02 июня 2024
450 тысяч слов
+9 за сегодня

Значения слова спасение

все
Словарь Ушакова
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Тезаурус русской деловой лексики
Фразеологический словарь русского языка
Словарь антонимов русского языка
Культурология. Словарь-справочник
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Библия: Тематический словарь
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Вестминстерский словарь теологических терминов

Словарь Ушакова

спасение

спасение, спасения, мн. нет, ср.

1. Действие по гл. спасти. Спасение утопающих. Спасение имущества от огня. Спасение души (см. спасти во 2 знач.; рел.).

2. Избавление от опасности; способ спастись, найти избавление от опасности. «Убийца хладнокровно навел удар. Спасенья нет.» Лермонтов. «Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности.» Белинский.

Словарь Ожегова

спасение

СПАСЕНИЕ, я, ср.

1. см. спасти, сь.

2. Избавление от опасности, несчастья. С. пришло неожиданно. Ложь во с. (оправданная необходимостью, с благой целью; книжн.).

Спасенья нет от кого-чего (разг. неодобр.) о том, кого (чего) очень много; некуда деваться от кого-чегон. Спасенья нет от курильщиков, от табачного дыму.

Словарь Ефремовой

спасение
  1. ср.
    1. Процесс действия по знач. глаг.: спасти, спастись.
    2. Возможность спасти, спастись; выход из опасного, затруднительного положения.
    3. То, что или тот, кто спасает, избавляет от чего-л.

Тезаурус русской деловой лексики

спасение

Syn: избавление

Фразеологический словарь русского языка

спасение

Спасения нет - невозможно преодолеть или терпеть что-либо

Словарь антонимов русского языка

спасение

гибель

смерть

Культурология. Словарь-справочник

спасение

(греч. лат. salus) — в религиозном мировоззрении предельно желательное состояние человека, характеризующееся избавлением от зла — как морального («порабощеиности греху»), так и физического (смерти и страдания), полным преодолением отчуждения и несвободы. С. выступает как конечная цель религиозных усилий человека и высшее дарение со стороны Бога.

☼ Противопоставленность грехопадения (понимаемого либо как вина перед личным Богом, либо как неразумное вхождение личной или мировой души в круговорот материального бытия) и С, в котором это грехопадение снимается, определяет внутренний строй теизма (иудаизма и особенно христианства, в гораздо меньшей степени ислама), а также восточных вероучений типа зороастризма, манихейства, буддизма и т. п. Все эти религии (к которым принадлежит и гностицизм) иногда называют «религиями С.» (нем. Erlosungsreligionen) в отличие от язычества, где идея С. присутствует лишь в зачаточном виде. Начиная с первобытных времен человек постоянно обращается к своим духам, демонам, богам и героям с просьбой о помощи в какой-либо конкретной ситуации — об избавлении от нужды или болезни, об удаче на охоте или на войне и т. п. Это свойство иногда быть «спасителем» не является обязательным и необходимым для языческого бога, но оно практически важно для молящегося, для культовой практики именования бога: из всей суммы амбивалентных возможностей божества необходимо выделить, назвать по имени, магически заклясть и тем побудить к действию как раз те, которые сулят молящемуся перспективу С. Ряд божеств греческого Олимпа — Зевс, Афина, Деметра, Дионис, Асклепий, Диоскуры и др. — носил имя «Спасителей». Это конкретно-ситуативное С. могло получать в развитом греко-римском язычестве высокий нравственный смысл (С. отечества, «С. римского народа» и т. п.). Но языческое С. всегда остается частным, не окончательным: вечный равномерный ритм добра и зла в языческом космосе делает всякое безусловное С. сомнительным.

Нечто иное наблюдается в религиозном мире древнего Ближнего Востока, в частности Египта (ноты безусловного доверия к благу, исходящему от божества, в древнеегипетских гимнах). При этом египетская религия с ее обычным интересом к вопросам загробной жизни связывает испрашиваемое у богов С. с вечностью. Следующий шаг к абсолютизации С. сравнительно с другими ближневосточными религиями был сделан ветхозаветным иудаизмом. Эмоциональным фоном библейского учения о С. является абсолютизация бедствий, из которых Яхве должен «спасти» человека или «избранный народ». Речь идет уже не о частной катастрофе в неизменяемом ритме бытия — вся жизнь человека среди людей и народа среди народов есть непрекращающаяся катастрофа. Адепт библейской веры не просто обращается к Богу, но «взывает», «вопиет» к Нему «из глубины» (Пс. 129:1) — из провалов своего бедственного бытия или из бездны своей потрясенной души; преобладающая интонация кн. Псалмов и пророческих книг есть интонация вопля. Уже физический космос Ветхого Завета, в отличие от античного космоса, пугающе-непостижим в своей иррегулярной динамике: земля «колеблется», воды «шумят, вздымаются» (Пс. 45:3-4), горы «как воск тают» (Пс. 96:5) и «прыгали, как овны» (Пс. 113:4), исполинские чудища поражают своей несоизмеримостью с человеческой мерой; еще больше затерян человек перед лицом человеческого мира, силами социального отчуждения (Пс. 12:2). Но все это служит лишь фоном для оптимистического ветхозаветного учения о С: в критический момент обращенный к Яхве «из глубины» вопль оказывается услышан, и предельно бедственное состояние, казалось бы не оставлявшее никакой надежды на С, перекрывается грандиозностью непостижимого и окончательного С. (Пс. 21, кн. Эсфирь и др.). Характерно, что этот поворот часто рисуется как парадоксальный (финал кн. Иова). Содержание идеи С. в Ветхом Завете конкретно и вещественно - освобождение от рабства и возвращение из плена, здоровье и многодетность, изобилие и удача; но одновременно с этим выступают и нравственные аспекты С: «мир» и «справедливость» (напр., в кн. пророка Исайи начиная с 40-й гл.). С. целостно и объемлет все бытие человека; в силу этого оно начинает к талмудической эпохе требовать веры в загробную жизнь и воскресение, в «будущий мир», где оно завершится. Это телесно-духовное и посюстороние-потустороииее С. является свободным дарением Бога, имеющим для Него существенный характер. Яхве — это не просто бог, который иногда может сообщить кому-либо С, но Сам по Своей сущности есть «С.» для Своих людей (срв. Пс. 27:1-2).

Удерживая ветхозаветное понимание С, христианство спири-туализирует его, хотя и здесь С. мыслится как духовно-телесное, поскольку оно включает в себя воскресение и просветление тела. С. — это не просто С. от погибели, от смерти и греха, но и С. для «обновления жизни», «жизни во Христе», для свободы (от закона и от греха); С. — это «оправдание», «святость», «мудрость», это вера, надежда, любовь и многообразные «духовные дары» (срв. Рим. 6:8; Кол. 3:12-14; Еф. 2:4-8). С. должно завершиться в эсхатологической перспективе загробного суда и загробной жизни; «жизнь во Христе» требует для своего абсолютного завершения «вечной жизни». Вопрос о том, как соотносятся в деле С. милость Бога и усилие человека, вызвал в христианской теологии многовековые споры о предопределении, благодати и свободе воли.

В корне отличное понимание С. развивается в буддизме, манихействе, гностицизме. И здесь С. понимается не ситуативно, а абсолю-тизированно, но при этом из идеи С. элиминируется все телесное и позитивное; С. есть освобождение от мира и от жизни в целом, преодоление желаний и привязанностей, «угасание» («мокша», «нирвана»). Такое С. может быть уделом отрешенного духа, но не тела, воспринимаемого как помеха к С. (см. «Дхаммапада», ст. 202; рус. перев. М., 1960, с. 93). Для этого типа учений о С. характерно представление, согласно которому человек путем самоуглубления и отрешения сам «спасает» себя, а не получает свое С. из рук божественного спасителя (буддизм хинаяны требует от каждого быть для себя «светильником», тогда как буддизм махаяны окружает верующего пантеоном спасающих его бодхисатв). Христианский гностицизм играет с амбивалентным образом т. н. спасенного спасителя (ср. Beyschlag К. Herkunft imd Eigenart der Papiasfragmente. — «Studia patristica», 1961, Bd 4, S. 268-80); тенденции, клонящиеся к присвоению самому аскету роли спасителя, выступают в христианстве и позднее (напр., ересь т. н. «равных Христу» в палестинском монашестве V в.). Кризис христианской традиции в новоевропейской культуре стимулирует рецепции буддийско-гностической идеи С. — преодоление воли в этике Шопенгауэра, рецепты «самоспасения» в теософии и антропософии и т. п.

Наиболее радикальной противоположностью теистической идеи С. в новоевропейскую эпоху выступает социальная и техническая утопия, ставящая на место подаренного Богом трансцендентного сущего посюстороннее будущее, создаваемое самими людьми, которые планируют при этом и собственную сущность. Утопический социализм (напр., в анфантеновском варианте) и тем более буржуазная утопия нередко перенимают внешние черты религиозного сальвационизма. В особенности это относится к крайне реакционным утопиям фашизма, в центре которых стоит образ «вождя», окруженный псевдомистическим ореолом носителя эсхатологического С. (ср. GuardiniR. Der Heilbringer in Mythos, Offenbarimg und Politik. Stuuiig., 1946).

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

Библейский Словарь к русской канонической Библии

спасение

спас’ение — избавление от суда и вечного наказания. Слово это иногда употребляется и в мирском, временном значении, как избавление от зла и бед (Суд.10:1 ; 1Цар.11:13 ; Евр.11:7), но в более важном — духовном смысле оно обозначает прощение греха и введение верующего в Царство Божие (Лук.1:77). Грех есть наибольшее зло, от которого происходят и все наши временные несчастья; он же является причиной вечной погибели, поэтому спасение от греха и его последствий есть высшее благо для человека. Через весь Ветхий Завет проходит надежда на грядущее спасение (Пс.13:7 ; Пс.84:8,10; Пс.118:81 ; Ис.46:13 ; Ис.56:1), которое и было даровано Богом во Христе Иисусе, когда пришла полнота времени (Мар.1:15 ; Иоан.3:16 ; Гал.4:4). Никаким иным путем, но только во Христе верующая душа получает спасение и входит в вечное Царство Божие. (см. грех, искупление)

Библия: Тематический словарь

спасение

А. Темы в Библии

СПАСИТЕЛЬ ВСЕГО МИРА как тема Евангелия от Луки:

Лк 19:9

Б. Определение спасения

1. Спасение как исцеление:

Мк 10:52

2. Спасение как избавление от физической опасности:

Дан 6:27; Мф 8:25; Лк 23:39; Деян 27:20,31; Евр 5:7

3. Спасение как избавление от личных врагов:

Пс 17:4–7; Пс 58:2

4. Спасение как освобождение от политического гнета

спасение из Египта:

Исх 14:13; Пс 105:8-11

спасение от врагов в Ханаане:

Суд 3:9,31; Суд 8:22; 4Цар 14:27

5. Спасение как освобождение от греха

а. В Ветхом Завете

просьбы о спасении от греха:

Пс 38:9; Пс 50:16

обетование о спасении через Мессию:

Иер 23:5,6; Иез 37:23-25

б. В Новом Завете

прошлое: спасены:

Еф 2:5,8

настоящее: спасаемые:

Деян 2:47; 1Кор 1:18; 2Кор 2:15

будущее: спасемся:

Рим 5:9,10

В. Бог — источник спасения

1. Бог Израиля в Ветхом Завете

а. Он назывался "Спаситель":

1Пар 16:35; Пс 24:5; Ис 43:11; Ис 45:15,21; Мих 7:7

б. Он — спасение Израиля:

Исх 15:1,2; Пс 26:1; Ис 12:2; Иона 2:9

в. Он дал обетование о спасении всего мира:

Пс 66:3; Ис 49:6; Ис 52:10

2. Христос — Спаситель

спасение только в Его имени:

Деян 4:12; Деян 10:43; Рим 10:13

назван Спасителем:

Лк 2:11; Еф 5:23; Тит 1:4

спасает от греха:

Мф 1:21; Деян 5:31; Тит 2:13,14

спасает заблудших:

Лк 15:3-10; Лк 19:10

спасает мир:

Ин 3:16,17; Ин 12:47; 1Ин 4:14

Г. Процесс спасения

1. Спасение требовало участия Христа

пришествия на эту землю:

2Кор 8:9; Флп 2:6-8

смерти на кресте:

Ин 3:14,15; 1Кор 1:18; 1Кор 15:2,3

пролития Его Крови:

1Пет 1:18,19; Откр 5:9

воскресения из мертвых:

Рим 10:9; 1Пет 1:3-5

вознесения на небеса:

Деян 5:31

2. Спасение — Дар Божий

дар любви:

Рим 5:8,9; Тит 3:5; 1Ин 4:9,10

дар благодати:

Еф 2:5,8; Тит 2:11

дар милосердия:

Тит 3:4,5; 1Пет 1:3

3. Условия спасения

чтение Священного Писания:

2Тим 3:15

вера в Иисуса Христа:

Ин 3:16; Деян 16:30,31; Еф 2:8

раскаяние в наших грехах:

Ис 30:15; Деян 2:37,38; Деян 3:19; 2Кор 7:10

принятие спасения как свободного дара:

Ис 55:1; Откр 21:6

понимание того, что мы не заслуживаем спасения:

Еф 2:8,9; 2Тим 1:9; Тит 3:5

полная самоотдача в ответ на спасение:

Мф 13:44–46; Лк 14:33; Флп 3:7,8

Д. Наше отношение к спасению Божию

жаждем его:

Пс 118:81,174

ждем его:

Плач 3:26

надеемся на него:

1Фес 5:8,9

молимся за него:

Пс 53:3; Пс 84:8; Иер 31:7

осознаем, что время пришло:

2Кор 6:2

должны знать его цену:

Лк 14:25–33

облечены в него:

2Кор 6:17; Ис 61:10

радуемся ему:

Пс 9:15; Ис 25:9

веселимся о нем:

Пс 34:9

любим его:

Пс 39:17

должны возвещать его:

Пс 66:3

должны благовествовать о нем:

1Пар 16:23; Пс 95:2

возрастаем в нем:

1Пет 2:2

совершаем его:

Флп 2:12

Е. Символы спасения

рог спасения:

2Цар 22:3; Пс 17:3

крепость спасения:

Пс 27:8

чаша спасения:

Пс 115:4

источники спасения:

Ис 12:3

стены и вал спасения:

Ис 26:1

изобилие спасения:

Ис 33:6

шлем спасения:

Ис 59:17; Еф 6:17

ризы спасения:

Ис 61:10

горящий светильник спасения:

Ис 62:1

благовествование спасения:

Еф 1:13

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

спасение

 Спасение

 ♦ Salut

   Факт сохранения жизни: «Он спасся бегством». Однако в философском смысле слово «спасение» имеет абсолютный смысл и обозначает нечто большее, чем просто сохранение жизни – явления самого по себе временного. Подлинное спасение всегда должно быть полным и окончательным. Это существование, свободное от страданий и смерти, это вечная и совершенная жизнь. Следовательно, это – миф, отражающий понятие, заимствованное из религиозного словаря. Либо следует признать, что вечность есть не что иное, как настоящее, а совершенство – не что иное, как реальность. Вот почему я несколько раз высказывался в том смысле, что мы уже спасены. Не потому, что нам больше не грозит гибель, а потому, что спасение и гибель суть одно и то же. Именно это я и называю трагедией и той единственной мудростью, которая никогда не лжет. Вечность имеет место сейчас; спасение – не иная жизнь, а истина здешней жизни. Мы уже пребываем в Царствии Небесном. Поэтому тщетно ожидать его наступления и даже надеяться на это. В этом духе учит Нагарджуна: «Пока ты различаешь нирвану и сансару, ты остаешься в сансаре». Пока ты делаешь различие между своей жизнью – такой, какая она есть, – и спасением, ты остаешься в рамках этой жизни. В этом духе учит Праджнянпад: «Истина не наступает; она здесь и сейчас». Это не религия, но мудрость. Не обещание, но дар. Не надежда, но опыт. «Блаженство вечно, – пишет Спиноза, – и говорить о начале блаженства можно только условно» («Этика», часть V, теорема 33, схолия). Спасение и есть эта условность, или эта вечность.

Вестминстерский словарь теологических терминов

спасение

 ♦ (ENG salvation)

 (лат. salvatio от salvare - спасать)

   деятельность Бога, заключающаяся в приведении людей в правильное отношение с Богом и друг с другом через Иисуса Христа, к-рый их спасает от последствий греха и дарует вечную жизнь. Библейские образы спасения очень различны.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово спасение может быть

Предложения со словом спасение

  • И если нас инстинктивно обескураживает идея, что младенец может оказаться в аду, вообще ничего дурного не сделав, в действительности не менее обескураживающей оказывается и идея, что и в раю тоже можно очутиться просто так, без всякой подготовки, без личного усилия с нашей стороны, то есть в точности так, как наш умственно отсталый, чье спасение казалось столь гарантированным моему собрату.
  • Упомянув об ясно выраженном в его приезде в Оптину желании приблизиться к Церкви и насилии его злых гениев, увезших его из тех мест, куда влекло его сердце, я выразил упование, что “между душой старца и его Богом, в последние часы догорающей жизни, неведомо ни для кого произошла великая тайна, – что Бог, сторожащий душу человеческую и до последняго мгновения борющийся за ея спасение, призвал к Себе эту скорбную, мятущуюся душу, что радостно прильнула она к ногам Христовым и в том обрела себе покой и спасение”.
  • Как в начале нисшедши на апостолов, Он водил их по лицу вселенной, давал им слово и слову сему возбудительную к вере силу, затем уверовавших облекал во Христа, освящал и укреплял во всяком добре, и из сонма их устроил Святую Церковь, так и доселе действует Он в сей Церкви и устрояет спасение всех.
  • Как от Адама, естественной главы всего человечества, грех распространился на все человечество – посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили – так и Христос, новая духовная глава всего человечества, Своим искупительным подвигом дарует спасение также всему человечеству.