смирение, смирения, мн. нет, ср. (книж.).
1. Действие по гл. смирить-смирять. Смирение гордости.
2. Сознание своих недостатков, слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости, высокомерия. «Гордости лукавой в слова смиренья не рядил.» Хомяков.
| Кротость, покорность.
СМИРЕНИЕ, я, ср.
1. см. смириться.
2. Отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле. Показное с.
Syn: см. покорность, см. послушание, см. послушность
(Прит 15:33). Смирение — добродетель противоположная гордости, и одна из самых главных добродетелей в христианской жизни. Оно состоит в том, что человек не высоко думает о себе, питает в своем сердце духовное убеждение, что ничего своего не имеет, а имеет только то, что дарует Бог, и что он ничего доброго не может сделать без Божией помощи и благодати; Таким образом, вменяет себя за ничто и во всем прибегает к милосердию Божию. В Свящ. Писании означенная добродетель особенно предписывается и заповедуется всем последователям Христовым. «Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, говорит ап. Петр, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. И так, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет 5:5-6). В этом как и во всех прочих отношениях земная жизнь Божественного Спасителя представляет собою для всех нас совершеннейший пример и образец. «Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филип. 2:8), говорит о Нем ап. Павел. Свящ. Писание обилует обетованиями благодати и милости Божией смиренным, и угрозами различных наказаний для людей гордых.
см. Скромность
смир’ение — состояние духа человека, при котором он не высоко думает о себе (Екк.7:16) и целиком полагается на милость Божию. Смирение противоположно гордости (1Пет.5:5 -6). Высочайшим образцом смирения является наш Господь (Фил.2:8).
А. Темы в Библии
СМИРЕНИЕ как тема первого послания к Коринфянам:
1Кор 1:29
Б. Что предполагает смирение
♦ детскую доброту и чистоту:
Мф 18:1-4
♦ раскаяние:
Ис 66:2; Лк 18:13,14
♦ покорность Богу:
2Пар 34:27; Дан 5:22,23
♦ взыскание лица Бога в молитве:
2Пар 7:14
♦ пост:
Езд 8:21; Пс 34:13
♦ соблюдение законов Божиих:
Иер 44:10; Соф 2:3
♦ действия справедливые и милосердные:
Мих 6:6-8
♦ противоположное гордыне, нечестию:
Притч 3:33,34; Дан 4:37; 1Пет 5:5
В. Смирение в нашей жизни
1. Заповеди о смирении
♦ смирять себя:
Еф 4:2; 1Пет 5:6
♦ смиренно ходить перед Богом:
Мих 6:8
♦ облечься в смирение:
Кол 3:12; 1Пет 5:5
♦ почитать других выше себя:
Флп 2:3
♦ избегать лицемерного смирения:
Кол 2:18,23
2. Результаты смирения
♦ Бог спасает:
Пс 17:28; 1Кор 1:26-29
♦ Бог дает благодать:
Притч 3:34; Иак 4:6
♦ Бог поднимает униженных:
Иов 5:11; Мф 23:12; Лк 1:52
♦ Бог оживляет дух:
Ис 57:15
♦ Бог прославляет:
Притч 15:33; Притч 18:12
♦ Бог вознаграждает:
Притч 22:4
♦ Бог благословляет:
2Пар 7:14
♦ Бог призрит на смиренных:
Ис 66:2
♦ Бог направляет и учит:
Пс 24:9
♦ смиренность дает мудрость:
Притч 11:2
Г. Примеры смиренности
1. Высший пример: Иисус Христос
♦ пришествие на землю:
2Кор 8:9
♦ кротость:
Мф 11:29
♦ жизнь, отданная служению:
Лк 22:27
♦ покорность воле Божией:
Ин 6:38
♦ страдания:
Ис 53:1-9
♦ омовение ног учеников:
Ин 13:4,5
♦ триумфальный въезд в Иерусалим:
Мф 21:5,7
♦ смерть на кресте:
Флп 2:5-8
2. Другие примеры
♦ Израильтяне в пустыне:
Втор 8:3
♦ Ахав:
3Цар 21:29
♦ Иосия:
4Цар 22:19
♦ Ровоам и его люди:
2Пар 12:5-12
♦ Иов:
Иов 42:2-6
♦ Исаия:
Ис 6:1-6
♦ Иоанн Креститель:
Ин 3:27-30
♦ Петр:
Лк 5:8-9
♦ Павел:
Деян 20:19
♦ (ENG humility)
(лат. humilitas)
надлежащая самооценка и самолюбие, в противоположность гордыне.
нравственное качество, противоположное гордости и самомнению; одна из христианских добродетелей, характеризующих такое внутреннее состояние человека, при котором он не считает себя способным к самостоятельным добрым поступкам, а во всём уповает на Бога. В античной литературе С. в житейском плане преимущественно означало покорный образ мыслей, приниженность человека, убогость. Согласно И. Канту, С. приводит к двум морально-негативным свойствам: к раболепию, когда человек отказывается от всяких притязаний на моральную ценность самого себя; и к высокомерию, когда он стремится сравняться в С. с другими или превзойти их для создания себе большей внутренней ценности. В христианской этике С. неразрывно связано с чувством любви человека к Богу. Проявление любви христианина к ближнему заключается в том, чтобы во многом отказывать себе самому, лишь бы помочь брату; при этом он готов оказать услугу, какой бы унизительной она ни казалась. Проникнутая С. любовь к ближним распространяется на всех людей - без различия национальности, религиозных убеждений, поведения; подобное настроение связано также с жалостью не только ко всем людям, но и ко всему живому.
Как христианская добродетель С. не является пассивным состоянием человека, оно характеризуется полным напряжением всех его сил, связанным с его устремлённостью к религиозно- нравственному идеалу - жизнью человека по образу Божьему, единением его с Богом на основе любви; однако эта жизнь, постоянно "осуществляемая и никогда не осуществимая", приводит человека к действительному осознанию своего несовершенства.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 264)