22 ноября 2024
450 тысяч слов
+41 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова солон

все
Словарь Ушакова
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Античный мир. Словарь-справочник
Античность от А до Я. Словарь-справочник

Словарь Ушакова

солон

солон, солона, солоно. см. солёный, солоный и солоно.

Энциклопедический словарь

солон
  1. (Solon) (между 640 и 635, Афины - ок. 559 до н. э., там же), древнегреческий государственный деятель, военачальник и поэт. Происходил из знатнейшего рода Кодридов, некогда царствовавшего в Афинах. Чтобы поддержать благосостояние семьи и повидать чужие страны, активно занимался в молодые годы морской торговлей. На политическую арену Солон выступил, когда Афины уже длительное время терпели неудачи в войне с соседними Мегарами за примыкающий к Аттике остров Саламин. После того как он в стихотворном памфлете "Саламин", призвал к продолжению борьбы до победного конца, большинство граждан поддержало идею возобновления военных действий. Во главе вооруженных сил афиняне поставили Солона, который вскоре сумел отвоевать Саламин. Афинское государство в тот период было охвачено глубоким внутренним кризисом. Резкое имущественное неравенство граждан полиса привело к тому, что масса бедняков оказалась в долговой кабале у богачей. Не уплатившие вовремя долг вынуждены были продавать своих детей или сами становились рабами. Назревавшее недовольство народа грозило вылиться в открытый мятеж и государственный переворот. В таких условиях власть предержащие решили пойти на проведение необходимых реформ сверху. Эту нелегкую миссию возложили на Солона как на лицо наиболее авторитетное и к тому же нейтральное по отношению к различным политическим группировкам. Он был избран первым архонтом и получил широкие полномочия по установлению новых законов. Реформы Солона. Среди проведенных им реформ экономического характера на первом месте стоит так называемое "стряхивание бремени" - снятие с оказавшихся в закладе земельных участков камней, которые символизировали права кредиторов-заимодавцев (как своего рода вексели). Произведена была полная кассация долгов, долговое рабство объявлено вне закона. Все ставшие рабами из-за неуплаты в срок долга получили свободу, а тех из них, кто был продан за пределы Аттики, выкупили за государственный счет. Было разрешено свободно завещать любое имущество без всяких ограничений, при этом земельные владения дозволялось делить на любые доли, как и всякую другую частную собственность. Запрещен был вывоз из Аттики хлеба, но поощрялся вывоз оливкового масла и вина (а следовательно, и разведение этих интенсивных культур). Большое значение для развития торговли имела проведенная унификация единиц мер и веса, а также переход на более удобную эвбейскую монетную систему (вместо эгинской). Политические реформы Солона включали в себя введение имущественного ценза при распределении граждан по разрядам (из которых формировались различные подразделения полисного ополчения), расширение прав народного собрания и создание при нем специального совещательного органа для предварительной подготовки решений, организацию суда присяжных по гражданским и уголовным делам. Солоновская конституция, носившая компромиссный характер, решила многие, но далеко не все, проблемы афинского полиса. Ее положения формально оставались в силе и после установления в Афинах тирании Писистрата, к которой Солон, тогда уже глубокий старик, отнесся резко отрицательно. Литература: Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1. Биография Солона. М., 1961. Знаменитые греки. Л., 1961. История Древней Греции. М., 1972. Геродот. История. Л., 1972. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. Биография Солона. Аристотель. Политика. Сочинения. М., 1984. Т. 4. С. 375-644. Аристотель. Афинская политика. М., 1996. Honn K. Solon. Staatsmann und Weiser. Wien, 1948. Woodhouse W. J. Solon the liberator. New York, 1965. А. А. Молчанов
  2. (между 640 и 635 - ок. 559 до н. э.), афинский архонт 594, провел реформы (отмена поземельной задолженности, запрещение долгового рабства, введение земельного максимума и др.). Все граждане были разделены на 4 разряда в соответствии с имущественным цензом. Античные предания причисляли Солона к 7 греческим мудрецам.

Словарь Ожегова

солон

СОЛОН, а, о; ее (разг.). Содержащий много соли. Морская вода солона. Во рту солоно (в знач. сказ.: солёный вкус).

Солоно придётся кому будут неприятности, крепко достанется комун.

Словарь Ефремовой

солон
  1. прил. разг.
    1. Доставляющий много неприятностей, горя, беспокойства и т.п.
    2. Достающийся ценой больших усилий, трудов; очень тяжелый.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

солон

(Σολων) — знаменитый афинский реформатор и законодатель, один из "семи мудрецов", элегический поэт. По отцу принадлежал к знатному эвпатридскому роду Кодридов, а по матери был родственником Пизистрата. Год рождения С. точно не известен. Вообще, большая часть дошедших до нас биографических данных о С. отличается сомнительной достоверностью; в них много легендарных украшений. Отец С. не обладал большими средствами и не пользовался влиянием, так что С. принадлежал к людям среднего круга. Уже в молодости он стал заниматься торговлей, к чему его побудили расстроившиеся денежные дела его дома. По торговым делам он много путешествовал. Во время путешествий С., по преданию, приходил будто бы в соприкосновение с знаменитейшими мудрецами того времени (Периандром Коринфским, Фалесом Милетским, Анахарсисом). По широко распространенному в древности воззрению, опиравшемуся на существование среди Солоновых элегий элегии о Саламине, С. приобрел известность завоеванием у мегарян острова Саламина. Вследствие нескольких неудач, которые понесли афиняне в борьбе с мегарянами из-за Саламина, предложения, клонившиеся к возобновлению борьбы за "желанный" остров, были, будто бы, запрещены под страхом смертной казни. Тогда С. притворился помешанным и прочел на площади свою элегию. Воодушевленные ею афиняне начали войну и, под начальством С., завоевали остров. Этот рассказ представляет легенду: остров Саламин был завоеван, вероятно, позднее, Пизистратом (к тому времени относится, может быть, и знаменитая элегия). Другой заслугой, стяжавшей С. широкую славу, предание считало возбуждение им греков к священной войне против г. Кирры, жители которого обижали дельфийское святилище. Наконец, С. приписывалось участие в разрешении дела о лицах, виновных в святотатственном избиении приверженцев Килона (см.): С. будто бы убедил виновных подчиниться суду тридцати. Говорили, что он подружился с очищавшим город критским жрецом Эпименидом. Вероятнее всего, что действительной причиной возвышения С. и его широкой популярности была его поэтическая деятельность. С. писал преимущественно элегии, темами для которых он брал нравственные, социальные и политические вопросы. По сохранившимся (главным образом у биографов С., напр. у Плутарха и у Аристотеля в "Афинской политии") отрывкам его элегий мы можем составить себе понятие о его личности и нравственной философии. Подобно другим "мудрецам" того времени, С. интересовался преимущественно вопросами практической морали. Он был врагом несправедливости и всяких крайностей: ему приписывалось изречение: μηδέν αγαν = "все в меру". Благодаря своим элегиям, С. приобрел популярность, как сторонник необходимых реформ, выказывавший сочувствие угнетенному демосу. Внутреннее состояние Афин было в то время (в конце VII и в начале VI в. до Р. Х.) очень печально; масса находилась в невозможных экономических и политических условиях. Большая часть земли принадлежала немногим эвпатридским родам, так как к ним переходило много крестьянских участков, вследствие задолженности массы крестьян. Многие попадали в положение гектемориев, т. е. наемных рабочих, обрабатывавших земли знатных за шестую часть урожая, т. е. долю, слишком незначительную. Многие за долги попали в личную кабалу, некоторое были проданы за границу. Наконец, в руках эвпатридов находились всецело и управление, и суд (четвертая глава аристотелевской "Афинской политии" подложна: рисуемый ею политический строй не мог существовать до С.). Кроме богатой знати и приниженной массы бедняков, существовал уже довольно многочисленный средний класс, созданный новыми экономическими факторами: торговлей и промышленностью. Этот класс, вместе с бедняками, был заинтересован в реформах — и на него должен был опираться С., равно как и на наиболее благомыслящую часть эвпатридов. Социальная рознь грозила опасной борьбой, результатом которой могла быть тирания. По преданию, некоторые убеждали С. стремиться к тирании, но он отказался, потому что "тиран гибнет сам и губит свой дом" — мотив отказа, очень характерный для греческой морали того времени. Наконец, эвпатриды сделали уступку: С. был по общему соглашению выбран примирителем и архонтом, с полномочием произвести необходимые преобразования (594—593 г.). С. начал свою деятельность с облегчения экономического положения массы, с "сейсахфии (сисахтии)". Сейсахфия была мерой радикальной: она состояла в отмене всех долгов, которые обеспечивались землей или личностью должника (некоторые думают, что были уничтожены все вообще долги, но это сомнительно). Те, кто за долги попал в личную зависимость, были освобождены. С. принял меры и к тому, чтобы возвратить на родину по возможности всех, кто за долги был продан за пределы Аттики: их выкупали, но на какие средства — неизвестно. Затем С. запретил заключать долговые сделки, в которых долг обеспечивался бы личностью должника. Сейсахфия расчистила почву для дальнейших реформ. После нее С. преобразовал государственное устройство, так как прежний строй уже не соответствовал новым условиям. Сейсахфия была единственной радикальной мерой С.; во всей остальной реформаторской деятельности он выказывает склонность к "золотой середине", к умеренности, к возможному примирению новых требований с сохранением старого (очерк политических реформ С. см. соотв. статью). Законодательная деятельность С. не ограничилась сейсахфией и реформой госуд. устройства: он реформировал все афинское право, за исключением уголовного, которое С. оставил в том виде, как его установил Дракон (см.). С. внес изменения, во-первых, в семейное и родовое право (законы о сиротах-наследницах, очень важный закон о наследовании, дозволивший при отсутствии детей распоряжение имуществом по завещанию, чем нанесен был удар родовой замкнутости, и др.). Он ограничил приобретение земли (чтобы воспрепятствовать скоплению ее в немногих руках), регулировал отношения соседей по землевладению (напр. запретил затенять посадками на границе землю соседа), пользование источниками воды, установил некоторые правила, касающиеся торговли (запретил вывоз из Аттики сельскохозяйственных продуктов, кроме масла), преобразовал меры, вес и монету (ввел в Афины эвбейскую систему), допустил свободу ассоциаций для религиозных, торговых и других целей, принимал меры против роскоши (и, в частности, против роскоши женщин). Из других законов С. важное значение имело дозволение каждому приносить жалобы на несправедливость, причиненную даже лицу, совершенно постороннему для жалобщика, и требование, чтобы во время волнений и междоусобия каждый примыкал к одной из борющихся партий; кто не исполнял этого, подвергался атимии (цель этого закона — предохранить город от продолжительных смут и от захвата власти энергическим меньшинством, опирающимся на политический индифферентизм массы). Законы С. были написаны на деревянных таблицах (кирбах), заключенных в рамы, поворачивавшиеся на оси. Так как подлинный текст этих законов не сохранился, то трудно определенно указать, какие из них действительно были изданы Солоном и какие лишь впоследствии приписаны ему. Реформированное С. право оказалось живучее установленного им политического строя и оказало влияние на некоторые позднейшие законодательства (напр. на римские законы XII таблиц). С. назначил изданным им законам столетний (по другим известиям — десятилетний) срок и уехал из Афин. Он имел в виду свои торговые дела и желал избежать последствий неудовольствия, которое он возбудил во многих своими реформами: в отрывке одной из элегий он сам говорит, что многие были недовольны им, так как он не произвел передела всей земли, на который они надеялись; другие (знатные) думали, что и так он зашел слишком далеко. Полагали, что С. посетил тогда Кипр, Египет и Лидию (известный легендарный рассказ о его пребывании при дворе Креза). Возобновившаяся в Афинах борьба партий в конце концов привела к установлению тирании Пизистрата, которой С. пытался противодействовать. Когда тирания утвердилась, С. все-таки остался в Афинах, где, по-видимому, вскоре и умер.

Литература о С. до 1885 г. приведена у Бузольта ("Griechische Geschichte", т. I, стр. 436 и сл.). После этого важнейшим новым источником стала аристотелева "Афинская полития", главы V — XII, где приведены еще фрагменты С. элегий (известные ранее фрагменты у Bergk, "Fragm. lyr. Graec.", II). См. Bruno Keil, "Die Solonische Verfassung in Aristoteles Verfassungsgeschichte Athens" (Б., 1892); Ed. Meyer, "Gecshichte des Alterthums" (Штуттг., 1893, II т.); В. Бузескул, "Афинская полития Аристотеля и т. д." (Харьков, 1895); Штерн, "Солон и деление аттическ. граждан на классы" (сборн. в честь проф. Ф. Е. Корша, М., 1896); M. Хвостов, "Сисахтия С. и разложение эвпатридского землевладении" ("Филологич. Обозр.", 1897).

Д. К.

Античный мир. Словарь-справочник

солон

(греч. Solon)

(ок. 635 - 559 до н.э.)

   афинский политический деятель, реформатор и поэт; происходил из знатного, но обедневшего рода Кодридов. В молодости С. занимался торговлей, много путешествовал, посетил Египет, Кипр, Лидию и многие города Эллады. После избрания его на должность архонта в 594 г. он провел ряд реформ социально-политического и экономического содержания в интересах афинского демоса: ликвидировал долговое рабство, ввел закон о свободе завещания, унифицировал меры веса и денежную систему, запретил вывоз из Афин хлеба и поощрял занятия ремеслами.

   Как писал Плутарх, афиняне, назначив С. правителем и законодателем, «предоставили ему на усмотрение все без исключения - государственные должности, народные собрания, суды, советы, определение ценза для каждого из этих учреждений, числа членов и срока их деятельности; дали ему право отменять или сохранять все, что он найдет нужным из существующих, сложившихся порядков» (Солон, XVI).

   Желая оставить все высшие должности за богатыми и одновременно привлечь к участию в гос. делах простой народ, С. ввел оценку имущества граждан. Он разделил их, независимо от происхождения, на четыре имущественных разряда (филы), определив их права и обязанности по величине дохода. Лица, получавшие доход не менее 500 мер (1 мера - 52,5 л) зерном, вином или маслом, относились к 1-му разряду - их называли пятисотмерниками; 2-й разряд (всадники) составили те, кто получал доход не менее 300 мер; граждане 3-го разряда (зевгиты) имели доход не менее 200 мер; 4-й разряд состоял из фетов, доход которых был ниже 200 мер. Представители первых двух разрядов служили в коннице и имели право занимать высшие должности в государстве; граждане 3-го разряда призывались в тяжеловооруженную пехоту, а феты служили легковооруженными пехотинцами и гребцами во флоте.

   Новое деление афинских граждан, провозглашенное право зевгитов и фетов участвовать в народном собрании (экклесии), повышение социального статуса средних производителей привели к росту авторитета и полномочий экклесии как гос. органа. С. учредил совет 400, куда избирались по 100 человек от каждой из четырех разрядовых фил. Совет занимался подготовкой дел, обсуждаемых в народном собрании, разбирал текущие дела управления государством, что привело, в свою очередь, к ограничению функций аристократического совета - ареопага. К упомянутым органам управления присоединялся еще один - суд присяжных (гелиэя). Реформаторская деятельность С. стала важным этапом на пути становления афинской рабовладельческой демократии. С. известен и как автор элегий. Древние греки причисляли его к семи мудрецам.

   Античная лирика / Сост. С. Апта, Ю. Шульца. М., 1968. С. 132-135; Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1961. Т.1. С. 102-126; 142-145; Гриневич К.Э. Солон: В 2 ч. // Ученые зап. Томского ун-та. 1946. № 4; 1947. № 6; Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н.э. М., 1964; Колобова К.М. Революция Солона // Ученые зап. Ленинградского ун-та. Сер. истории. Вып. 4. 1939. № 39; Ленцман Я.А. Достоверность античной традиции о Солоне // Древний мир. М., 1962; Лурье С.Я. К вопросу о роли Солона в революционном движении начала VI в. до н.э. // Ученые зап. Ленинградского ун-та. Сер. истории. Вып. 4. 1939. № 39.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

   * * *

(ок. 640 - ок. 560 до н. э.)

   Афинский государственный деятель и законодатель, избранный в 594 архонтом и наделенный чрезвычайными полномочиями, чтобы прекратить гражданскую смуту. Солон действительно положил конец анархии, проведя свои знаменитые реформы: с помощью закона, запрещающего брать в долг без соответствующего юридического оформления этого факта, он объявил недействительными все долги, сделанные ранее, и таким образом уничтожил получившее развитие крепостное право. Солон внес также изменения в законы, введенные Драконом, строго определив обязанности Народного собрания и создав Совет четырехсот - государственный орган представителей всех афинских фил, решения которого представлялись на рассмотрение Народному собранию. Кроме того, Солон - это первый известный афинский поэт; он писал в основном на политические и патриотические темы; некоторые фрагменты его поэзии сохранились. Во второй половине жизни Солон много путешествовал по Греции, Египту и Малой Азии. В Лидии Солон виделся с Крезом, пророчески заметив ему, что никто не может сказать, что он прожил счастливую жизнь, раньше дня смерти. Эта мысль впоследствии настолько поразила персидского царя Кира, что он сохранил жизнь пленному Крезу, передавшему ему фразу Солона. Впоследствии Солона причисляли к Семи мудрецам Греции.

   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

   * * *

(ок. 635 - ок. 560)

   др.-гр. поэт и законодатель. Происх.-из древ, афинского рода; убедил афинян вступить в войну за о-в Саламин и присоединить его к себе. В 594 был избран посредником между знатью и угнетенным ею простым народом. Своими законами С. освободил бедноту от долгов, запретил долговое рабство и вернул проданных в чужие земли сограждан. Разделил афинян по имущественному признаку на 4 класса. В элегиях С. обосновывал свой взгляд на место человека в общ-ве. По его мн., каждому свойственно стремление к благополучию, но на пользу идет только честно нажитое богатство. Хотя Афины находятся под благодатным покровительством богов, корыстолюбие и неудержимая алчность местных богачей способны стать для них источником всяческих бедствий, т. к. боги не прощают высокомерия и нарушения справедливости, но карают либо самих виновных, либо их потомство. Т. о., в элегиях С. был отчетливо поставлен вопрос о личной ответственности человека, получивший дальнейш. разработку в афин. трагедии. Древние причисляли С. к семи мудрецам.

   B.Я.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Античность от А до Я. Словарь-справочник

солон

(Solonus)

(ок. 640 – 560 гг. до н. э.)

   афинский политический деятель и поэт. Политические взгляды нашли отражение в стихотворениях, которые он писал в форме элегий. Он осуждал непорядки в государстве, предлагал меры для улучшения общего положения. В 594 г. до н. э. он был наделен чрезвычайными полномочиями, чтобы преодолеть кризис афинского государства. Солон освободил крестьян от долговых обязательств, отменил долговое рабство. Он создал первую в мире демократию, что по-гречески означает «власть народа». Все граждане были разделены на 4 разряда в соответствии с имущественным цензом. Но Солон столкнулся с растущим сопротивлением и аристократии, и крестьянства. Богатые были недовольны тем, что он урезал их права, а неимущие возмущались тем, что им не удалось добиться передела земли. Тогда Солон решил отказаться от своего поста. В 560 г. до н. э. в Афинах произошел переворот, и власть захватил Писистрат. Годы его правления были отмечены культурным, экономическим и политическим расцветом, однако несомненной заслугой Солона явилось то, что он упразднил большинство привилегий аристократов. В античное время античные предания причисляли Солона к числу греческих мудрецов.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом солон

  • Свою политическую карьеру он начинал в рядах сторонников солоновских преобразований.