солипсизм, солипсизма, мн. нет, муж. (от лат. solus - только один и ipse - сам) (филос.). Разновидность идеализма - крайний субъективизм и индивидуализм, признающий единственной реальностью личность познающего человека и рассматривающий всю объективную действительность лишь как продукт индивидуального представления, восприятия.
(от лат. solus - единственный и ipse - сам),
СОЛИПСИЗМ, а, м. В философии: крайний субъективизм, признающий единственной реальностью индивидуальное сознание, собственное «я» и отрицающий существование внешнего мира.
| прил. солипсический, ая, ое.
м.
Доведенный до крайних выводов субъективный идеализм.
(solus-ipse-sum) — фил. термин, обозначающий такую точку зрения, согласно которой несомненна одна реальность моего сознания; существование же помимо моего сознания внешнего мира и других одушевленных существ подлежит сомнению. На такую точку зрения становится Декарт, распространяя свое do ûte mé todique на все объекты познания, но С. у Декарта лишь методологический прием, а не конечный вывод теории познания. Декарт признает одушевление других людей, хотя и отрицает его у животных. В немецкой философской литературе в XVIII в. входит в употребление слово эгоизм, эгоист в смысле "С.", "солипсист". Пфафф в сочинении: "Oratio de Egoismo nova philosophica Haeresi" (1722) утверждает, что термин изобретен Вольфом. Кант (в "Антропологии" и в "Метафизике", изданной Пэлицом) также пользуется термином "эгоизм" для обозначения точки зрения, подвергающей сомнению реальность чужого одушевления. В новейшей философской литературе вопрос о теоретической состоятельности С. подвергается специальному исследованию в брошюре проф. А. Введенского: "О пределах и признаках одушевления", в которой автор склоняется в пользу теоретической неопровержимости точки зрения, отрицающей существование объективных признаков одушевления. Горячим противником С. выступает Фолькельт в статье: "Das Denken als H ülfvorstellungs-Thätigkeit und als Anpassungsvorgang. Beiträ ge zur Kennzeichnung des Positivismus" (см. "Zeitschrift f ü r Philos. und Ph. Kritik", 1889), где он оспаривает взгляды Кейбеля. Фолькельт, наряду с термином С., употребляет в том же значении выражение эгоцентризм. Во Франции противником "эгоцентризма" выступает Фуйллье, критикуя "кантизм". Брошюра проф. Введенского вызвала возражения проф. С. Н. Трубецкого, Н. Грота, Лопатина, M. M. Филиппова и С. А. Аскольдова.
♦ "Коллективный солипсизм" — писал Шестов о большевизме.
♦ "Коллективный солипсизм" — писал Шестов о большевизме.
Солипсизм
♦ Solipsisme
Убеждение, что на всем свете существую только я (ipse) один (solus). По мнению солипсиста, существование всего остального мира (постольку, поскольку он дан нам в ощущениях), остается сомнительным, в отличие от «я» (постольку, поскольку «я» дано нам в непосредственной уверенности в своих мыслительных способностях). При всей неопровержимости этого учения оно не выглядит правдоподобным. Как объяснить существование «я», если ничего другого не существует? Поэтому у солипсизма мало приверженцев. Это даже не столько учение, сколько проблема, занимающая философов идеалистического направления. Если во всем отталкиваться от субъекта, то как вырваться за рамки субъекта?
♦ (ENG solipsism)
(лат. solus - только и ipse - сам)
философское учение, согласно к-рому единственной существующей реальностью является "Я" со своими восприятиями, а все остальное зависит от этого "Я" и само по себе не существует.
философское учение, признающее реальностью только индивидуальное сознание; одно из множества рассуждений, которые звучат странно, но опровергнуть их не удается:
* "Начали у них зарождаться и философские школы, пока наконец один саперный батальон не впал в абсолютный солипсизм, заявив, что, кроме него, ничто реально не существует". - Путешествие первое или Ловушка Гарганциана *
* "- Я читал об этом. Потому, что если я закрыт в фикции, то тот, кого я буду просить о помощи, ТОЖЕ будет созданием этой фикции и начнет меня убеждать, что я живу наяву. - Да. Именно так, и это есть созданный технологически самый совершенный в истории метод формирования солипсизма, того, который епископ Беркли... - Оставьте же в покое епископов, доктор. Что тогда делать? Говорите же, наконец". - Матрас (ВЯ) *
* "Возможно, сегодня такие более познавательные и более технически достоверные работы возникают, но, как пишут мне из Соединенных Штатов, именно техническая сторона имеет первенство в противоположность результатам более далеким по времени и вместе с тем расположенным в направлении философствования, ибо речь идет (и так тоже можно утверждать) о технологии реализации солипсизма: совокупность переживаний, почерпнутых из "информационно конденсированных и запущенных" миров, ЯВЛЯЕТСЯ исключительно собственностью подключающегося к этим источникам индивидуума. Вероятно, "фантоматическое похищение" - сегодня это только возможность, но и о ней надо подумать". - Тридцать лет спустя (ВЯ) *
* "Никто (кроме солипсистов, но кто же их видел?) не сомневается в форме, твердости, сохранности камня". - Мегабитовая бомба. Мой взгляд на мир (ВЯ) *