спасение, спасения, мн. нет, ср.
1. Действие по гл. спасти. Спасение утопающих. Спасение имущества от огня. Спасение души (см. спасти во 2 знач.; рел.).
2. Избавление от опасности; способ спастись, найти избавление от опасности. «Убийца хладнокровно навел удар. Спасенья нет.» Лермонтов. «Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности.» Белинский.
СПАСЕНИЕ, я, ср.
1. см. спасти, сь.
2. Избавление от опасности, несчастья. С. пришло неожиданно. Ложь во с. (оправданная необходимостью, с благой целью; книжн.).
• Спасенья нет от кого-чего (разг. неодобр.) о том, кого (чего) очень много; некуда деваться от кого-чегон. Спасенья нет от курильщиков, от табачного дыму.
Syn: избавление
Спасения нет - невозможно преодолеть или терпеть что-либо
гибель
смерть
(греч. лат. salus) — в религиозном мировоззрении предельно желательное состояние человека, характеризующееся избавлением от зла — как морального («порабощеиности греху»), так и физического (смерти и страдания), полным преодолением отчуждения и несвободы. С. выступает как конечная цель религиозных усилий человека и высшее дарение со стороны Бога.
☼ Противопоставленность грехопадения (понимаемого либо как вина перед личным Богом, либо как неразумное вхождение личной или мировой души в круговорот материального бытия) и С, в котором это грехопадение снимается, определяет внутренний строй теизма (иудаизма и особенно христианства, в гораздо меньшей степени ислама), а также восточных вероучений типа зороастризма, манихейства, буддизма и т. п. Все эти религии (к которым принадлежит и гностицизм) иногда называют «религиями С.» (нем. Erlosungsreligionen) в отличие от язычества, где идея С. присутствует лишь в зачаточном виде. Начиная с первобытных времен человек постоянно обращается к своим духам, демонам, богам и героям с просьбой о помощи в какой-либо конкретной ситуации — об избавлении от нужды или болезни, об удаче на охоте или на войне и т. п. Это свойство иногда быть «спасителем» не является обязательным и необходимым для языческого бога, но оно практически важно для молящегося, для культовой практики именования бога: из всей суммы амбивалентных возможностей божества необходимо выделить, назвать по имени, магически заклясть и тем побудить к действию как раз те, которые сулят молящемуся перспективу С. Ряд божеств греческого Олимпа — Зевс, Афина, Деметра, Дионис, Асклепий, Диоскуры и др. — носил имя «Спасителей». Это конкретно-ситуативное С. могло получать в развитом греко-римском язычестве высокий нравственный смысл (С. отечества, «С. римского народа» и т. п.). Но языческое С. всегда остается частным, не окончательным: вечный равномерный ритм добра и зла в языческом космосе делает всякое безусловное С. сомнительным.
Нечто иное наблюдается в религиозном мире древнего Ближнего Востока, в частности Египта (ноты безусловного доверия к благу, исходящему от божества, в древнеегипетских гимнах). При этом египетская религия с ее обычным интересом к вопросам загробной жизни связывает испрашиваемое у богов С. с вечностью. Следующий шаг к абсолютизации С. сравнительно с другими ближневосточными религиями был сделан ветхозаветным иудаизмом. Эмоциональным фоном библейского учения о С. является абсолютизация бедствий, из которых Яхве должен «спасти» человека или «избранный народ». Речь идет уже не о частной катастрофе в неизменяемом ритме бытия — вся жизнь человека среди людей и народа среди народов есть непрекращающаяся катастрофа. Адепт библейской веры не просто обращается к Богу, но «взывает», «вопиет» к Нему «из глубины» (Пс. 129:1) — из провалов своего бедственного бытия или из бездны своей потрясенной души; преобладающая интонация кн. Псалмов и пророческих книг есть интонация вопля. Уже физический космос Ветхого Завета, в отличие от античного космоса, пугающе-непостижим в своей иррегулярной динамике: земля «колеблется», воды «шумят, вздымаются» (Пс. 45:3-4), горы «как воск тают» (Пс. 96:5) и «прыгали, как овны» (Пс. 113:4), исполинские чудища поражают своей несоизмеримостью с человеческой мерой; еще больше затерян человек перед лицом человеческого мира, силами социального отчуждения (Пс. 12:2). Но все это служит лишь фоном для оптимистического ветхозаветного учения о С: в критический момент обращенный к Яхве «из глубины» вопль оказывается услышан, и предельно бедственное состояние, казалось бы не оставлявшее никакой надежды на С, перекрывается грандиозностью непостижимого и окончательного С. (Пс. 21, кн. Эсфирь и др.). Характерно, что этот поворот часто рисуется как парадоксальный (финал кн. Иова). Содержание идеи С. в Ветхом Завете конкретно и вещественно - освобождение от рабства и возвращение из плена, здоровье и многодетность, изобилие и удача; но одновременно с этим выступают и нравственные аспекты С: «мир» и «справедливость» (напр., в кн. пророка Исайи начиная с 40-й гл.). С. целостно и объемлет все бытие человека; в силу этого оно начинает к талмудической эпохе требовать веры в загробную жизнь и воскресение, в «будущий мир», где оно завершится. Это телесно-духовное и посюстороние-потустороииее С. является свободным дарением Бога, имеющим для Него существенный характер. Яхве — это не просто бог, который иногда может сообщить кому-либо С, но Сам по Своей сущности есть «С.» для Своих людей (срв. Пс. 27:1-2).
Удерживая ветхозаветное понимание С, христианство спири-туализирует его, хотя и здесь С. мыслится как духовно-телесное, поскольку оно включает в себя воскресение и просветление тела. С. — это не просто С. от погибели, от смерти и греха, но и С. для «обновления жизни», «жизни во Христе», для свободы (от закона и от греха); С. — это «оправдание», «святость», «мудрость», это вера, надежда, любовь и многообразные «духовные дары» (срв. Рим. 6:8; Кол. 3:12-14; Еф. 2:4-8). С. должно завершиться в эсхатологической перспективе загробного суда и загробной жизни; «жизнь во Христе» требует для своего абсолютного завершения «вечной жизни». Вопрос о том, как соотносятся в деле С. милость Бога и усилие человека, вызвал в христианской теологии многовековые споры о предопределении, благодати и свободе воли.
В корне отличное понимание С. развивается в буддизме, манихействе, гностицизме. И здесь С. понимается не ситуативно, а абсолю-тизированно, но при этом из идеи С. элиминируется все телесное и позитивное; С. есть освобождение от мира и от жизни в целом, преодоление желаний и привязанностей, «угасание» («мокша», «нирвана»). Такое С. может быть уделом отрешенного духа, но не тела, воспринимаемого как помеха к С. (см. «Дхаммапада», ст. 202; рус. перев. М., 1960, с. 93). Для этого типа учений о С. характерно представление, согласно которому человек путем самоуглубления и отрешения сам «спасает» себя, а не получает свое С. из рук божественного спасителя (буддизм хинаяны требует от каждого быть для себя «светильником», тогда как буддизм махаяны окружает верующего пантеоном спасающих его бодхисатв). Христианский гностицизм играет с амбивалентным образом т. н. спасенного спасителя (ср. Beyschlag К. Herkunft imd Eigenart der Papiasfragmente. — «Studia patristica», 1961, Bd 4, S. 268-80); тенденции, клонящиеся к присвоению самому аскету роли спасителя, выступают в христианстве и позднее (напр., ересь т. н. «равных Христу» в палестинском монашестве V в.). Кризис христианской традиции в новоевропейской культуре стимулирует рецепции буддийско-гностической идеи С. — преодоление воли в этике Шопенгауэра, рецепты «самоспасения» в теософии и антропософии и т. п.
Наиболее радикальной противоположностью теистической идеи С. в новоевропейскую эпоху выступает социальная и техническая утопия, ставящая на место подаренного Богом трансцендентного сущего посюстороннее будущее, создаваемое самими людьми, которые планируют при этом и собственную сущность. Утопический социализм (напр., в анфантеновском варианте) и тем более буржуазная утопия нередко перенимают внешние черты религиозного сальвационизма. В особенности это относится к крайне реакционным утопиям фашизма, в центре которых стоит образ «вождя», окруженный псевдомистическим ореолом носителя эсхатологического С. (ср. GuardiniR. Der Heilbringer in Mythos, Offenbarimg und Politik. Stuuiig., 1946).
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь
спас’ение — избавление от суда и вечного наказания. Слово это иногда употребляется и в мирском, временном значении, как избавление от зла и бед (Суд.10:1 ; 1Цар.11:13 ; Евр.11:7), но в более важном — духовном смысле оно обозначает прощение греха и введение верующего в Царство Божие (Лук.1:77). Грех есть наибольшее зло, от которого происходят и все наши временные несчастья; он же является причиной вечной погибели, поэтому спасение от греха и его последствий есть высшее благо для человека. Через весь Ветхий Завет проходит надежда на грядущее спасение (Пс.13:7 ; Пс.84:8,10; Пс.118:81 ; Ис.46:13 ; Ис.56:1), которое и было даровано Богом во Христе Иисусе, когда пришла полнота времени (Мар.1:15 ; Иоан.3:16 ; Гал.4:4). Никаким иным путем, но только во Христе верующая душа получает спасение и входит в вечное Царство Божие. (см. грех, искупление)
А. Темы в Библии
СПАСИТЕЛЬ ВСЕГО МИРА как тема Евангелия от Луки:
Лк 19:9
Б. Определение спасения
1. Спасение как исцеление:
Мк 10:52
2. Спасение как избавление от физической опасности:
Дан 6:27; Мф 8:25; Лк 23:39; Деян 27:20,31; Евр 5:7
3. Спасение как избавление от личных врагов:
Пс 17:4–7; Пс 58:2
4. Спасение как освобождение от политического гнета
♦ спасение из Египта:
Исх 14:13; Пс 105:8-11
♦ спасение от врагов в Ханаане:
Суд 3:9,31; Суд 8:22; 4Цар 14:27
5. Спасение как освобождение от греха
а. В Ветхом Завете
♦ просьбы о спасении от греха:
Пс 38:9; Пс 50:16
♦ обетование о спасении через Мессию:
Иер 23:5,6; Иез 37:23-25
б. В Новом Завете
♦ прошлое: спасены:
Еф 2:5,8
♦ настоящее: спасаемые:
Деян 2:47; 1Кор 1:18; 2Кор 2:15
♦ будущее: спасемся:
Рим 5:9,10
В. Бог — источник спасения
1. Бог Израиля в Ветхом Завете
а. Он назывался "Спаситель":
1Пар 16:35; Пс 24:5; Ис 43:11; Ис 45:15,21; Мих 7:7
б. Он — спасение Израиля:
Исх 15:1,2; Пс 26:1; Ис 12:2; Иона 2:9
в. Он дал обетование о спасении всего мира:
Пс 66:3; Ис 49:6; Ис 52:10
2. Христос — Спаситель
♦ спасение только в Его имени:
Деян 4:12; Деян 10:43; Рим 10:13
♦ назван Спасителем:
Лк 2:11; Еф 5:23; Тит 1:4
♦ спасает от греха:
Мф 1:21; Деян 5:31; Тит 2:13,14
♦ спасает заблудших:
Лк 15:3-10; Лк 19:10
♦ спасает мир:
Ин 3:16,17; Ин 12:47; 1Ин 4:14
Г. Процесс спасения
1. Спасение требовало участия Христа
♦ пришествия на эту землю:
2Кор 8:9; Флп 2:6-8
♦ смерти на кресте:
Ин 3:14,15; 1Кор 1:18; 1Кор 15:2,3
♦ пролития Его Крови:
1Пет 1:18,19; Откр 5:9
♦ воскресения из мертвых:
Рим 10:9; 1Пет 1:3-5
♦ вознесения на небеса:
Деян 5:31
2. Спасение — Дар Божий
♦ дар любви:
Рим 5:8,9; Тит 3:5; 1Ин 4:9,10
♦ дар благодати:
Еф 2:5,8; Тит 2:11
♦ дар милосердия:
Тит 3:4,5; 1Пет 1:3
3. Условия спасения
♦ чтение Священного Писания:
2Тим 3:15
♦ вера в Иисуса Христа:
Ин 3:16; Деян 16:30,31; Еф 2:8
♦ раскаяние в наших грехах:
Ис 30:15; Деян 2:37,38; Деян 3:19; 2Кор 7:10
♦ принятие спасения как свободного дара:
Ис 55:1; Откр 21:6
♦ понимание того, что мы не заслуживаем спасения:
Еф 2:8,9; 2Тим 1:9; Тит 3:5
♦ полная самоотдача в ответ на спасение:
Мф 13:44–46; Лк 14:33; Флп 3:7,8
Д. Наше отношение к спасению Божию
♦ жаждем его:
Пс 118:81,174
♦ ждем его:
Плач 3:26
♦ надеемся на него:
1Фес 5:8,9
♦ молимся за него:
Пс 53:3; Пс 84:8; Иер 31:7
♦ осознаем, что время пришло:
2Кор 6:2
♦ должны знать его цену:
Лк 14:25–33
♦ облечены в него:
2Кор 6:17; Ис 61:10
♦ радуемся ему:
Пс 9:15; Ис 25:9
♦ веселимся о нем:
Пс 34:9
♦ любим его:
Пс 39:17
♦ должны возвещать его:
Пс 66:3
♦ должны благовествовать о нем:
1Пар 16:23; Пс 95:2
♦ возрастаем в нем:
1Пет 2:2
♦ совершаем его:
Флп 2:12
Е. Символы спасения
♦ рог спасения:
2Цар 22:3; Пс 17:3
♦ крепость спасения:
Пс 27:8
♦ чаша спасения:
Пс 115:4
♦ источники спасения:
Ис 12:3
♦ стены и вал спасения:
Ис 26:1
♦ изобилие спасения:
Ис 33:6
♦ шлем спасения:
Ис 59:17; Еф 6:17
♦ ризы спасения:
Ис 61:10
♦ горящий светильник спасения:
Ис 62:1
♦ благовествование спасения:
Еф 1:13
Спасение
♦ Salut
Факт сохранения жизни: «Он спасся бегством». Однако в философском смысле слово «спасение» имеет абсолютный смысл и обозначает нечто большее, чем просто сохранение жизни – явления самого по себе временного. Подлинное спасение всегда должно быть полным и окончательным. Это существование, свободное от страданий и смерти, это вечная и совершенная жизнь. Следовательно, это – миф, отражающий понятие, заимствованное из религиозного словаря. Либо следует признать, что вечность есть не что иное, как настоящее, а совершенство – не что иное, как реальность. Вот почему я несколько раз высказывался в том смысле, что мы уже спасены. Не потому, что нам больше не грозит гибель, а потому, что спасение и гибель суть одно и то же. Именно это я и называю трагедией и той единственной мудростью, которая никогда не лжет. Вечность имеет место сейчас; спасение – не иная жизнь, а истина здешней жизни. Мы уже пребываем в Царствии Небесном. Поэтому тщетно ожидать его наступления и даже надеяться на это. В этом духе учит Нагарджуна: «Пока ты различаешь нирвану и сансару, ты остаешься в сансаре». Пока ты делаешь различие между своей жизнью – такой, какая она есть, – и спасением, ты остаешься в рамках этой жизни. В этом духе учит Праджнянпад: «Истина не наступает; она здесь и сейчас». Это не религия, но мудрость. Не обещание, но дар. Не надежда, но опыт. «Блаженство вечно, – пишет Спиноза, – и говорить о начале блаженства можно только условно» («Этика», часть V, теорема 33, схолия). Спасение и есть эта условность, или эта вечность.
♦ (ENG salvation)
(лат. salvatio от salvare - спасать)
деятельность Бога, заключающаяся в приведении людей в правильное отношение с Богом и друг с другом через Иисуса Христа, к-рый их спасает от последствий греха и дарует вечную жизнь. Библейские образы спасения очень различны.