15 мая 2024
450 тысяч слов
+63 за сегодня

Значения слова смех

все
Словарь Ушакова
Этимологический Словарь Русского Языка
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Фразеологический словарь русского языка
Фразеологический словарь (Волкова)
Словарь антонимов русского языка
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Проективный философский словарь
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Словарь Ушакова

смех

смех, смеха (смеху), мн. нет, муж.

1. Короткие и сильные выдыхательные движения и открытом рте, сопровождающиеся характерными прерывистыми звуками, возникающие у человека, когда он испытывает какие-нибудь чувства (преим. при переживании радости, веселья, при наблюдении или представлении чего-нибудь забавного, нелепого, комического, а также при некоторых нервных потрясениях и т.п.); сами эти звуки. Раздался смех. Прыснуть со смеху. Радостный, веселый смех. Злобный, горький смех. Торжествующий смех. Истерический смех. Саркастический смех. Подавить в себе смех. Смех разбирает, душит кого-нибудь. Смех сквозь слезы. Гомерический смех (см. гомерический). «Генерал право, людям: приехали на ярмарку, и хоть бы горсть пеньки продали.» Гоголь. «И смех и грех.» погов. Смех да и только работа его - один смех.

Без смеху (разг.) - серьезно, не шутя. Без смеху говорю, послушайся меня. В смех (разг.) - ради шутки. В смех сказать. Курам не смех - см. курица. На смех (или насмех) - не так, как нужно, только ради шутки или с целью насмешки. Сделать что-нибудь на смех. Сказать на смех. Не до смеху (реже смеха) кому - не время веселиться, смеяться кому-нибудь, не расположен кто-нибудь к веселости, к шуткам. «- Ну, вот вам и потеха! Однако нет, теперь уж не до смеха.» Грибоедов. (Без отриц., в противоп. знач., редк.. «Всё это глупо, может быть смешно, кому до смеху - но мне больно.» Гончаров.) Поднять на смех кого-что - сделать предметом насмешки, осмеять. «Объедят, обопьют да нас же на смех подымут.» Сухово-Кобылин. «Вы теперь при все меня на смех подняли.» А.Тургенев. Покатиться со смеху - см. покатиться. Помереть (умереть) со смеху - см. помереть. Смеха ради (разг.) - с целью шутки или насмешки. Смеху подобно (прост. пренебр.) - очень смешно, нелепо, сделано как бы с насмешку.

Этимологический Словарь Русского Языка

смех

Индоевропейское – (s)mei- (смеяться, смех).

Общеславянское – smech.

Старославянское, древнерусское – см(ять)хъ (веселье, радость).

Слово «смех» в современный язык пришло из древнерусского, где встречается в памятниках XI в.

Древнерусское «см(ять)хъ» восходит в старославянскому «см(ять)хъ» (веселье, насмешка, радость), далее – к общеславянскому smech

Родственными являются:

Украинское – смiх.

Чешское – smich.

Польское – smiech.

Производные: смешной, смешить, посмешище, усмехаться, насмешка, смехотворный.

Словарь Ожегова

смех

СМЕХ, а (у), м.

1. Короткие характерные голосовые звуки, выражающие веселье, радость, удовольствие, а также насмешку, злорадство и другие чувства. Весёлый с. С. сквозь слёзы (печальный смех). Покатиться со смеху (расхохотаться; разг.). Со смеху умирали (очень сильно смеялись; разг.). Не до смеху (нет ничего смешного, весёлого в чёмн.; разг.).

2. Нечто смешное, достойное насмешки (разг.). Это не занятие, а просто с. Такой ответ прямо с. С. да и только!

Без смеху (разг.) серьёзно, не шутя.

И смех и грех (разг.) и смешно и досадно.

На смех (разг. неодобр.) ради насмешки. Сказать на смех.

На смех поднять кого (разг.) посмеяться, насмеяться над кемн. Поднять на смех невежду.

Смеху подобно смешно и нелепо. Такое утверждение смеху подобно.

Смеху ради (для смеха) (разг.) ради шутки, насмешки.

| прил. смеховой, ая, ое (к 1 знач.; спец.).

Словарь Ефремовой

смех
  1. м.
    1. Прерывистые звуки, вызываемые короткими и сильными выдыхательными движениями как проявление радости, веселья, удовольствия и т.п.
    2. разг. Что-л. смешное, достойное насмешки.
  2. предикатив разг. То же, что: смешно (2*).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

смех

— есть сложный акт, состоящий из модифицированных дыхательных движений в связи с определенной мимикой. Что касается первых, то при С. после вдыханий следует не один, а целый ряд продолжающихся иногда долго коротких спазматических выдыханий при открытой голосовой щели; если голосовые связки приводятся при этом в колебательные движения, то получается громкий, звонкий С. — хохот; если же связки остаются в покое, то С. бывает тихим, беззвучным. Что касается мимики при С., то она обуславливается сокращением определенных групп лицевых мышц, придающих лицу известное выражение, свойственное смеющемуся человеку. Есть много общего в изменениях дыхания и мимики при С. и плаче или рыданиях, вследствие чего эти состояния, с внешней стороны, могут быть смешаны между собой, а у детей эти состояния даже легко переходят друг в друга. С. с хохотом исключительно присущ человеку; один только С. — и то только следы его — наблюдаются у некоторых обезьян, и в очень редких случаях намеки на него встречаются у собак.

И. Т.

Фразеологический словарь русского языка

смех

Без смеху - серьезно, не шутя.

(И) смех и горе, (и) смех и грех - о том, что одновременно и смешно и печально

(Как) на смех - словно в насмешку

Не до смеха (смеху) - нет охоты, не время веселиться, смеяться кому-либо

Смех сквозь слезы - невеселый смех, смех вопреки душевному состоянию, вопреки печали

Смеха ради - с целью пошутить, посмеяться

Смеху подобно - очень смешно, нелепо, сделано как бы в насмешку

Фразеологический словарь (Волкова)

смех

  Без смеху (разг.) - серьезно, не шутя.

    Без смеху говорю, послушайся меня.

  Курам не смех - совершенно нелепо, крайне бессмысленно.

    Помилуйте, какие это выборы: курам на смех! Гончаров.

  На смех, не так, как нужно, только ради шутки или с целью насмешки.

    Сделать что-н. на смех.

  До смеха

    -Ну, вот вам и потеха! Однако нет, теперь уж не до смеха. Грибоедов. [Без отриц., в противоп. знач. редко.]

    Всё это глупо, может быть смешно, кому до смеху - но мне больно. Гончаров.]

  Поднять на смех кого-что - сделать предметом насмешки, осмеять.

    Объедят, обопьют да нас же на смех подымут. Сухово- Кобылин.

    Вы теперь при все меня на смех подняли. Тургенев.

  Покатиться со смеху - сильно, громко рассмеяться.

    Я смешлив ведь больно, не вытерпел, так и покатился со смеху. А. Островский.

  Помереть (умереть) со смеху (редко; преимущ. употребляется в несов. в.,) - впасть в изнеможение от хохота.

    Они прямо померли со смеху.

  До смешного (разг.) - в высшей степени так, что возбуждает смех, насмешку.

    Он наивен до смешного.

    Он до смешного похож на отца.

  Смеяться последним (книжн.) - перен. иметь все основания радоваться, торжествовать (одержав верх в какой-н. борьбе, споре, сложном спорном деле и т. п.) [от фр. поговорки rira bien qui rira le dernier - хорошо будет смеяться тот, кто будет смеяться последним].

Словарь антонимов русского языка

смех

плач

слезы

Библейская энциклопедия арх. Никифора

смех

   (Быт 18:13, Быт 21:6) — слово, означающее радость, насмешку, уверенность, удивление и т. п. Когда означенное слово употребляется о Боге, как, например, в Прит 1:26, то оно означает, что Бог презирает, или не обращает никакого внимания на известный предмет, или на известное лицо.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

смех

 Смех

 ♦ Rire

   Непроизвольное сокращение лицевых и грудных мышц, возникающее в ответ на что-то комическое или забавное. Смех – разновидность рефлекса, но для возникновения этого рефлекса требуется минимальное участие мышления. Чаще всего мы начинаем смеяться после того, как что-то поймем, хотя иногда – например, в комизме абсурда – понимать совершенно нечего. Бергсон видел причину смеха в «столкновении механического с живым» и утверждал, что мы смеемся всякий раз, когда живой человек производит на нас впечатление машины или неодушевленного предмета («Смех», I). Что касается меня, то я вслед за Клеманом Россе предпочитаю переставить части этой формулировки. Тогда смех можно определить как «столкновение живого с механическим (…), при котором живое испаряется» («Логика наихудшего», IV, 4). Действительно, в автомате, сконструированном по образу и подобию человека, нет почти ничего смешного, но вот человек, похожий на автомат, почти всегда смешон и комичен, особенно если сам не догадывается об этом сходстве. Бергсон приводит в пример оратора, «чихнувшего в самый разгар своей патетической речи». Тело как будто мстит уму за его кривлянье. Сама реальность как будто мстит человеку за надругательство над смыслом. Разум словно бы отделяется от тела и смотрит на окружающее со стороны. При столкновении смысла с бессмыслицей происходит взрыв. Вот почему, подчеркивает Бергсон, «комическое возможно только в рамках того, что свойственно человеку», то есть того, что наделено разумом. Комическое невозможно помимо смысла, а смысл – помимо разума. Но смеяться над смыслом разум начинает только тогда, когда перестает в него верить. Мы смеемся, если смысл приходит в столкновение с реальностью и не выдерживает контакта с ним. Смех есть взорванный смысл. Поэтому смеяться можно над чем угодно (всякий смысл хрупок, а все серьезное смешно), что доказывает существование юмора и делает его необходимым.

   Моя память хранит два высказывания о смехе. Я познакомился с ними в юности, и они долгие годы вели меня, как два маяка, освещая путь моему разуму. Первый маяк принадлежит Эпикуру: «Философствуй смеясь!» Второй, вроде бы утверждающий совершенно обратное, Спинозе: «Non ridere, non lugere, neque detestari, sed intelligere» («Не смеяться, не плакать, не ненавидеть, а понимать»; «Политический трактат», глава I, § 4). Однако противопоставление между тем и другим лишь поверхностное. Эпикур никогда не полагал, что одного смеха достаточно (и тогда, и сейчас нужна еще и философия), как Спиноза не считал, что смех вообще не нужен. Его знаменитое определение из «Политического трактата» осуждает не смех, а насмешку, злобную или презрительную. В своей «Этике» он дает этому разъяснение: в насмешке плох не смех, а ненависть (часть IV, теорема 45, королларий 1). Что касается самого смеха, то это, напротив, «чистая радость», лишаться которой совсем не нужно. Если мы утоляем голод и жажду, то почему не должны бороться против грусти (там же, схолия)? Иногда мы смеемся от счастья, чаще – чтобы преодолеть страх или печаль. И не случайно так велико число юмористов, которые, по их собственному признанию, в частной жизни люди не слишком веселые. Давайте смеяться, не дожидаясь счастья, призывал Лабрюйер (***), а то так и помрем, не посмеявшись.

   ***

   Жан де Лабрюйер (1645–1696) – французский писатель, мастер афористической публицистики.

Проективный философский словарь

смех

(смешное)

   специфически человеческое переживание неожиданной радости торжества ценностной нормы (желаемого должного) и понимания этого торжества. Смеется только человек и только над проявлениями человеческого. Различные виды с. имеют единую природу и основаны на осознании несостоятельности отклонения от представления о желаемолм должном, задаваемых социально культурной идентичностью личности – ее принадлежностью национальной, профессиональной, возрастной, корпоративной и другим культурам и субкультурам, к которым относит себя сама личность. Поэтому с. – очень человечное проявление самого человеческого в человеке, а именно – его личностного начала, имеющего социально-культурную природу.

   С. – типическое, массовидное, родовое явление. На этом основана природа комизма. Если уникальность, индивидуальная неповторимость личности глубоко трагична, то комизм всегда связан с типологическими чертами личности, ее облика и поведения [3]. Показательно, что в названиях комедий фигурируют имена нарицательные, в отличие от трагедий, в названии которых чаще всего – имена собственные.

   Смешно то, что понятно и неопасно. Даже физиологический смех от щекотки возможен только при условии уверенности в доброжелательности щекочущего. С. предполагает несостоятельность отклонений, их посрамление, торжество разделяемой нормы. Это победительная эмоция, что позволило З.Фрейду трактовать с. как прорыв агрессивного бессознательного [4]. От инстинкта должного с. ведет к осознанию и утверждению идеала. Чему и как смеется человек – верный критерий нравственного и интеллектуального развития личности, уровня культуры, характера осмысления действительности и своего места в ней, «самая верная проба души» (Ф.Достоевский).

   С.- важнейшая категория персонологии и культурологии. Он выражает конкретную конечного существа, пытающегося понять бесконечный мир и потому вынужденного постигать мир с какой-то позиции, в каком-то смысле. Он всегда ограничен рамками такого осмысления и понимания. Утверждая одни нормы и ниспровергая другие, с. способствует новому осмыслению, социализации. С. объединяет, но и разъединяет, противопоставляет людей. На этом основан его воспитательный потенциал. При этом с. – путь самопознания личности, культуры в себе и себя в культуре, механизм самозащиты и самоутверждения. С. дает возможность личности или сообществу прорыва к иному, взглянуть на себя и на происходящее извне, с позиции вненаходимости. Карнавал, шуты, юродивые, дзенский смех – встроенные в культуру институты и процедуры, позволяющие выйти в out, в контекст, за рамки этой культуры [1].

   С. – точный и конкретный индикатор нормативно-ценностного содержания культуры. То, что не подлежит осмеянию, совпадает со сферой сакрального, священного в социальной культуре и нравственного стержня (идентичности) личности. О человеке, осмеивающем все и вся говорят, что у него нет ничего святого. Истерический смех – выражение сильного стресса, переживаемого личностью, выпавшей или выкинутой из привычной системы социальных и личностных отношений. Возможен и с. как бесстыдное самоутверждение за счет других. Поэтому, чем более продвинуты этнос, культура и личность в направлении защиты прав личности и свободы, тем менее глумлив с., тем реже он направлен на личность как таковую в ее уникальности и вообще – на других, но чаще – на самого себя, не на осмеяние, а на возвышение человека над его слабостями. Мера цивилизованности культуры и самоопределения личности – сдержанность в с., не хохот осмеяния, а улыбка понимания.

   Особенность и противоречивость российского духовного опыта ярко выразилась в с.: святость и юродивость в нем идут рука об руку. С одной стороны, в русской культуре, особенно – литературе, многое сделано для раскрытия природы и роли с., его гуманистического начала, сказано решительное слово против бесстыдного глумливого смеха. С другой – жизненная практика русского с. преимущественно нигилистична, безапелляционно бессердечна и агрессивна по отношению к индивидуальной неповторимости личности.

   1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

   2. Бергсон А. Смех. М., 1992

   3. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1976.

   4. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб-М., 1997.

 Г.Л.Тульчинский

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

смех

реакция на комическое; является выражением того, что осмеиваемый недостаток увиден, понят и оценен. Смех отражает чувство духовного превосходства над объектом смеха.

Рб: эстетические категории в литературе

Род: комическое

* "Смех не только казнит несовершенство мира, но и, омыв мир свежей эмоциональной волной радости, преображает и обновляет его" (Ю.Б. Борев).

"Смех уничтожает вещь тем, что слишком верно характеризует ее, слишком верно выказывает ее недостатки" (В.Г. Белинский). *

Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

смех

   Смеяться следует тихо, недолго, нечасто. Нарушением культуры общения является смех искусственный, принужденный, нервный (от неожиданности). Если вы, находясь в приличном обществе, допустили вульгарный смех, долгий и громкий, хохот, тем более увидели по лицу окружающих, что это им не нравится, целесообразно извиниться: Извините меня за мой (дурацкий) смех (ср. у Достоевского подобный эпизод в «Преступлении и наказании»). Очень некультурно смеяться самому, рассказав анекдот.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово смех может быть

Предложения со словом смех

  • Дарт усмехнулся, вздохнул, посмотрел на нее, но виделись ему другие глаза и другое лицо, по-иному прекрасное, обрамленное не золотыми кудрями, а водопадом темных локонов.
  • – Она хрипловато рассмеялась, но смех почти сразу же оборвался, да и взгляд померк.
  • Нужно внимательно слушать, что говорят взрослые, не подавать виду, что их общество скучно или неприятно, смеяться их шуткам, и чем глупее острота, тем искренней должен быть смех.
  • У меня большое горе, да такое, что один ты меня и поймешь, а другие, поди, и на смех поднимут, скажут, совсем дура старая из ума выжила.