смута, смуты, жен. Мятеж, раздоры, беспорядок (устар.). Сеять смуту. Стрельцы смуту чинят. Пора смут.
| только ед. То же, что смутное время (см. смутный; ист.).
СМУТА, ы, ж.
1. Мятеж, народные волнения (стар.). Крестьянские смуты.
2. Раздоры, ссоры, беспорядок. Сеять смуту.
(юрид.) — этим термином объединены в проекте уголовного уложения (1895 г.) постановления о тех государственных преступлениях и проступках, которые, как не разрушающие и не пытающиеся разрушить самого бытия государства, не соответствуют признакам мятежа и измены, но все же непосредственно нарушают внутреннюю или внешнюю государственную безопасность и тем отличаются от случаев противодействия власти, создающих лишь препятствия для правительственной деятельности (объясн. т. II, стр. 129 и 130). Деяния этой группы крайне разнообразны и по составу, и по тяжести. Кодексы романского типа (французский, бельгийский) выдвигают момент действительного нарушения нормального хода общественной и государственной жизни, кодексы германского типа — момент непокорства властям. В частности к С., по проекту, относятся: 1) участие в преступных скопищах. Уложение о наказаниях 1845 г. не заключало в себе специальных постановлений о скопищах, грозящих государственной безопасности, почему деяния эти подводились на практике или под восстание, или под сопротивление, а когда виновными сопротивления оказано не было — под ст. 38 уст. о наказ., предусматривающую нарушение общественной тишины и спокойствия. Крайняя недостаточность этих общих постановлений обнаружилась с полною ясностью во время так называемых еврейских беспорядков, возникших в начале восьмидесятых годов на юге России. Посему в 1891 г. в уложение включена была ст. 269 1, грозящая ссылкой на житье или отдачей в исправительный арестантские отделения виновным "в участии в публичном скопище, учинившем соединенными силами насилие над личностью, похищение или повреждение чужого имущества или вторжение в чужое жилище, или покушение на сии преступления вследствие побуждений, проистекших из вражды религиозной, племенной или сословной или из экономических отношений"; если же скопище оказало соединенными силами насильственное противодействие вооруженной силе, призванной для его рассеяния, то наказание повышается до 8 лет каторжных работ. На этих же началах построены постановления о скопищах и в проекте, с тем, впрочем, основным отличием, что участие в скопище, учинившем насилие над личностью, похищение или повреждение чужого имущества и вторжение в чужое жилище, или оказавшем сопротивление или принуждение, составляет по проекту квалифицированную форму деяния, наряду с которой предусматривается публичное скопище само по себе, независимо от мотивов и последствий (наказ. — арест, а когда для рассеяния была призвана вооруженная сила — тюрьма). 2) Участие в противозаконном сообществе. В отличие от скопища, т. е. простого скопления массы, толпы, случайно соединившейся в общем действии, сообщество предполагает известную предварительную организацию и более или менее постоянную связь между несколькими лицами. Преступность сообщества определяется или его целью и существом деятельности, или неподчинением власти, не давшей разрешения на его образование. Code p é nal смотрит, главным образом, с последней, формально-полицейской точки зрения. Германское право различает два вида уголовно-наказуемых сообществ: преступные лишь по форме и преступные по преследуемой ими цели. Русское законодательство, в своде законов уголовных, ограничивалось мало определенными постановлениями о преступных сообществах. Закон говорил о составлении обществ, товариществ, братств или иных подобных собраний без ведома полиции, за что полагалось наказание "по мере вины", и особо о сообществах, имеющих какую-либо вредную для государства цель, участие в коих наказывалось как государственное преступление. Первоначальные правила уложения 1845 г. двукратно подверглись изменениям: по закону 27 марта 1867 г. и по закону 4 июня 1874 г. Ст. 116 устава о предупр. и пресечении преступлений говорит: "Запрещается всем и каждому заводить и вчинать в городе общество, товарищество, братство или иное подобное собрание без ведома или согласия правительства". Затем ст. 118 перечисляет, какие сообщества признаются противозаконными: все тайные общества, с какой бы целью они ни были учреждены; все преследующие вредную цель сборища, собрания, сходбища, товарищества, кружки, артели и проч.; все те общества, которые уклонятся от цели их учреждения, или станут прикрывать благовидными действиями такое направление, которое в каком-либо отношении вредно для государственного благоустройства или общественной нравственности; все те, которые, воспрещены обнародованным положением комитета министров. Действующее уложение о наказ. различает: а) принадлежность к сообществу, имеющему целью противодействие распоряжениям правительства или возбуждение неповиновения установленным властям, или разрушение основ общественной жизни — религии, семейного союза и собственности, или возбуждение вражды между сословиями и вообще между отдельными частями и классами населения, или же между хозяевами и рабочими, а равно возбуждение к устройству стачек (1 ч. ст. 318); наказание — заключение в крепости от 8 мес. до 4 лет или ссылка на житье в Сибирь; б) принадлежность к сообществу, которое, преследуя те же цели, приняло особые меры к сокрытию от правительства своего существования или к тайному расширению круга своих действий (2 ч. ст. 318); наказ. те же, но они могут быть увеличены на одну или две степени; в) принадлежность к сообществу, также преследующему те же цели, когда оно или его участники возбуждали к насильственным действиям или побуждали других к содействию насильственными же мерами (3 ч. ст. 318); наказ. — ссылка на поселение или в каторжные работы на время от 4 до 6 лет; г) принадлежность к сообществу, которое хотя не имеет ни одной из вышеперечисленных целей, но по особому распоряжению правительства воспрещено (ст. 319); наказ. — арест, тюрьма или крепость до 1 г. и 4 мес.; д) принадлежность к сообществу, которое, не преследуя перечисленных целей, употребляет какие-либо средства для сокрытия своего существования, устройства или цели или для сохранения в тайне своих собраний и т. п. (ст. 320); наказ. — арест, тюрьма или крепость до 8 мес. Таким образом, размер ответственности поставлен в зависимость, прежде всего, от цели, преследуемой сообществом, затем от средств действия (насилие), далее от способов сокрытия деятельности и, наконец, от наличности особого воспрещения правительства. Сложность этих правил еще увеличивается особыми постановлениями о покушении (ст. 322), недонесении и укрывательстве (ст. 323). На основании 324 ст., наказание за принадлежность к какому бы то ни было роду противозаконных сообществ влечет за собой, по окончании срока заключения, отдачу под полицейский надзор на время от одного года до 5 лет. Тому, кто до обнаружения преступления или противозаконных действий того общества, к которому он принадлежит, раскаиваясь в своих заблуждениях, донесет о том правительству, прежде чем общество будет открыто, наказание может быть смягчено до двух степеней или вовсе не быть назначено, с оставлением лишь под надзором полиции в продолжении одного года (ст. 321). Проект уголовного уложения, в общем, только упорядочивает систему действующего права. Сообщества, преступные по цели, проект сводит к двум типам: а) преследующие цель социального переворота и б) имеющие в виду подготовку к изменению политического строя, но не делающие активных попыток к ниспровержению существующего государственного порядка, ибо в таком случае деяние составляет заговор к мятежу. В отношении наказуемости деление это значения не имеет. Исправительным домом или заточением обложено участие в сообществе, поставившем целью своей деятельности: возбуждение к неповиновению или противодействию закону или законным постановлению или распоряжению власти; возбуждение вражды между отдельными частями или классами населения, между сословиями, между хозяевами и рабочими; возбуждение к устройству или продолжению наказуемых стачек между рабочими. Под угрозу каторги или поселения поставлено участие в сообществе, имеющем целью: возбуждение к неповиновению верховной власти; насильственное разрушение общественного строя; учинение преступлений посредством взрывов. Участие в сообществе, не преследующем противозаконной цели, наказывается (заточение не свыше одного года) лишь тогда, когда сообщество, заведомо для виновного, было воспрещено особым распоряжением правительства. Подобно действующему праву, проект допускает заимствованное из французского законодательства смягчение участи и даже полное освобождение от наказания участника противозаконного сообщества, донесшего о нем прежде обнаружения его существования. 3) Порицание власти и возбуждение к противодействию закону и законным постановлениям власти и к учинению преступных деяний. Возбуждение к совершению преступных деяний есть подстрекательство: но подстрекательство необходимо предполагает, чтобы виновный возбуждал к совершению конкретно определенного деяния; кроме того, оно наказуемо лишь при условии совершения, вследствие подговора, преступного деяния. В данном случае создается из подстрекательства самостоятельное преступное деяние, причем для состава его не требуется, чтобы виновный возбуждал к совершению конкретного преступления, а достаточно одного проповедования идей, могущих повлечь за собой преступную деятельность. Такое возбуждение представляет существенную опасность тогда, когда оно действует на массу, толпу. Отсюда основной ограничительный признак — публичность. Кодексы, впрочем, распространяют правила о наказуемом возбуждении и на случаи непубличного распространения возбуждающих к совершению преступных деяний учений и суждений среди рабочих, войска и т. п. Порицание власти приравнивается к возбуждению, поскольку оно содействует ему. Наиболее полно разработан настоящий вопрос в германском праве, которое различает возбуждение непосредственное (к мятежу, к неповиновению законам, к преступлению вообще, к неповиновению в войсках и возбуждение вражды между сословиями) и посредственное (злоупотребление церковной проповедью и распространение слухов, колеблющих государственную безопасность). Во Франции (закон 18 мая 1881 г.) считается преступным лишь прямое возбуждение, если оно выразилось речами, криками или угрозами, произнесенными в публичных местах, равно сочинениями, объявлениями или печатными произведениями, пущенными в продажу или выставленными публично. Постановления русского законодательства о возбуждении масс и порицании власти разбросаны по самым различным частям уложения о наказаниях, до крайности дробны и нередко противоречивы. По средствам возбуждения различаются распространение возмутительных сочинений, произнесение возмутительных речей и распускание ложных слухов, по цели — возбуждение неуважения к верховной власти или к управлению государством (ст. 245), возбуждение к бунту или явному неповиновению (ст. 251 и 252), возбуждение к противодействию или сопротивлению властям (ст. 274), возбуждение вражды между частями населения или между сословиями. Наказания, говоря вообще, суровы. Возбуждение путем составления и распространения сочинений и произнесения речей карается ссылкой в каторжные работы, составление возмутительных сочинений, т. е. приготовление к преступлению — высшими степенями заключения в крепости. Даже имение у себя таких сочинений преступно (арест до 3 месяцев). Проект уголовного уложения, сводя в систему постановления действующего права, наказуемыми способами "оказания дерзостного неуважения верховной власти" или порицания установленного образа правления или порядка наследия престола почитает произнесение или чтение публично речи или сочинения, а равно распространение или публичное выставление сочинения или изображения; наказание — поселение. Возбуждение теми же способами к неповиновению верховной власти, к мятежу или измене и к насильственному разрушению существующего общественного строя влечет, по проекту, поселение, а если виновный возбуждал действовать способом, опасным для жизни многих лиц, или последствием возбуждения было учинение преступления — каторгу до 8 лет. За возбуждение к неповиновению или противодействию закону или законному постановлению или распоряжению власти и за возбуждение к учинению преступления (в техническом смысле, т. е. деяния, влекущего за собой смертную казнь, каторгу или поселение) назначается исправительный дом. Непубличное распространение учений и суждений (социально-революционная пропаганда) влечет за собой поселение, а если возбуждающие учения или суждения распространяются среди сельского населения, рабочих или войска или духовным лицом среди своих единоверцев — каторгу. 4) Публичное восхваление преступления или проступка. Ст. 1035 действ. улож., между прочим, упоминает об "одобрении" или "оправдании" воспрещенных законами действий, полагая за это деяние денежное взыскание, арест или тюрьму. Проект, справедливо признавая такую терминологию совершенно неудовлетворительной, так как по букве ст. 1035 должен быть подвергаем ответственности всякий защитник подсудимого, на коем лежит обязанность публично приводить доводы, оправдывающие деяние его клиента, — заменяет слова "одобрение" и "оправдание" словом "восхваление". Наказ. по проекту — арест. 5) Самозванство — выдача себя за члена императорского дома или за лицо, действующее по особому уполномочию Государя Императора, наказывается по проекту исправительным домом, а если деяние вызвало угрожающее общественной безопасности волнение народа или виновный выдавал себя за царствующего императора — то каторгой. Действ. уложение (ст. 1415) за самозванство, "без всякого злоумышления против Государя, престола или государства, а токмо из видов корысти или иных подобных", определяет ссылку в каторжные работы от 4 до 6 лет. 6) Распространение вредных слухов. Такими слухами ст. 932 действ. улож. признает слухи, "имеющие политическую зловредную цель или явно оскорбительные для верховного правительства". Проект принял ограничительное перечневое определение и предусматривает заведомо ложные слухи об изменении образа правления или порядка наследия престола, или о кончине императора или наследника, или об их отречении. Наказ., по проекту, как за самозванство. 7) С. внешняя. Все современные кодексы предусматривают посягательства, учиненные своими подданными или иностранцами, против иностранных держав — но предусматривают их во имя интересов не иностранной державы, а своей. Отсюда вытекает основное условие — взаимность уголовной охраны. Главные типы деяний этого рода: а) посягательства на бытие иностранного государства. В действующем уложении ст. 260, внесенная в 1858 г. вследствие договора взаимности, заключенного с Австрией, и соответствующая второй части § 66 австрийского уложения, ставит вопрос широко, делая ссылки на ст. 241, 242, 243, 249, 250 и даже 253, посвященную государственной измене. Наказ. — ссылка на житье или на поселение в Сибирь. Проект ограничивает объем деяния покушением на насильственное низвержение правительства дружественного России государства или на насильственное изменение существующего в нем образа правления; наказ. — заточение. Как в действ. улож., так и в проекте, прямо сказано: "Буде в сем отношении существует взаимность", б) Оскорбление иностранного государства. Сюда относится, по проекту, "надругательство над публично выставленным государственным гербом или иным державным знаком дружественного России государства"; наказ. — арест. Действ. улож. содержит только постановление об оскорблении дипломатических представителей дружественных держав (ст. 261), что отнесено проектом в главу об обидах. в) Нарушение нейтралитета. В действующем праве в отношении наказуемости нарушения нейтралитета существует пробел. Проект его пополняет, назначая заточение до одного года за нарушение правил о нейтралитете "в установленном порядке обнародованных".
К.-К.
Syn: см. тревога
(Смутное время)
принятое в исторической науке обозначение событий конца XVI — начала XVII вв. В Смутное время Москва превратилась в арену ожесточённой борьбы. Несколько неурожайных лет подряд привели в 1603 к страшному голоду, особенно тяжело сказавшемуся в Москве; в столицу хлынул поток беженцев из окрестных городов и сёл, так как правительство царя Бориса Годунова организовало здесь раздачу хлеба и денег из государственной казны, платные общественные работы, ввело твёрдые цены на хлеб. «Царскую милостыню» получали ежедневно 60 — 80 тыс. человек. Однако вскоре власти были вынуждены признать своё бессилие в борьбе с голодом; специальные отряды хоронили умерших в братских могилах. По свидетельствам очевидцев, в Москве за 2,5 года погибло около 120 тыс. человек. Осенью 1603 к Москве двинулись отряды крестьян и казаков из центральных районов страны под предводительством Хлопка. Решающая битва произошла в октябре 1603 под Москвой: правительственные войска под командованием И.Ф. Басманова разбили восставших. 13 октября 1604 претендент на русский престол Лжедмитрий I в сопровождении польского отряда (3 тыс. человек) перешёл русскую границу. После известия о смерти в Москве Бориса Годунова в русской армии, стоявшей под Кромами, вспыхнул мятеж, часть войск перешла на сторону Лжедмитрия. В Москве началось восстание в поддержку Лжедмитрия. С 20 июня 1605 по 17 мая 1606 Московский Кремль был занят самозванцем. 19 мая 1606 на престол вступил Василий Шуйский. Для пресечения слухов о спасении «царя Дмитрия» Шуйский приказал перенести в Москву останки царевича Дмитрия, погибшего в 1591 в Угличе. В конце октября 1606 Москву осадили войска И.И. Болотникова (опорными пунктами восставших были Коломенское, Котлы, Заборье). Ухудшилось снабжение Москвы, часть бояр и служилых людей бежала из города. Войска Василия Шуйского находились в Замоскворечье, в Деревянном городе у Калужских и Серпуховских ворот, за Яузой. Стрельцы Московского приказа стояли в Симоновом и Даниловом монастырях. Часть правительственных войск во главе с «осадным воеводой» князем Д.В. Турениным защищала городские стены, другая часть под начальством «вылазного воеводы» князя М.В. Скопина-Шуйского совершала вылазки против осаждавших. К концу ноября 1606 на помощь москвичам пришли отряды служилых людей из Смоленска, Вязьмы, Дорогобужа. 26 ноября 1606 на сторону Шуйского перешли отряды рязанских дворян во главе с П. Ляпуновым и Сумбуловым. В сражении у села Коломенского, где находились основные силы Болотникова, 27 ноября 1606 правительственные войска одержали победу. Решающее сражение произошло 2 декабря 1606 на Тульской дороге, между Даниловым монастырем и селом Коломенским, близ деревни Котлы. Восставшие были разбиты и, преследуемые царскими войсками, отошли в Коломенское, где после трёхдневного штурма был разрушен острог, войска Болотникова отступили к Калуге (осада Москвы была снята).
1 июня 1608 к Москве подошли отряды самозванца Лжедмитрия II и расположились в селе Тушино. Правительственные войска занимали оборону в Деревянном городе у Тверских, Петровских и Никитских ворот, на Ваганькове и в Замоскворечье у Калужских и Серпуховских ворот, укрепились за Яузой. Весной 1609 войско Скопина-Шуйского вынудило польские отряды Я. Сапеги снять 16-месячную осаду Троице-Сергиева монастыря, 12 марта 1609 вступило в Москву. В сентябре 1609 польский король Сигизмунд III, начав открытую интервенцию, осадил Смоленск. Посланное из Москвы на помощь Смоленску войско под командованием В.И. Шуйского было разбито 14 июня 1610 у села Клушина польским гетманом С. Жолкевским, который затем направился к Москве. 11 июля 1610 в Коломенском с новым войском появился Лжедмитрий II. 17 июля 1610 Василий Шуйский был смещён с престола и пострижен в монахи. 24 июля в польском стане у Новодевичьего монастыря состоялась встреча московских бояр с Жолкевским. 17 августа был подписан договор, по которому царём становился королевич Владислав. В ночь на 21 сентября 1610 под предлогом защиты города бояре тайно впустили в Москву польские войска. Наместником Москвы был назначен А. Госневский, занявший старый двор Бориса Годунова. На освобождение Москвы выступило первое народное ополчение во главе с П. Ляпуновым, к которому присоединились отряды Д.Т. Трубецкого и И.М. Заруцкого. В середине марта 1611 передовые отряды ополчения приблизились к Москве. 19 марта в Москве вспыхнуло восстание против поляков, во время которого в одном из сражений на Сретенке был ранен князь Д.М. Пожарский. 20 марта поляки подожгли Белый город; от этого пожара Москва выгорела почти полностью, уцелели лишь слободы за Яузой. В конце марта 1611 основные силы ополчения находились в Николо-Угрешском и Симоновом монастыре, к июлю поляки оказались запертыми в Китай-городе и Кремле. После убийства 22 июля Ляпунова ополчение практически распалось. В конце августа 1612 основные силы второго ополчения, возглавляемого К. Мининым и Пожарским, заняли позиции в Белом городе у Арбатских ворот. Отряды Д.Т. Трубецкого встали у Крымского моста, защищая Замоскворечье. 22 августа к Москве подошло войско Я. Ходкевича; переправившись у Новодевичьего монастыря через Москву-реку, оно подошло к Чертольским воротам. Попытка прорваться в Кремль полякам не удалась; Ходкевич отвёл войска на Поклонную гору. Во время сражения 24 августа после пятичасового боя Ходкевичу удалось овладеть полем между Донским монастырем и Земляным городом, но в результате наступления конных сотен К. Минина на обозы с продовольствием (в начале улицы Большая Ордынка) и на укрепления Земляного города Ходкевич был разбит. Вслед за этим началась планомерная осада Китай-города и Кремля: 22 октября поляки ушли из Китай-города, 26 октября польский гарнизон капитулировал. 1 ноября Пожарский и Трубецкой торжественно вступили в Кремль. Попытка Сигизмунда III принудить москвичей признать Владислава потерпела провал. В январе 1613 в Москве собрался Земский собор, избравший царём М.Ф. Романова.
Е.И. Куксина.