1.
страх1, страха (страху), муж.
1. только ед. Состояние крайней тревоги и беспокойства от испуга, от грозящей или ожидаемой опасности, боязнь, ужас. Чувство страха. Панический страх. В смертельном страхе. Страх перед неизвестностью. Страх смерти. Дрожать от страха. Натерпеться страху. «Она мертва со страху.» Грибоедов. «Страх обнял души насильников.» М.Горький. «Задавши страху дерзновенным, пошел я храбро.» Некрасов. «Со страхом очи отвратила.» Пушкин. «...Ленин... Горный орел, не знающий страха в борьбе и смело ведущий вперед партию по неизведанным путям русского революционного движения.» Сталин.
• В страхе (Держать, воспитывать, жить) - в повиновении, в полной покорности. «Всю жизнь в страхе жила.» М.Горький. Держать всю семью в страхе. Воспитывать в страхе божием. Под страхом чего - Под угрозой. Под страхом смерти. Под страхом наказания. Рыцарь без страха и упрека - см. рыцарь. Страха ради (книж.) - вследствие боязни, чувства страха перед кем-нибудь. Страха ради иудейска (книж. устар.) - из-за страха перед властями, перед сильным. «- Я (князю) просвирку принес! Но не страха ради иудейска принес, а потому, что в этом приношении любви действо проявляется.» Салтыков-Щедрин. У страха глаза велики - погов., употр. в знач.: боязливому, трусливому везде представляются опасности.
2.
страх2, нареч. (разг. фам.). Очень, чрезвычайно, сильно. «Я страх люблю таких молодых людей.» Гоголь. «И весело мне страх выслушивать о фрунте, о рядах.» Грибоедов. «А дело-то на свадьбу страх похоже.» Пушкин. «И не понравилась теперь она мне, ну, просто, страх как!» М.Горький.
отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности. Как философское понятие введено С. Кьеркегором, различившим эмпирический страх-боязнь перед конкретной опасностью и безотчетный метафизический страх-тоску, специфический для человека.
СТРАХ, а (у), м.
1. Очень сильный испуг, сильная боязнь. Задрожать от страха (со страху). Навести с. на когон. Нагнать страху (напугать; разг.). Держать когон. в страхе (в полном повиновении и постоянной боязни). Под страхом чегон. (под угрозой). На с. врагам (чтобы боялись враги). У страха глаза велики (посл. о том, кто, раз испугавшись, всего боится, преувеличивает опасность). С. за детей (тревога). Навязчивый с. (психическое заболевание; спец.).
2. мн. События, предметы, вызывающие чувство боязни, ужаса (разг.). Рассказать о всяких страхах. Насмотреться страхов.
3. страх, в знач. сказ. и нареч. Очень, в высшей степени, очень много, ужас (в 5 знач.) (прост.). Грибов в лесу с.! (с. сколько!). Устали с.! С. люблю купаться!
• Страх как (какой) (прост.) то же, что страх (в 3 знач.). Страх как испугался! Страх какой сердитый. Страх какой дождик.
На свой страх или на свой страх и риск (действовать, поступать) полностью на свою ответственность.
Не за страх, а за совесть (работать, делать чтон.) (разг.) вполне добросовестно, на совесть.
Syn: опасение, боязнь, ужас, трепет, жуть, испуг, паника
Ant: бесстрашие, отвага
В страхе (божием) (держать, воспитывать и т. п.) - в повиновении, в полной покорности.
На свой страх (и риск), за свой страх (и риск) - на свою ответственность
Под страхом - под угрозой чего
Со страхом и трепетом - испытывая уважение и страх
Страха ради иудейска - из страха перед властями, перед сильными
У страха глаза велики - трусу везде страшно, повсюду видится опасность
В страхе (держать, воспитывать, жить) - в повиновении, в полной покорности.
► Всю жизнь в страхе жила. Максим Горький.
► Держать всю семью в страхе. Воспитывать в страхе божием.
Под страхом чего - под угрозой.
► Под страхом смерти.
► Под страхом наказания.
Рыцарь без страха и упрека (книжн.) - перен. человек безупречного мужества и безупречных нравственных достоинств [перевод фр. - chevalier sans peur et reproche].
Страха ради иудейска (книжн. устар.) - из- за страха перед властями, перед сильным.
► -Я (князю) просвирку принес! Но не страха ради иудейска принес, а потому, что в этом приношении любви действо проявляется. Салтыков-Щедрин.
У страха глаза велики - поговорка, употребляется в знач.: боязливому, трусливому везде представляются опасности.
бесстрашие
♦ чувство боязни в опасной ситуации; благоговение
А. Страх как испуг
1. Почему/когда люди испытывали чувство страха
♦ при возможности видеть Бога:
Исх 3:6
♦ при виде ангелов:
Мф 28:4; Лк 2:8,9
♦ перед неизвестным:
Лк 9:34,45
♦ перед наказанием за грех:
Быт 3:8-10; Быт 18:15; Деян 24:25
♦ перед опасностью:
Деян 27:17,29
♦ перед возможностью:
♦ быть убитым:
Быт 26:7; 3Цар 19:3
♦ потерять жизнь:
Иона 1:5; Мф 14:30
♦ потерять любимого человека:
Быт 31:31; Быт 42:4
♦ принести плохие вести:
1Цар 3:15; 2Цар 12:18
♦ перед врагом:
1Цар 28:5; Ин 20:19
♦ перед человеком, имеющим власть:
Неем 2:2
♦ перед тем, что может сделать другой человек:
1Цар 18:12,15
♦ перед тем, что могут сказать другие люди:
Гал 2:12
♦ перед будущим:
Быт 21:17
2. Заповедь не бояться дана
♦ Богом:
Быт 21:17; Быт 26:24; Деян 18:9
♦ Моисеем:
Исх 14:13; Исх 20:20
♦ Иисусом Навином:
Нав 10:25
♦ Самуилом:
1Цар 12:20
♦ Илией:
3Цар 17:13
♦ Давидом:
1Пар 22:13
♦ пророком Иезекиилем:
2Пар 20:15,17
♦ Езекией:
2Пар 32:7
♦ Исаией:
Ис 44:2,8
♦ Иеремией:
Иер 42:11
♦ Иисусом:
Мф 14:27; Мк 5:36; Лк 12:4,7,32; Ин 6:20
♦ ангелом:
Лк 1:13,30; Лк 2:10; Деян 27:23,24
3. Как победить страх
♦ верой в Бога:
Пс 55:5,12
♦ верой в Иисуса:
Мк 5:36
♦ знанием того, что Бог с нами:
Быт 26:24; Втор 31:6,8; Пс 22:4; Ис 43:5
♦ знанием того, что Иисус с нами:
Ин 6:20; Деян 18:9,10
♦ знанием того, что Бог — наш Спаситель:
Пс 26:1,3
♦ знанием того, что Бог- наше Прибежище:
Пс 45:2,3; Пс 90:1–6; Евр 13:6
♦ знанием того, что Бог будет сражаться за нас:
Втор 3:22; Втор 20:3,4; 2Пар 20:15-17
♦ повиновением Господу:
1Цар 12:20,21; 1Пар 22:12,13
4. Мужество побеждает страх, см. мужество
Б. Страх как благоговение перед Богом
1. Заповедь бояться Господа:
Втор 6:13; Нав 24:14; 2Пар 19:7; Пс 32:8; Притч 3:7; Еккл 12:13
2. Примеры богобоязненных людей
♦ Ной:
Евр 11:7
♦ Авраам:
Быт 22:12
♦ Иосиф:
Быт 42:18
♦ Иов:
Иов 1:1
♦ Давид:
Пс 5:8
♦ Езекия:
Иер 26:19
♦ Неемия:
Неем 5:15
♦ ранняя церковь:
Деян 9:31
3. Причины страха перед Господом
♦ Его страшное могущество:
Исх 20:18-20
♦ Его слава:
Лк 2:9
♦ Его святость:
Откр 15:4
♦ Его величие:
Пс 95:4–6; 1Цар 12:24
♦ Его прощение:
Пс 129:4
♦ Его верность:
Пс 118:38
4. Необходимость страха перед Господом — это путь:
♦ восхваления Бога:
Пс 21:24
♦ служения Богу:
Пс 2:11
♦ повиновения Богу:
Еккл 12:13
♦ борьбы со злом:
Притч 8:13; Притч 16:6
♦ к мудрости:
Пс 110:10; Притч 1:7
♦ к продлению жизни:
Притч 10:27
♦ Бог любит тех, кто страшится Его:
Пс 102:11,13,17
♦ Бог спасает тех, кто страшится Его:
Пс 84:10
♦ Бог избавляет и спасает боящихся Его:
Пс 59:6,7; Притч 14:26,27
♦ Бог благословляет боящихся Его:
Пс 113:21,22
♦ Бог дает все насущное боящимся Его:
Пс 33:10,11; Пс 110:5
Страх
♦ Angoisse
Смутная и неопределенная боязнь, не имеющая реального или актуального предмета, но от этого только усиливающаяся. В отсутствие реальной опасности, с которой можно бороться или от которой можно убежать, страх принимает особенно зловещие формы, ибо не оставляет возможности дать отпор. Разве можно бороться с ничто? Разве можно убежать от того, чего нет или еще нет? Страх – всеобъемлющее и одновременно беспредметное чувство, действующее на человека как удавка. Тело от страха слабеет, а душа теряется.
Допустим, вам встретилась на дороге злая собака. Она рычит и скалится, и, судя по всему, готова на вас броситься. Вы ее боитесь, но это не страх, а именно боязнь, с которой можно бороться – нужна храбрость или осторожность. Собака на вас все же бросилась. Ваша боязнь резко возрастает и вынуждает вас к активным действиям: вы отбиваетесь или убегаете.
Но если вы боитесь собак даже тогда, когда ни одной собаки в ближайшей округе нет, или тогда, когда ни одна из встретившихся собак не демонстрирует по отношению к вам никакой враждебности, тогда это уже не боязнь, а страх. И перед этим страхом вы безоружны. Разве можно отбиться или убежать от собаки, которой нет? Что можно предпринять против несуществующей или воображаемой опасности? Воздействовать на опасность как на источник страха нельзя, потому что этого источника нет. Самое большее, что тут можно предпринять, – воздействовать на сам страх.
Разумеется, граница между страхом и боязнью очень приблизительна, смутна и размыта. Что это там за тень? Может, собака?.. Или нет? Но ведь так же размыта граница между здоровьем и болезнью, однако мы не сомневаемся, что речь идет о двух разных состояниях.
Психологически страх чаще всего направлен на будущее (Фрейд пишет, что страх «связан с ожиданием»). Вот почему с ним так трудно бороться. Разве можно, находясь здесь и сейчас, предохранить себя от того, что еще не случилось, но, возможно, случится? Будущее нам неподвластно; так же недоступна безмятежность тому, кто живет в вечном ожидании.
В философском понимании страх есть ощущение ничто, по необходимости беспредметное (ничто нет), а следовательно, безграничное. Если мы говорим, что страх беспредметен, это подразумевает, что у страха отсутствует объект. Пожалуй, лучше сказать, что у страха отсутствует действительный объект. «Бороться не с чем», – говорит Кьеркегор, и мы понимаем, что речь идет о страхе, а не о боязни. «Тогда что же это такое? Ничто. Но какое действие производит это ничто? Оно вызывает страх» («Понятие страха», I). Страх – боязнь этого самого Ничто (чем он и отличается от трусости, которая есть боязнь всего), и чем ничтожней Ничто, тем больше страх. Отсюда чисто телесное ощущение пустоты, сопровождающее чувство страха, и это ощущение способно доходить до удушья. Страху не хватает бытия, как человеку порой не хватает воздуха. Ничто пугает, и это-то и есть страх – чувство испуга перед ничто объекта.
Но что же это за ничто? По определению, ничто есть то, чего нет. Однако раз оно способно вызывать страх, значит, у нас должен иметься некоторый опыт столкновения с ничто. Что это за опыт? В каких формах он возможен? Что значит ощущение ничто? В каких реальных проявлениях мы с ним сталкиваемся? На мой взгляд, таких проявлений четыре: пустота, возможность, случайность, смерть. Пустота дана нам в опыте как ощущение головокружения. Когда нет никаких препон и барьеров, тело испытывает дурноту. Головокружение – своего рода физиологический страх (так же, как страх есть психологическое или метафизическое головокружение), но, несмотря на свой физиологизм, он воздействует и на душу. Вспомним Монтеня и Паскаля: «Даже если самый великий в мире философ окажется на слишком широкой доске, под которой разверзнута бездна…» Головокружение вызывает страх, и не зря мы его боимся. В горах, например, головокружение страшнее пропасти.
Опытным проявлением возможности является свобода. Вот почему свобода страшит: она, как говорит Сартр, способна создавать то, чего нет, и разрушать то, что есть. «Страх, – пишет тот же Кьеркегор, – есть реальность свободы как возможность возможного»; он называет страх «головокружением от свободы». Быть свободным значит вырваться из тюрьмы реальной действительности, ибо свобода подразумевает возможность изменять реальность, но одновременно это значит вырваться и из тюрьмы собственного «я», ибо свобода подразумевает возможность выбора. В этой точке свобода, опосредствованная воображением, смыкается с небытием и даже прямо вытекает из небытия: «Реальность человека свободна, – говорит Сартр, – в той точной мере, в какой она предстает своим собственным ничто». Отсюда страх того, кто стремится к свободе («страх есть рефлекторная дрожь свободы перед свободой»), и недобросовестность того, кто от нее отрекается. На самом деле выбор у нас небольшой: или ничто, или ложь.
Случайность – это своего рода реализовавшаяся возможность. Мы называем случайным то, чего могло бы и не быть. В этом смысле случайно бытие любого существа, и именно смутное ощущение этой случайности проявляется страхом, так, словно на внезапно ставшую очевидной хрупкость бытия ложится тень небытия. «В страхе, – подчеркивает Хайдеггер, – проявляется шаткость бытия как такового». Бытие словно бы утрачивает свою обязательность, свою полноту, свое оправдание. Почему вероятность того, что что-то есть, должна быть выше, чем вероятность того, что ничего нет? Ответа на этот вопрос не существует: бытие всякого существа случайно, всякое существо – лишнее, как позже скажет Сартр, всякое бытие абсурдно, как скажет Камю, и появление всякого существа – а почему оно появляется? и зачем? – есть лишь пятно на непроницаемом фоне небытия. Никакого другого бытия быть не может, вернее, мы не способны осмыслить его никак иначе. «В светлой ночи небытия нашего страха, – пишет Хайдеггер, – наконец-то возникает первобытное проявление бытия как такового; это значит, что есть бытие, а не ничто». Но ничто продолжает сквозить, по выражению Валери, отовсюду, во всяком случае, именно такое смутное ощущение внушает нам наш страх.
Наконец, остается смерть. Это, может быть, самое реальное небытие, но вместе с тем наименее поддающееся опыту, ведь опыт по определению есть свойство живого. Так что же, смерть – ничто? Именно так считал Эпикур, и, на мой взгляд, это самая разумная позиция. Тем не менее все мы так или иначе умрем, и это небытие – осознание своей смертности – сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Смерть – постоянно возможное и необходимое небытие. Смерть подобна тени, омрачающей поляну жизни. Но может быть, это всего лишь воображаемая тень? Скорее всего, так и есть, мы ведь живем. Но вместе с тем она реальна, потому что всякая жизнь заканчивается смертью. Это и обрекает нас на страх – или отвлекает от жизни.
Бояться смерти значит бояться Ничто. Но эта, отражающая истину идея не слишком нас успокаивает. Да она и не может нас успокоить, ведь Ничто и есть та самая вещь, которая рождает в нас страх.
Поэтому страх смерти являет собой модель любого страха и, по Лукрецию, служит причиной всех прочих страхов.
Но он же дает нам указание на то, как с ним бороться. Если страх есть ощущение ничто, то противостоять ему можно только с опорой на определенный опыт бытия. Лучше думать о том, что есть, чем воображать себе то, чего нет. Познание и действие стоят больше, чем страх, и служат отличным средством против него.
Значит, познание и действие? Не только. Всегда ли познание и действие срабатывают против страха? Не всегда. Ведь страх это и телесное состояние, а тело не всегда подвластно мышлению. Но сегодня, благодаря успехам медицины, мы располагаем весьма эффективными средствами его «убеждения». Не следует пренебрегать этими средствами, хотя и слишком рассчитывать на них тоже не стоит.
Так что же мы можем противопоставить страху? Реальность (познание, действие, мудрость) или маленький кусочек реальности (таблетку, снимающую состояние тревоги). Иными словами, философию или медицину, а иногда и то и другое сразу. Здоровье никогда не было достаточным основанием для мудрости, как и мудрость – для здоровья.
♦ (ENG dread)
термин, к-рый использовали Серен Кьеркегор (1813-1855) и другие писатели-экзистенциалисты. Состояние предопределенного греха, возникающее из страха за свою жизнь вследствие противоречия между конечностью и свободой. Возникает тогда, когда у человека есть свобода испытать неизведанное.
психологическое состояние личности, а также социальных групп, характеризующееся аномальной неуверенностью в развитии событий, предчувствием возникновения негативных обстоятельств. Чувство страха является основой естественного защитного механизма и должна учитываться в различных условиях, в том числе при невозможности установления контроля над существующими рисками.
страх
* Страх люблю поесть. *
отрицательная эмоциональная реакция, возникающая • у отдельных военнослужащих или в группах под влиянием реальной или мнимой опасности вследствие недостаточной морально-политической и психической устойчивости. Пресечению явлений С. на поле боя служит энергичное руководство личным составом, постоянный контакт командира с подчинёнными, воодушевляющий призыв, личный пример, поддержка коллектива.
эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, С. возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы, интенсивность и специфика переживания С. варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Если источник опасности является неопределенным или неосознанным, возникающее состояние называется тревогой. Функционально С. служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда С. достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). В социальном развитии человека С. выступает как одно их средств воспитания: например, сформированный С. осуждения используется как фактор регуляции поведения. Чувство страха является основой естественного защитного механизма и должно учитываться в различных условиях чрезвычайных ситуаций.
(Рах) - мифологический персонаж, упоминаемый в русских заговорах, воплощение огненного ветра - суховея. Ветры издревле олицетворялись как существа самобытные. На лубочных картинах ветр и дух бурен изображаются в виде окрыленных человеческих голов, дующих из облаков. По народному поверью, зимние вьюги бывают от того, что нечистые духи; бегая по полям, дуют в кулак.