26 ноября 2024
450 тысяч слов
+19 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова соломон

все
Энциклопедический словарь
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Православный именослов. Справочник по именам и именинам
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Православие. Словарь-справочник
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Православная энциклопедия
Библия: Тематический словарь
Политическая наука: Словарь-справочник

Энциклопедический словарь

соломон

царь Израильско-Иудейского царства в 965-928 до н. э. Сын Давида. Провел административные реформы, добивался централизации религиозного культа. Согласно Библии, славился необычайной мудростью; по преданию, Соломон - автор некоторых книг Библии (в т. ч. "Песни песней").

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

соломон

(евр. Шеломо, араб. Сулейман) — третий и величайший царь израильского народа. Второй сын Давида от Вирсавии, С. еще при жизни отца был назначен ему преемником и вступил на престол 16-летним юношей. Воспитанник пророка Нафана, С. был от природы одарен светлым умом и проницательностью. Прежде всего он позаботился водворить внутренний мир вокруг престола и окружить себя доверенными лицами, с помощью которых он мог свободно вести и внутреннюю, и внешнюю политику. Царствование его сделалось синонимом мира и народного благоденствия. Египетский Фараон выдал за него свою дочь, за которой С. получил в приданое важный город Газер, командовавший равниной Филистимской — этой большой дорогой между Египтом и Месопотамией. Быстро развилась торговля, много содействовавшая обогащению как двора, так и всего народа. В Иерусалиме скоплялось так много драгоценных металлов, что золото и серебро, по библейскому выражению, сделались как бы равноценными простому камню. Устроив внутренние дела государства, С. приступил к сооружению храма, который впоследствии сделался знаменитейшим из храмов не только по его внутреннему значению, но и по внешнему великолепию и красоте. При этом С. пользовался добрыми услугами своего соседа — царя тирского, Хирама, который снабжал его как лесом и другими строительными материалами, так и первоклассными художниками и архитекторами. Храм (начатый в 480 г. после исхода из Египта, следовательно, около 1010 г. до Р. Х.) закончен был в 7 1/2 лет, после чего было совершено торжественное его освящение. Соседние государи предпринимали путешествия издалека, чтобы повидать еврейского царя, слава о мудрости и делах которого успела распространиться по всему востоку. Таково было посещение царицы Савской (см.). Роскошь С. требовала огромных средств, которые и доставлялись быстро развивавшейся мировой торговлей. Особенно важен был в этом отношении союз с Тиром, главным городом Финикии, тогдашней владычицы Средиземного и других морей. К нему стягивалась торговля из всех стран Азии, но так как все главные азиатские торговые рынки находились в подчинении у С., то и вся торговля по необходимости проходила через его владения, и самый Тир был лишь как бы богатейшим портом Палестины, находясь в полной зависимости от нее и в продовольственном отношении, так как она была главной и почти единственной житницей финикийских городов. Чтобы стать еще независимее от финикиян, С. завел свой собственный флот, корабли которого делали далекие плавания и привозили как золото, так и редкие произведения. Корабли С. доходили до Геркулесовых столбов. Торговля давала казне С. большой ежегодный доход в 666 талантов золота (1 тал. = 125000 руб. зол.). В эту лучшую пору своего царствования С. вполне воплотил в своем лице идеал того "царя мира", о котором мечтал миролюбивый народ, и память о котором впоследствии сохранялась в предании. Но окружавшая его восточная роскошь не замедлила оказать на С. свое развращающее влияние. Подобно другим восточным деспотам, он предавался неумеренному сладострастию, завел огромный гарем ("и было у него 700 жен и 300 наложниц"); под влиянием иноземных жен-язычниц он ослабел в своей ревности к вере отцов и в самом Иерусалиме, к ужасу народа, построил капища для культов Молоха и Астарты. Усилившиеся до крайности налоги стали обременять народ, который роптал и жаловался; блистательное царствование С. закончилось грозными признаками внутреннего разложения. История не говорит, как повлияли на него все эти испытания и тревоги, но оставленные им книги и особенно "Екклесиаст" (см.) дополняют картину его жизни. Тут мы видим человека, который испытал все удовольствия жизни и до дна испил чашу земных радостей, и все-таки остался неудовлетворенным, и в конце концов с грустью восклицает: "Суета сует, все суета и томление духа"! С. умер в Иерусалиме на 40 г. своего царствования (1020—980 г. до Р. Х.). История его жизни излагается в 3 книге Царств и 2 кн. Паралипоменон.

См. Лопухин, "Библейская История при свете новейших исследований и открытий", т. II.

А. Лопухин.

Православный именослов. Справочник по именам и именинам

соломон

Мирный (евр.).

15 (2) декабря – святитель Соломон, архиепископ Ефесский.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

соломон

   Означенное слово означает «мирный». Соломон был десятый сын Давида и родился от Вирсавии, бывшей сначала женою Урии, в 1033 г. до Р. Х. (1 Пар 3:5). Имя Соломона дано ему родителями согласно пророчеству Нафана в знак возвращения к ним мира и милости Божией и в ознаменование мирного его царствования, в противность воинственному царствованию Давида (1 Пар 22:8-10). Господь возлюбил новорожденного, и пр. Нафан, по слову Господа, назвал его Иедидия — возлюбленный Богом (2 Цар 12:23). О детстве и юности сына Вирсавиина свящ. дееписателем не передается никаких сведений. Судя по глубокой любви, оказываемой Давидом своему будущему преемнику, и тем торжественным заветам, которыми он обязал его, передавая ему царскую власть, — заветам, осуществление которых, несомненно, требовало большого ума и большой учености, можно безошибочно предполагать, что Соломон вполне был воспитан и обучен всей тогдашней премудрости Израильской, и что ум его, кроме того, был глубоко напоен «мудростью сходящею свыше». Когда Давид «состарился, вошел в преклонные лета» (3 Цар 1:1), Адония, старший сын его, сделал попытку вступить на престол своего отца. В этом предприятии ему помогали Иоав, главный начальник войска, и первосвящ. Авиафар, как глава церкви по своему высокому положению пользовавшийся большим влиянием среди Израиля. Иоав и Авиафар, конечно, хорошо сознавали, что они жили в переходный период, и что наступает новый порядок вещей, при котором легко могут усилиться их сила и влияние. Адония подозревал сына Вирсавии, и когда тот пригласил прочих братьев на предполагаемое венчание на царство, то не послал приглашения к Соломону: вероятно, он уже знал о намерении своего отца и о Божественной на то воле не в его пользу. Пророк Нафан, провидя бедствия, которые могли произойти от этого замысла, немедленно советовал Вирсавии отправиться к своему престарелому царственному мужу и напомнить ему об его клятве — сделать Соломона наследником своего престола. Царица отправилась к Давиду, и благодаря ее усиленным просьбам, были своевременно приняты меры, чтобы уничтожить вероломное посягательство Адонии на престол. В предупреждение же чего-либо подобного на будущее время Давид немедленно приказал Ванею, опытному военачальнику, Садоку-первосвященнику, Нафану-пророку привести Соломона к потоку Гион, помазать его миром и провозгласить его пред народом как будущего царя Израильтян. Все это было исполнено в точности. «Я затрубили трубою и весь народ закричал: да живет царь Соломон». Радостные звуки труб, раздававшиеся в городе, скоро были услышаны Адониею и его сообщниками, которые немедленно в страхе разбежались, изъявили раскаяние и принесли присягу будущему царю. Приблизилось время умереть Давиду, и вот он, призвав к себе Соломона, убеждал его тщательно сохранять чистоту сердца и справедливость, как в своем собственном лице, так и в управлении делами; сообщил ему подробные наставления относительно устройства храма Иегове, приказал ему наказать Иоава за убийство Авенира и Амессая, равно как Семея за жестокие проклятия, произнесенные им некогда на главу царя. Вскоре после того престарелый царь почил со своими отцами, и Соломон сделался единственным царем в Израиле. Строго исполняя завещание своего отца и в видах обеспечения мира для своего царства, юный царь, прежде всего, воспользовался случаем освободить свое царство от наиболее могущественных врагов: с этою целью Адония, Ависага, последняя наложница в доме Давида, Иоав и Семей были убиты, первосвящ. Авиафар был лишен своего сана и изгнан в Анафов, в город убежища, в колене Вениаминовом. Согласно с Восточными обычаями, Соломон взял за себя дочь фараона, царя египетского, и ввел ее в дом Давидов — событие, хотя и бывшее нарушением закона, но отпразднованное и тогда с необыкновенною роскошью (1 Цар 3:3, Пс 44). Соломон счел необходимым оставить на время нечестивые идольские богослужения некоторых из его подданных, которые даже до сего времени еще не совсем освободились от идолопоклонства, но «приносили жертвы и курение на высотах». И хотя он сам «возлюбил Господа и ходил по уставу Давида отца своего: но и он приносил жертвы и курения на высотах» (3 Цар 3:2-3). До построения храма святыня, пользовавшаяся большим благоговением со стороны народа, находилась в Гаваоне, где стоял медный жертвенник и алтарь, сделанный Моисеем еще в пустыне. Сюда-то пришел Соломон во время одного из торжественных собраний и здесь принес на этом жертвеннике Господу Богу тысячу всесожжении. Господь явился ему во сне ночью и сказал ему: «проси, что дать тебе»? Молодой царь с глубоким чувством смирения и покорности воле Божией просил себе только одного — сердце разумное, чтобы справедливо судить и управлять многочисленным народом, вверенным его управлению. И «благоугодно было Господу, — замечает священный дееписатель, что — Соломон просил этого». Ему было дано от Господа сердце мудрое и разумное и, кроме того, богатство и слава, гораздо больше, чем было у его предшественников. Соломон возвратился тогда в Иерусалим и пред Ковчегом Завета принес Господу благодарственную жертву. И сделал он большой пир для всех слуг своих (3 Цар 3). Вполне утвердившись на престоле и всецело приготовившись к исполнению своих многотрудных обязанностей, преемник Давида является теперь пред нами мудрым правителем избранных 12 колен. Так как деяния славного царствования Соломона, изложенные в 3 Цар 3-11, и в 2 Пар. 9, за немногими выдающимися исключениями, имеют отрывочный характер, то мы сделаем краткий очерк во I) — мудрости Соломона, II) — его богатства, III) — его царствования и личного его характера.

   Соломона (I) Мудрость Ум Соломона обладал всеми началами, на которых зиждется истинная мудрость, — т. е. здравым суждением, обширною памятью, громадным запасом знаний и искусным применением оных к делу. Мудрое решение спора между двумя матерями касательно живого и мертвого младенца, спора происходившего в его присутствии, обнаруживает в нем ясное и точное понимание чувств человеческого сердца и глубокую мудрость (3 Цар 3:16-28). Здравые начала, которыми он руководствовался в административных делах, возбуждали глубокое уважение и страх к столь мудрому судии. Нельзя не заметить при сем, что судебные обязанности в означенное время составляли один из наиболее важных отделов царского правления; и вот мы читаем в Библии, что Соломон, уже в начале своего царствования, «сделал притвор с престолом, с которого он судил, притвор для судилища сделал он» (3 Цар 7:7), — на котором он восседал и решал многочисленные тяжбы, возникавшие в среде его подданных. Различные его познания в различных делах по истине были изумительны. «И была мудрость Соломона, — замечает свящ. дееписатель, — выше мудрости всех сынов востока, и всей мудрости Египтян. Он быль мудрее всех людей» (4:30-31). «Он изрек три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять» (ст. 32), Его познания, были очень разнообразны. По словам свящ. дееписателя «и говорил он о деревах от кедра, что в Ливане до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах» (3 Цар 4:33). Кроме сих громадных ученых знаний, и указанных выше письменных произведений, Соломон составил еще следующие книги: Песнь Песней, Притчей, Екклезиаст, несомненно написанные им по вдохновению Св. Духа. Слава об его необыкновенной мудрости, естественно, не могла при этом ограничиться тесными пределами Иудеи. Между всеми соседними народами и далеко-далеко, даже до границ Аравии, передавались о Соломоне различные удивительные рассказы. «И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона» (4:34). Услышав о мудрости и славе Соломона, к нему пришла в Иерусалим с весьма большим богатством царица Савская, или Южная, что бы испытать его загадками, и беседовала с ним обо всем, что было на сердце у ней. «И объяснил ей Соломон все слова ее, и не нашлось ничего незнакомого Соломону, чего он не объявил бы ей» (10:1-3). «И вот, мне и в половину не сказано о множестве мудрости твоей, — воскликнула царица отдаленной Савеи, расставаясь с ним, — ты превосходишь молву, какую я слышала» (2 Пар 9:6).

   Соломона (II) Богатство Во время царствования Соломона все очевидно благоприятствовало к умножению его богатств в громадном количестве. Иуда и Израиль жили беспечально под своей смоковницей. Войн еще не знали. Подати с побежденных им соседних народов, плоды туземной деятельности — земледельческие и пастушеские, и все стяжания, приходившие от развившейся большой торговли, обильно наполняли сокровищницы Соломона. От последнего из сих источников приобретения были поистине громадны. Торговые сношения производились с Тиром, Аравией, Египтом, весьма вероятно, с Вавилоном и, может быть, также, с Индиею. Он имел флот в Индийском океане, который при одном морском путешествии дал ему 400 талантов золота, и другой — в Средиземном море, торговавший с Фарсисом и привозивший ему драгоценные различные металлы. У него также были торговые склады в Пальмире и Бальбеке для заграничной торговли. «Падут пред ним жители пустынь, — восклицает Псалмопевец, — и враги его будут лизать прах. Цapu Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы поднесут ему дары» (Пс 71:9-10). Из этих различных стран и городов вывозились в большом количестве золото и серебро, также слоновая кость, красные и другие драгоценные деревья, ткани, лошади, обезьяны и колесницы, кроме пряных растений и других ценных предметов торговли. Другим обильным источником приумножения богатства служила слава об его мудрости, которую он стяжал среди всех других народов. Со всех концов земли собирались многочисленные посетители к нему, мудрейшему из людей, и каждый приносил ему дары ежегодно в знак своего глубокого уважения — именно: серебряные и золотые сосуды, и воинские принадлежности, и одежды, и благовонные пряности, лошадей и мулов. И весьма вероятно, что различные супружеские связи, в которые вступал Соломон с различными царственными дочерьми, немало увеличивали его личные богатства. Таким образом, богатства его сделались так велики, что серебро в Иерусалиме было равноценно простому камню, и кедры по их множеству сделались равноценными сикоморам. Домашние издержки Соломона простирались до громадных размеров. Образ его жизни в течение многих лет был крайне роскошен: 700 жен и 300 наложниц с большою свитою евнухов и других слуг, конечно, требовали ежедневно громадных расходов на их продовольствие (3 Цар 4:22-23). Жертвоприношения из волов и овец, приносимых царем Иегове при различных торжественных случаях (3 Цар 3, 4, 8:63), могли быть делаемы только лицом, владевшим неограниченными денежными суммами. Мы не упоминаем при этом о тех больших издержках, которые он производил на устройство различных высот, жертвенников для курения фимиама и др., к чему склоняли его сердце жены иноплеменницы. Во время своего царствования Соломон воздвиг много различных прекрасных зданий, и самым величественным, из них, конечно, был храм Иегове, воздвигнутый им на г. Мориа (см. Храм). Он построил также великолепный дворец для себя — дом из дерева Ливанского леса, притвор с престолом для судилища, сделанным из слоновой кости и обложенным чистым золотом (3 Цар 7:1-1 I), и, вне стен града Иудина, — дворец для дочери Фараоновой. Было воздвигнуто им и много других городов и зданий, меньших по величине и не столь богато убранных (3 Цар 9:11-19). Материал, из которого строились храмы и дворцы, был всегда весьма ценен, его иногда доставляли из самых отдаленных стран, и издержки, употребленные на сооружение оных, превосходили, по-видимому, всякое вероятие.

   Соломона (III) Царствование «И жили Иуда и Израиль, — замечает свящ. дееписатель о царствовании Соломона, — многочисленные как песок у моря, спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона» (3 Цар 4:20-25). Эту громадную территорию Соломон разделил на 12-ть областей, не соответствовавших, впрочем, 12-ти коленам Израилевым, и над каждою из них поставил особого приставника, которые, в свою очередь, должны были доставлять ежемесячно продовольственные запасы для содержания царского двора (3 Цар 4). Продолжительный мир в его правление и беспримерное благосостояние его подданных стяжали Соломону и его царству особенную громкую славу и известность преимущественно пред всеми царями и царствами земли. Поистине его царствование считалось, как бы, «золотым веком» еврейской истории. К сожалению, следующие годы царствования Соломона не соответствовали первым годам его царствования. Забыв Царя Небесного, он не внял должным образом тому голосу Господа, который предостерегал его по освящении храма, увлекся внешним блеском своего царства, оставил, или, по крайней мере, уклонился от веры своих отцов, стал служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. Неслыханная и беспримерная роскошь царствовала при дворе, и в его гареме содержалось до 700 жен и 300 наложниц, большею частью язычниц из окрестных народов — Моавитян, Аммонитян и др. Кроме того, он наложил на народ свой тяжелое иго, усиленный труд. Любовь и привязанность народа к такому государю сделались теперь невозможными. Народ постепенно отчуждался от дома Давидова, и обильно сеялись семена возмущения, что и привело впоследствии к гибельному разделению царства. Да еще и при жизни Соломона стали постигать его разные испытания и потрясения. В Идумее, давно приведенной в подданство Давидом, теперь утвердился Адер, царского рода Идумейского. Во время покорения Идумеев Давидом и избиения их его военачальником Иоавом, Адер, будучи еще юношей, с некоторыми другими Идумеями, служившими при отце его, убежал в Египет; здесь благосклонно принят был Фараоном и снискал у него большую милость. Теперь, услышавши о смерти Давида и Иоава, он испросил у Фараона увольнения себе, возвратился в свою землю и утвердился в ней. Другим противником Израиля во дни Соломона был Разон. Он был подданным Адраазара, царя Сувского, но бежал от него и во время разбития Адраазара Давидом, собравши около себя шайку вольных людей, водворился в Дамаске и владычествовал там, и своими набегами много зла причинял Израилю. Но особенно опасным врагом для Соломона был его подданный Иеровоам. Он родом был из колена Ефремова, из города Цартана, временно работал на укреплениях, которые производил Соломон в городе Давида. Заметив его мужество и расторопность, Соломон поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова. Раз Иеровоам вышел за город; на дороге встретил его пророк Ахия. Снявши с себя новую одежду, которая была на нем, Ахия разодрал ее на 12 частей, и, повелевши Иеровоаму взять из них 10-ть, сказал ему: «Так говорит Господь, Бог Израилев: вот Я исторгаю царство из руки Соломона, и даю тебе 10 колен за то, что Меня оставили и стали покланяться Астарте, Хамосу, и Милхому. Впрочем, Я не отниму царства от самого Соломона; пока он жив, он останется царем ради Давида, раба Моего, которого Я избрал и который сохранил повеления Мои, а отниму царство от рук сына его: тебе дам 10 колен, но и ему оставлю одно колено, чтобы остался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицом Моим. Итак, я назначаю тебя быть царем над Израилем. Если ты сохранишь все, что Я заповедаю тебе, и будешь исполнять повеления Мои, как раб Мой Давид, то Я буду с тобою и укреплю дом твой, как дом Давидов». Иеровоам не имел столько покорности высшему избранию, чтобы предоставить свое будущее Божию соизволению, и начал сам домогаться овладеть престолом: но Соломон, узнав об этом, искал погубить его, и он убежал в Египет к Сусакиму, царю египетскому, и там оставался до кончины Соломона (3 Цар 11:1-40). Обличение из уст пророка и разные испытания последнего времени царствования Соломона не могли; конечно, не иметь благотворного на него действия. Господь сам обещал Давиду, что Он будет отцом его сыну, и если он худо будет поступать, то Он накажет его ударами сынов человеческих, но милости Своей не отнимет от него, как отнял от Саула (2 Цар 7:14-15). Книга Екклезиаста, писанная Соломоном в преклонные лета жизни его, ясно дает видеть, что он действительно понял теперь суету всего земного, всех утех мира и всех земных трудов и усилий человеческих, и потому искал сам и поучал других только в Боге и в исполнении заповедей Его искать истинное для себя успокоение и счастье (12,13). В заключение о Соломоне заметим здесь, что как ни велики были падения и заблуждения его, которых главным источником были слепая страсть к женщинам и тщеславие, но мудрость первых лет его царствования и его боговдохновенные писания навсегда останутся училищем мудрости и добродетели для всех людей. Кроме книги Екклезиаста, Соломон оставил нам книгу Притчей и Песнь Песней. Имя его носит еще на себе книга Премудрости; но при всем высоком поучительном ее содержании, она принадлежит позднейшему времени и ее нет на еврейском языке. Книга Песнь Песней, по общему толкованию отцов Церкви, таинственно изображает любовь, которая соединяет Бога с человеком и Христа с Церковью и каждою душою верующею. В Притчах, или иносказаниях и кратких изречениях своих, Соломон поучает юношество мудрости, благочестию, верному исполнению своих обязанностей и счастью жизни, полагая его в добродетели. Как много у Соломона прекрасных уроков для всех возрастов и состояний! Сколько мудрых уроков для царей! Как много самых назидательных советов, правил и наставлений касательно должностей общественных и жизни семейной, для мужей и жен, для детей и родителей, для вельмож и слуг, для юношей и старцев, касательно богатства и бедности, чистоты сердца и откровенности, труда и отдохновения, благочестия и богобоязненности, справедливости и правосудия, умеренности и воздержания, бережливости и расточительности, милосердия и благотворительности, благости и кротости, благоразумия и мудрости, любви и сострадания ко всем, сострадания к самим животным! Нельзя не заметить также, что век Соломона был самым благоприятным вообще для наук и искусств. Искусство строительное, плавильное, искусство гравирования на драгоценных камнях, обработка металлов, золочение, искусство скульптурное получили значительное усовершенствование. Постройка храма, царских дворцов и их богатое убранство, изящные произведения, золотые, из слоновой кости и резные из дерева, музыкальные инструменты всякого рода, все это поощряло и развивало художественный дух народа. Архитектура явилась в формах более изящных и утонченных, сообразных со вкусом. Науки также стояли на высокой степени. Астрономия сделалась наукою практическою и не замедлила сделать значительные успехи. Соломон обладал обширными познаниями и в медицине. Он написал также трактаты обо всех животных, птицах, деревьях, растениях, которые, к сожалению, не дошли до нас, но которые в то время должны были пролить свой свет на состояние наук. Навигация и мореплавание должны были приводить к разным наблюдениям и открытиям и также иметь большое значение для географии, астрономии и истории, знакомя с разными другими народами и их нравами и обычаями. В Новом Завете имя Соломона упоминается неоднократно И. Христом. Так, говоря о красоте и великолепии полевой лилии, Господь сказал, что «и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф 6:29). В другое время Господь, укоряя книжников и фарисеев, которые искали от Него знамений, напоминает им об известной всем необыкновенной мудрости Соломона, говоря так: «царица южная восстанет на суд с родом сим, и осудит его; ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой, и вот, здесь больше Соломона» (Мф 12:42).

Православие. Словарь-справочник

соломон

(евр. «мирный», «благодатный»)

   третий и величайший царь израильский и иудейский, правивший в 965-928 гг. до Р.Х.; второй сын Давида от Вирсавии, еще при жизни Давида, в обход старших сыновей, ставший его преемником. Ветхозаветная история представляет Соломона мудрецом, миротворцем и искусным политиком, обеспечившим благоденствие своего народа. Соломон известен также как строитель храма и автор ветхозаветных книг – Притчей Соломоновых, Екклезиаста, Песни Песней, Премудрости Соломоновой и апокрифических – Завета Соломона и Псалмов Соломона.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

соломон

Солом’он (мирный) — сын Давида от Вирсавии (2Цар.12:24) (бывшей за Уриею) и мудрейший царь израильский, царствовавший в Иерусалиме над всем Израилем 40 лет (3Цар.11:42). Он был определен Давидом как его наследник заранее (3Цар.1:17 ; 1Пар.28:5) и помазан на царство еще при жизни Давида, будучи не старше 15-20 лет В четвертый год своего царствования он начал строить храм и строил его семь лет (·3Цар.6). Затем, в течение 13 лет, он строил свой дворец (3Цар.7:1 -11; 3Цар.9:10). Соломон был знаменит своей великой мудростью (3Цар.3:12 ; 3Цар.4:29 -30,34) и слава о нем распространялась далеко за пределами Израиля (3Цар.10:1 -9). В своем дворце он сделал специальное помещение и трон, с которого судил народ (3Цар.7:7), ибо и на это Господь дал ему мудрости (3Цар.3:28). Им были составлены 3000 притчей и 1005 песен (3Цар.4:32), им написаны: ·Пс.126 (и, ·возм., ·Пс.71), книга Притчей, Екклесиаста и Песни Песней. При Соломоне Израильское царство процветало как ни при каком другом царе (3Цар.4:20 -21,24-25). Все Ханаанские народы были им полностью покорены (3Цар.9:20 -21), были обстроены и укреплены многие города, создана сильная армия (3Цар.4:26 ; 3Цар.10:26). Соломон разделил все свое царство на 12 округов (не соответствующих уделам), которые доставляли ему продовольствие на каждый месяц (3Цар.4:7).

Давид оставил Соломону 100000 талантов (3600 т) золота и 1 ·млн талантов (36000 т или 30 современных железнодорожных составов) серебра (1Пар.22:14) и сверх того еще 3000 талантов (108 т) золота и 7000 талантов (252 т) серебра из личных запасов. Царица Савская подарила ему 120 талантов (4,3 т) золота, не считая других подарков. Из Офира было доставлено 420 (450) талантов (15,1 т или 16 т) золота, а ежегодный доход только в золоте составлял 666 талантов (24 т) (3Цар.10:14 ; 2Пар.9:13). Эти несметные богатства (Екк.2:10), также как и жестокая работа подвластного ему народа (3Цар.12:4), говорили скорее о безумии, чем о мудрости величайшего из царей. Заведя огромный гарем и взяв 700 жен (3Цар.11:3 ; Песн.6:8), Соломон нарушил закон (Втор.17:16 -17) и стал постепенно отходить от Господа (3Цар.11:4 -11). У него появились враги (3Цар.11:14,23,26) и его царство Господь отторг от него, хотя это произошло после его смерти (3Цар.11:12 -13) — при Ровоаме Израиль окончательно отделился от Иуды (3Цар.12:19). Соломон является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа. (см. Екклесиаста книга, Израиль, Притчей книга, храм)

Православная энциклопедия

соломон

(в переводе с еврейского означает «мирный»)

   согласно пророчеству Нафана, он родился, чтобы принести на землю израильскую мир и процветание, которых не видел его отец, царь Давид. Он был избранным, так как родился от Вирсавии - бывшей жены Урии Хеттеянина, которую Давид взял себе в жены и чрез которую тяжко согрешил. Соломон был торжественно помазан на царство в то время, когда Адония, старший сын Давида, готовился стать царем. Это было сделано по просьбе Вирсавии, обращенной к престарелому Давиду: женщина напомнила царю о том, что он обещал свой трон их сыну. Во времена правления Соломона был построен Иерусалимский храм, а о мудрости и богатстве этого царя узнала даже царица Савская, которая однажды приехала к нему в гости с богатыми дарами. Однако столь мудрый царь допускал в своих пределах служение идолам и даже сам на склоне лет устроил для своих жен-язычниц идольские капища. За это Господь пообещал ему через пророка, что царство его будет разделено. Из книг, вошедших в Священное Писание, Соломон является автором Екклезиаста, Притчей Соломона, Премудростей Соломона и Песни песней.

Библия: Тематический словарь

соломон

А. Сведения о семье

сын Давида от Вирсавии:

2Цар 12:24; 1Пар 3:5

взял в жены дочь фараона:

3Цар 3:1

брал в жены многочисленных язычниц:

3Цар 11:1-3

Б. Ранние годы его царствования

воцарен Давидом:

3Цар 1:11-53

завещание Давида:

3Цар 2:1-9

по его приказу убиты Адония и его последователи:

3Цар 2:13-46

просил мудрости:

3Цар 3:4-15; 2Пар 1:2-13

судил двух блудниц в споре о материнстве:

3Цар 3:16-28

широко известен своей мудростью:

3Цар 4:29,31,34

написал три тысячи притч:

3Цар 4:32; Притч 1:1

написал тысячу и пять песен:

3Цар 4:32; Песн 1:1

возвел храм:

3Цар 5:1–6:38; 2Пар 2:1–3:17

построил свой дом:

3Цар 7:1-12

повелел сделать все принадлежности для храма:

3Цар 7:13–51; 2Пар 4:1–5:1

перенес ковчег в храм:

3Цар 8:1-11; 2Пар 5:2-14

его молитва посвящения храма:

3Цар 8:22–53; 2Пар 6:14-42

освятил храм жертвоприношениями:

3Цар 8:62–66; 2Пар 7:1-10

Господь обновляет с ним Свой завет:

3Цар 9:1–9; 2Пар 7:11-22

управлял своим царством:

3Цар 9:10–28; 2Пар 8:1-18

посещен царицей Савской:

3Цар 10:1-13; 2Пар 9:1-12

имел блестящее царство:

3Цар 10:14–29; 2Пар 9:13-28

В. Поздние годы его царствования

жены отвратили его сердце от Бога:

3Цар 11:1-13

Адер и Разон восстали против него:

3Цар 11:14-25

его смерть:

3Цар 11:41–43; 2Пар 9:29-31

Г. Воспоминания о Соломоне после его смерти

организация им службы в храме:

2Пар 35:3,4; Неем 12:45

жены-язычницы:

Неем 13:26

его слава:

Мф 6:29

его мудрость:

Мф 12:42

возведение им храма:

Деян 7:47

Политическая наука: Словарь-справочник

соломон

(Сулейман)

в еврейских и арабских преданиях царь Соломон - необычайно мудрый человек, повелитель не только людей, но и животных, автор библейских «Песни песней», «Книги притчей» и «Екклесиаста». Исторический Соломон боролся за централизацию государства, за почитание единого Бога. Укрепил Иерусалим и построил царский дворец и Храм. Успешно вел военные операции в Сирии и на Аравийском полуострове, подчинил себе важные торговые пути. Блестящее царствование Соломона оставалась в памяти еврейского народа после всех последующих разделов государства, вавилонского плена, римских завоеваний и рассеяния. При царе Соломоне Израильское царство достигло своего наивысшего могущества.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc