| прил. слуховой, ая, ое (к 1 и 2 знач.). С. нерв. С. аппарат (для людей с ослабленным слухом).

Слуховое окно окно на чердаке, в крыше.

Словарь Ефремовой

слух
  1. м.
    1. :
      1. Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки при помощи специального органа - уха.
      2. Способность правильно воспринимать и воспроизводить музыкальные звуки.
    2. перен. Весть, известие о ком-л., чем-л.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

слух

— С. есть специальная функция уха, возбуждаемая колеблющимися телами в окружающей среде — воздухе или воде. В слуховом аппарате мы имеем дело с нервом специального чувства, слуховым нервом; с конечными органами, приспособленными к восприятию звуковых колебаний, расположенными во внутреннем ухе, т. е. в лабиринте. Это Кортиев орган в улитке и эпителиальные приспособления с maculae и cristae acusticae в преддверия и ампулах полукружных каналов и, наконец, с вспомогательным аппаратом, усиливающим полезность этого органа чувства—это ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка с системой слуховых косточек и управляющих ими мышц. Ствол слухового нерва не способен возбуждаться звуковыми колебаниями воздуха или воды и для этого снабжен периферическими нервными окончаниями во внутреннем ухе, воспринимающими эти колебания и переводящими их в форму возбуждения слухового нерва; но и это не повело бы ни к чему, если бы слуховой нерв не доводил этого возбуждения до специальных слуховых центров мозга, где оно перерабатывалось бы в форму слухового ощущения. Сущность вопроса лежит, следовательно, в процессах, протекающих в периферической и центральной части органа С. Вопрос о физиологии С. сосредоточивается на функциях периферического слухового аппарата, самые деятельные части которого лежат в глубине, в слое эндолимфы, под охраной костных частей основания черепа. Звуковые волны могут достигать эндолимфы лабиринта или путем прямого проведения через черепные кости, или через специальные для этого проводящие пути слухового аппарата, а именно через барабанную перепонку с ее придатками. К таким придаткам относятся наружное ухо с ушной раковиной и наружным слуховым проходом, проводящими звуковые колебания воздуха до барабанной перепонки, и среднее ухо с системой С. косточек, передающих дрожания барабанной перепонки эндолимфе лабиринта. Ушная раковина собирает звуковые волны и направляет их в наружный слуховой проход. У человека ни форма ушной раковины, ни сравнительная неподвижность ее не позволяют ей играть роль собирательной воронки, и она имеет лишь значение в определении направления звуков. Гораздо большее физиологическое значение имеет наружный слуховой проход; он передает звуки к барабанной перепонке через заключенный в нем столб воздуха и, кроме того, через свои хрящевые и костяные стенки проводит звуковые колебания к костям черепа и через них к эндолимфе лабиринта. Выделяемая серными железами слухового прохода так наз. ушная сера служит, по-видимому, к тому, чтобы задерживать посторонние тела, проникающие в слуховой проход, мешать засорению его и повреждению барабанной перепонки. Той же цели служат, вероятно, в известной степени и крупные волоски, находящиеся при входе в слуховой проход. Достигающие до барабанной перепонки звуковые волны приводят ее в колебание. Барабанная перепонка, имея воронкообразную форму, центр которой вдавлен, а боковые части слегка выпуклы кнаружи, и будучи натянута, представляется особенно впечатлительной к звуковым колебаниям. Своими колебаниями барабанная перепонка приводит в движение цепь слуховых косточек, соединенную с ними перепонку овального отверстая, далее эндолимфу ушного лабиринта, а через нее колебания передаются нервным окончаниям слухового нерва. Самый механизм передачи движений барабанной перепонки жидкости лабиринта по цепи слуховых косточек производится следующим образом: из анатомического расположения слуховых косточек (молоточка, наковальни, чечевички и стремечка) видно, что они составляют не прямой, а ломаный рычаг, точка опоры которого находится на месте прикрепления связок короткого отростка наковальни к задней стенке барабанной полости, точка приложения силы в конце рукоятки молоточка, упирающегося в барабанную перепонку, а точка сопротивления в месте приложения подошвы стремени к перепонке овального окошечка. Когда воздушный толчок двигает барабанную перепонку внутрь, то стремечко идет в том же направлении, но делает меньший размах; но в силу законов рычага потеря в амплитуде колебаний стремечка вознаграждается нарастанием силы его действия. Сочетанием слуховых косточек в рычажную систему вполне обеспечивается проведение звуковых волн извне в полость лабиринта и без изменений их силы, высоты и тембра. Но существуют еще нервно-мышечные придатки, усиливающие остроту С., — это слуховые мышцы. Весьма вероятно, что мышца, напрягающая барабанную перепонку, находится в беспрерывном слабом тоническом возбуждении и поддерживает известную степень вогнутого состояния барабанной перепонки, повышающего ее чувствительность к падающим на нее звуковым волнам; но выгоды временных натяжений и расслаблений перепонки этой мышцей не исчерпываются сказанным; так как с натяжением любой перепонки увеличивается число ее колебаний, то понятно, что сокращение мышцы, напрягающей барабанную перепонку, уменьшая амплитуду ее колебаний, должно настраивать ее на восприятие более высоких звуков, т. е. с большим числом колебаний, и наоборот; это своего рода аккомодационный механизм уха к звукам различной высоты. Эта же мышца может действовать также и в качестве заглушителя при падении на нее слишком сильных звуков, напр. при пушечных выстрелах, и тем предохранять ее от возможных разрывов. Наконец, она может препятствовать усиленному выпячиванию барабанной перепонки наружу при сильном повышении давления в барабанной полости. Мышца, напрягающая барабанную перепонку, иннервируется веткой тройничного нерва. Мышцы, расслабляющей барабанную перепонку, не существует, и за нее принимали часть связочных поддержек молоточка. Стремянная мышца (m. stapedius) управляет движениями стремени так, что мешает его основанию сильно углубляться в овальное окно при сильных колебаниях барабанной перепонки. Она иннервируется веткой личного нерва. Огромное значение для нормальной деятельности барабанной перепонки имеет Евстахиева труба, поддерживающая равновесие между давлением наружного воздуха и тем, которое существует в барабанной полости. Несмотря на все это, разрушение барабанной перепонки, а также и слуховых косточек, за исключением только стремени, не уничтожает совершенно С., а лишь значительно притупляет его. Когда же разрушается и стремя наступает полная глухота: это происходит потому, что разрушение стремени столь близко связанного с перепонкою овального окошка обыкновенно сопровождается и разрывом этой перепонки и вытеканием жидкости лабиринта, без коей немыслимо звуковое возбуждение нервных окончаний слухового нерва в лабиринте. Внутреннее ухо (лабиринт и нервные окончания). Колебания, передаваемые стременем жидкости лабиринта, должны распространяться из преддверия в оба главных аппарата лабиринта, т. е. в улитку и в полукружные каналы, а именно волна распространяется из преддверия по Scala vestibuli улитки и спускается по Scala timpani и ударяется о перепонку круглого окна. На этом пути эти колебания жидкости лабиринта приводят в соколебание основную перепонку с лежащим на ней Кортиевым органом и внутренними и наружными волосяными клеточками, в которых заканчиваются отдельные нити улиточной ветки слухового нерва. С другой стороны, колебания жидкости преддверия, распространяясь по нему и полукружным каналам, вызывают колебания слуховых волосков в maculae и cristae ампул полукружных каналов и перепончатого мешка преддверия, а через них возбуждаются связанные с ними нити преддверной ветви слухового нерва. Эти ветви заканчиваются в периферическом аппарате, причем в maculae и cristae вся толща выступов состоит из плотной массы лежащих вперемежку клеток нервных и цилиндрического эпителия, кончающихся на свободном конце твердым волоском, а другим, глубоким концом переходящие в нить слухового нерва. Поверх волосков лежит тонкая пленка, а на ней в мешке песчинки из углекислой извести, так назыв. отолиты. Таким устройством гарантируется важная чувствительность нервных окончаний в maculae и в cristae к звуковым колебаниям и быстрое прекращение этих колебаний перепонкой с лежащими поверх нее отолитами, играющей, вероятно, роль заглушителя. Кортиев орган, в котором заканчиваются волокна улиточного нерва, состоит из волокон основной перепонки, играющих, по-видимому, роль струнного аппарата; Кортиевых дуг, составляющих опорный аппарат для концевых разветвлений улиточного нерва, и специальных нервных окончаний улиточного нерва. Основная перепонка (membrana basilari), сильно натянутая по направлению радиусов улитки и более свободная в продольном направлении, т. е. вдоль спирали улитки, состоит из ряда лучисто расположенных полос. Она представляет своеобразный струнный аппарат, резонирующий различными своими волокнами на звуки различной высоты, причем отдельные волокна отвечают созвучными колебаниями только на определенные внешние звуки, число колебаний коих отвечает собственным колебаниям этих волокон. Основная перепонка со своими волокнами была бы, таким образом, своеобразным анализатором звуков, разлагающим сложные звуки на составляющие их простые тоны на основании законов резонанса или созвучных колебаний. Вызываемые при этом колебания волокон основной перепонки действуют на наложенные на нее образования, т. е. на Кортиевы дуги и периферические окончания улиточного нерва, т. е. волосяные клетки, и вызывают возбуждение слухового нерва, дающее в результате слуховые ощущения. Кортиев орган устройством своим крайне приспособлен для поддержки в раздельном виде периферических разветвлений улиточного нерва. Так, задние и передние столбики Кортиева органа, имеющие вид кровельных стропил с отростками, направленными вперед и назад по всей длине улиточного хода, плотно прилегают друг к другу и оставляют между собою отверстия, через которые идут нервные волокна. Таким образом, из прилегающих друг к другу Кортиевых дуг образуется род туннеля, через который перекинуты нервные волокна, направляющиеся к самым последним окончаниям улиточного нерва. Наиболее существенной, воспринимающей частью слухового аппарата являются нервные волосистые клетки, в которых заканчиваются волокна улиточного нерва. Нижними отростками своими они связаны со струнами основной перепонки, причем один ряд этих клеток лежит позади Кортиевых дуг, а три других — кпереди от них. Верхний же конец этих нервных клеточек усажен волосками, прикрытыми сверху толстой крышечной перепонкой, играющей, по всем вероятиям, роль заглушителя. Всех этих волосистых нервных клеток имеется в каждой улитке человека от 16000 до 20000, причем основанием для клеток служит не одна, а три струны. Если принять 12000 за наименьшее число нервных волосистых клеток и считать, что для восприятия одного тона предназначены 4 клетки, лежащих на одной и той же струнной единице, то улитка человека была бы способна улавливать по меньшей мере 3000 тонов. Если Кортиев орган во всей его совокупности представляет у высших млекопитающих и человека специальный орган для восприятия сложных звуков, то в устройстве его должны быть даны все те механические условия, какими определяются все три основных свойства звуков: их сила, высота и тембр. Первое, т. е. сила звука, обусловливается амплитудой колебаний волокон основной перепонки; чем сильнее вызванные внешним звуком колебания этих волокон, тем сильнее должны раздражаться волосяные клеточки, а вместе с ними окончания в них слухового нерва, и тем сильнее будет возбуждение и через это и слуховые ощущения. Для восприятия тонов различной высоты дана довольно длинная скала струн основной перепонки различной длины, рассчитанная на восприятие не менее 3000 звуков различной высоты; наконец, в том же струнном аппарате основной перепонки даны условия для возникновения тембра звуков; так как, с одной стороны, тембр звуков зависит от примеси к основному тону звуков различных обертонов, а с другой — струнный аппарат Кортиева органа, как резонирующий анализатор, воспроизводит колебания, соответствующие не только основному тону, но и обертонам, то этим даны все условия для возникновения в слуховом ощущении и той стороны его, которая характеризуется словом тембр (см. Звук). Главное условие для образования слухового ощущения — это то, чтобы колебания звучащего тела повторялись не менее чем 30 раз в секунду; более медленные колебания можно чувствовать, но не слышать, если только эти колебания простые, т. е. дают чистый тон. Когда же этот основной тон, в сущности, неслышимый, сопровождается обертонами, то можно слышать последние и ошибочно утверждать, что слышим основной тон. Тон от органной трубы, делающей 33 колебания в сек., дает ощущения низкого жужжания, а с 40 колебаний в секунду тон делается совершенно ясным, и способность различать высокие тоны прекращается приблизительно для большинства людей при 16000 колебаний в секунду. Способность различать один тон от другого неодинакова у различных людей; в то время как музыкальное ухо, т. е. люди с чутким наупражнявшимся ухом, замечают разницы, зависящие от полу- или четверти вибрации в секунду, другие, с тупым С., не различают тонов с разницею даже в несколько целых вибраций в секунду.

Таковы условия возбуждения слухового ощущения в периферическом слуховом аппарате, что же касается превращения возбуждения окончаний слухового нерва в осмысленное слуховое ощущение, то это является для нас совершенно таинственным актом полушарий головного мозга.

Слуховые следы, слияние слуховых ощущений. Опыт доказывает, что вызываемое каким-нибудь коротким звуком ощущение длится некоторое время в виде следа уже по прекращении внешнего вызвавшего его толчка. Поэтому два достаточно быстро следующих друг за другом звука дают одиночное слуховое ощущение, являющееся результатом их слияния. Но слуховые следы оказываются более кратковременными, нежели зрительные: в то время как последние сливаются уже при десятикратном повторении в секунду, для слияния слуховых ощущений требуется повторение их не менее 130 раз в секунду. Другими словами, световой след длится 1/10 сек., тогда как слуховой около 1/130 секунды. Слияние слуховых ощущений имеет огромное значение в области восприятия звуков и в вопросах о консонансе и диссонансе, играющих такую огромную роль в музыке.

Энтотические явления. В силу закона и специфической энергии органов чувств нам известно, что каким бы способом ни раздражать любую из частей слухового аппарата, в результате получаются слуховые ощущения той или другой силы и характера. Следовательно, к этому могут вести всякие формы раздражения как периферического слухового аппарата и слухового нерва, так и самих слуховых центров в серой коре мозговых полушарий; к этим влияниям могут быть отнесены нарушения кровообращения в сфере слухового аппарата, катаральные, воспалительные состояния различных его частей, давления опухолью или костяными наростами, тетанические и перерывистые сокращения внутренних слуховых мышц, вызывающих движение слуховых косточек, а через это — колебания в перилимфе лабиринта и даже колебания барабанной перепонки. Отсюда — различные шумы, звуки в ушах без всякой внешней объективной причины, звуки чисто субъективные, энтотические. На этой же почве развиваются различные слуховые иллюзии и даже галлюцинации, в особенности когда ко всему этому присоединяется еще центральное раздражение слуховых центров.

Проецирование наружу слуховых ощущений. Как бы ни возникали слуховые ощущения, мы относим их обыкновенно во внешний мир, и поэтому причину возбуждения нашего С. мы всегда ищем в колебаниях, получаемых извне с того или другого расстояния. Эта черта в сфере С. выражена гораздо слабее, нежели в сфере зрительных ощущений, отличающихся своей объективностью и строгой пространственной локализацией и , вероятно, приобретается также путем долгого опыта и контроля других чувств. При слуховых ощущениях способность к проецированию не может достигнуть столь высоких степеней, как при зрительных ощущениях, благодаря особенностям строения слухового аппарата, а именно: 1) звучащему в самом внутреннем ухе струнному аппарату Кортиева органа и 2) недостатку подвижности всего слухового аппарата, резко ограничивающему его способность к пространственной локализации. Первое условие должно поневоле несколько затруднять свободу проецирования звуков наружу, отделения их от действительно звучащих струн Кортиева органа в самом ухе. Второе же, являясь прямым последствием анатомического расположения слухового аппарата и недостатка в нем мышечных механизмов, лишает его возможности точных пространственных определений, так как известно то огромное значение, какое играет мышечное чувство во всех пространственных определениях. Всем этим легко объясняется, почему объективирование и пространственная локализация в сфере С. далеко отстают от того, что наблюдается в сфере зрения.

Суждения о расстоянии и направлении звуков. Наши суждения о расстоянии, на котором издаются звуки, являются весьма неточными, в особенности при завязанных глазах, когда не видишь источника звуков. Это в особенности относится к неизвестным нам звукам; знакомые же звуки представляются нам тем более близкими, чем они громче, и наоборот. Опыт показывает, что мы менее ошибаемся в определении расстояния шумов, нежели музыкальных тонов. Относительно суждения о направлении звуков, то и эта способность оказывается у человека ограниченной; не имея подвижных и удобных для собирания звуков ушных раковин, он в сомнительных случаях прибегает к движениям головы и ставит ее в положение, при котором наилучше различаются звуки, и локализирует звук в том направлении, с которого он слышится сильнее и яснее.

И. Тарханов.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово слух может быть

Предложения со словом слух

  • Тогда же прошел первый слух о том, что альвионцы собираются отгородиться от нас астральной стеной.
  • По аналогии с «механиками», «фермерами», «синоптиками» и «слухачами» они обозначались как «финансисты» или «мультипликаторы», причем последний термин не имел никакой связи с киноискусством, выступая в своем исконном значении – «способный приумножать».
  • По непроверенным слухам, они являлись ровесниками расширяющейся Вселенной и, миновав все положенные стадии развития – дикость и варварство, планетарные и межзвездные войны, технологический период, объединение и рассеивание, – находились теперь в фазе вечного ступора.
  • И мнилось Киму, будто он видел кого-то у двести тридцать третьей – вроде бы женщину и вроде не одну, с мужчиной в волчьей шапке, а шапки такие, пушистые, огромные, носят зимой и в самые холода, а это значит, был январь, пять месяцев назад, и с той поры о соседке ни слуху ни духу.

Цитаты со словом слух

  • Просто читай, и пусть слова ласкают твой слух, словно музыка.
    Роальд Даль, "Матильда"
  • Вы никогда не встречали учебника женской логики? Нет такого? А почему? Такой учебник мог бы написать любой бухгалтер в перерыве между составлением двух отчетов. Ничего нет проще: все шиворот-навыворот — и только. Женщины сами распространяют слух о том, что их логика непостижима. На самом деле их поступки и мысли прямолинейны, как телеграфный столб.
    Александр Вампилов, "Листок из альбома"
  • Каждый человек носит в себе некую комнату. В этом можно удостовериться даже на слух. Если быстро идти и на ходу прислушиваться — скажем, ночью, когда вокруг тишина, — то услышишь, к примеру, дребезжание какого-нибудь недостаточно надежно закрепленного стенного зеркала.
    Франц Кафка, "Ангелы не летают"
  • Я уверен, что нищета и богатство — качества прирожденные. Такие же, например, как цвет волос или, допустим, музыкальный слух. Один рождается нищим, другой — богатым. И деньги тут ни при чем. Можно быть нищим с деньгами. И — соответственно — принцем без единой копейки.
    Сергей Довлатов, "Иностранка"
  • – Я бы сказал, что слух у нее на редкость острый. Я сужу по тому количеству сплетен, которые она распускает, уверяя, что «услышала по чистой случайности».
    Агата Кристи, "Убийство в доме викария"