стихира, стихиры, жен. (греч. sticheron) (церк.). Церковное песнопение на библейские мотивы. «Пойте стройную стихиру.» А.Блок.
ж.
Церковное песнопение на библейские сюжеты.
(στιχηρά — многостишие) — так называется песнопение, состоящее из многих стихов, написанных одним размером и большею частью предваряемых стихами из Свящ. Писания. Название это перенесено с ветхозаветных поэтических писаний (книга Иова, псалмы Давидовы, книга Притчей, Екклезиаст, Песнь Песней), которые у древних отцов церкви называются стихирами и по образцу и для замены которых стали составляться христианские С. Первым составителем С. называют константинопольского патриарха Анатолия, жившего в V в., — первым в том смысле, что более ранние христианские С. нам не известны. По различию стихов Свящ. Писания, предваряющих С., и эти последние различаются на три вида: 1) С. "на Господи воззвах"; они поются на вечерне после 140 псалма (Господи воззвах); 2) С. "стиховны" или "на стиховне", имеющие пред собою стихи из разных псалмов и вообще из книг Свящ. Писания соответственно воспоминанию дня и тому, к какому лику принадлежит святой. Эти С. поются в конце вечерни и в конце утрени, когда нет великого праздника. 3) С. "на хвалитех" — те, которые имеют перед собою стихи из так назыв. хвалитных псалмов (148, 149 и 150), в которых часто встречается слово: "хвалите". Поются в конце утрени. Церковным уставом положено петь С. по стихам, или канонархат, что и доныне совершается в монастырях. См. К. Никольский, "Обозрение богослужебных книг православной российской церкви по отношению их к церковному уставу" (СПб., 1858); П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); Еп. Нестеровский, "Литургика или наука о богослужении православной церкви" (Курск, 1895).
(греч. «многостишие»)
краткое церковное песнопение, поется со стихами псалмов. Первую половину псаломского стиха возглашает канонарх, вторую допевает хор, после чего поется стихира. В некоторых монастырях текст стихиры также построчно возглашается канонархом. Различаются стихиры: на «Господи, воззвах» (поются на вечерне со стихами псалмов 140, 141, 129, 116); на стиховне (т.е. на стихи разных псалмов, поются в конце вечерни и в конце вседневной утрени); на «хвалитех» (поются на утрене перед великим славословием со стихами псалмов 148, 149 и 150). Стихиры посвящены воспоминаниям дня, и их число зависит от праздничности богослужения. Кроме того, существуют: евангельская стихира, которая поется в воскресные дни после стихир на «хвалитех» и соотносится с евангельским текстом, читаемым на утрене; литийные стихиры и стихиры отпевания, которые поются без стихов псалмов. По Уставу псалмы полагается читать полностью перед пением стихир, однако в настоящее время тексты псалмов не читаются, за исключением тех стихов, на которые поются стихиры. Мелодия стихир подчинена гласам.
краткое песнопение, которому на службе предшествует стих из псалма. Первая половина последнего возглашается канонархом, а вторую допевает хор. После этого поется стихира соответствующего гласа. Стихиры бывают на «Господи, воззвах», на «стиховне», на «хвалите», на литии, по Евангелии и на утрене. Стихиры на «Господи воззвах» и на «стиховне» поются на великой вечерне. Стихиры на литии поют по великим праздникам, когда бывает чин освящения хлебов. Стихиры по Евангелии и хвалитыне стихиры поют на праздничной утрене. В будни вместо хвалитных стихир положено петь стихиры утренние. Помимо перечисленных выше, существуют стихиры заупокойные, которые поют во время отпевания усопшего. Перед ними канонаршить не полагается. Напевы, на которые поются стихиры, подчинены гласам.
вид тропаря - краткое песнопение, поется на стих псалма. Первая половина стиха возглашается канонархом, вторая поется хором, после чего поется стихира. В некоторых монастырях текст стихиры также построчно возглашается канонархом. Различаются стихиры: на "Господи воззвах" - на псалмы 140, 141, 129, 116, поются на вечерне после кафизмы: на стиховны, т.е. на стихи разных псалмов, поются в конце вечерни и в конце вседневной утрени; на хвалитех - на псалмы 148, 149 и 150, поются на утрене перед Великим славословием. Число стихир зависит от праздничности богослужения. Стихиры псалмов посвящены воспоминаниям дня. Кроме того, существуют: евангельские стихиры, которые поются в воскресные дни после стихир на хвалитех, посвящены Евангелию, читаемому на утрене; литийные стихиры (см. лития) и стихиры отпевания, которые поются без стихов псалмов. По уставу псалмы полагается читать перед пением стихир, однако в настоящее время тексты псалмов не читаются, за исключением тех стихов, на которые поются стихиры. Мелодия стихир подчинена гласом.
(греч. - многостишие) - богослужебное песнопение, состоящее из многих стихов и прославляющее Спасителя, Богородицу, святого или празднуемое событие.