строка, строки, вин. строку, мн. строки, строкам, жен.
1. Ряд, полоса (спец., обл.). «По перепелу и бекасу желтые строки.» Даль.
2. Ряд слов, букв или иных знаков (напр. нотных), написанных или напечатанных в одну линию. Быстро принялся считать строки и буквы рукописи, слюнявя пальцы. Мамин-Сибиряк. В строку писать (начинать другую строку без отступа). Под строкой. Красная строка (см. красный).
| перен., только мн. Письмо, сочинение, письменное выражение чего-нибудь. В прочувствованных строках он выразил свое соболезнование. Пишущий эти строки (говорится автором о себе). «Я прочла в "Онегине" чудные строки.» Некрасов.
3. Ряд переплетенных лык в лапте. «Не всякое лыко в строку.» посл. (см. лыко).
• Между строк читать - читать, догадываясь о том, что не досказал или что хотел скрыть автор. «Читая эти строки, читаешь и между строками.» Белинский. Приказная строка - см. приказный. Строка в строку (пересказать, списать и т.п.) - буквально, дословно.
СТРОКА 1, и, мн. строки, строк, строкам, ж.
1. Ряд слов, букв или иных знаков (напр. нотных), написанных в одну линию. Печатная с. С. в строку (о переписанном, переведённом: дословно, слово в слово). Читать между строк (перен.: догадываясь о скрытом смысле написанного).
2. То же, что пункт (в 3 знач.). В резолюции записано что-н. отдельной строкой (т. е. выделено в качестве самостоятельного пункта).
• Приказная строка (устар. пренебр.) о чиновнике, писце.
| прил. строчный, ая, ое.
СТРОКА 2, и, ж.: не всякое лыко в строку посл. о том, что не всякую ошибку нужно ставить в вину [первонач. строка ряд лык, соединённых вместе при плетении лаптей].
(от греч. στροφή — поворот — часть торжественного шествия хора в греческой трагедии) — определенное соединение нескольких стихов, повторяющееся в стихотворении. Латинское название стиха — versus — означает то же понятие поворота: и здесь, и там мы имеем дело с ритмическим повторением метрических величин — меньшей (стопа), в стих, и большей (стих), в С. Метрическое значение строфы еще больше связано с музыкальным источником мерной поэтической речи, чем ритм стиха. В С. наглядным образом проявляется характерное стремление мелодии после различных фаз развития возвращаться к своей основной форме. Особенно тесно связана с музыкой С. античного трагического хора, откуда она и получила свое название: обходя алтарь справа налево, хор пел первую часть "периода", подвигаясь обратно — вторую часть, антистрофу, совершенно сходную с первой, и, наконец, остановившись для отдыха — третью часть, эпод. Стихи длинной С., самые разнообразные и, за отсутствием рифмы, ничем между собой не связанные, воспроизводились в антистрофе точнейшим образом. Схватить элементы единообразия в этих двух сложных и обширных массах было бы даже при утонченной чуткости древних к размеру очень трудно, если бы это единообразие не поддерживалось еще одним элементом, для нас утерянным, — напевом. От греческой хоровой торжественной песни и ведут свое происхождение традиционные С. оды. Тройное строение, сходное с разделением греческого хора, имела и песня мейстерзингеров, состоявшая из двух одинаковых куплетов — Stollen — и третьего — Abgesang. Уже из понятия С. как ритмического целого следует, что никакая совокупность стихов, кажущаяся глазу читателя законченным целым, не может считаться С., если она не производит того же впечатления на ухо слушателя. Строфа есть понятие метрическое, а не типографское; поэтому, напр., напечатанное в виде трехстиший стихотворение Некрасова "Нейди просторною дорогой торною" (из "Кому на Руси жить хорошо") — на самом деле состоит из шестистиший, так как рифмовано по формуле aacbbc. Вообще, в точное понятие С. должны быть включены: определенное число стихов, число стоп в соответственных стихах, размер, расположение рифм, определенная последовательность рифм мужских и женских и, наконец, известная законченность смысла. Отсутствие одного из этих условий делает С. отличной от других и позволяет соединить ее с другою; так, в "Весне" Тютчева, в "Недоноске" Баратынского четверостишия совершенно правильно соединены попарно в восьмистишия, так как лишь последние представляют законченные периоды. Эти правила, конечно, не исключают возможности составлять стихотворения из С. различного строения, но чередующихся в определенном порядке, как напр. в "Песне о колоколе", где одинаковые С. монолога мастера прерываются различными стихами. Несколько отличны те случаи, когда строфа состоит из двух различных частей, как в "Женихе" Пушкина. Составляя одно целое, С. естественным образом сама распадается на части, разделяемые рифмой, размером, повышением и понижением в развитии смысла. Разнообразие различных С. бесконечно; но кроме свободных С., создаваемых поэтом сообразно требованиям выражения и вдохновения, есть в истории стихотворной речи ряд традиционных форм, которые носят определенные названия. Эти строфические формы распадаются на три больших отдела: античные С., романские и восточные. Немецкие теоретики уделяют также много внимания и различным общепринятым свободным С., пытаясь довольно субъективно и произвольно охарактеризовать их смысл; так, напр., Гейнце и Гетте находят, что четверостишие из двухстопных ямбов "особенно пригодно для картинки природы с настроением, давая возможность создать поэтическое выражение для свободного порыва жизнерадостности"; четверостишие из трехстопных трохеев "дышит проникновенным благоговением и жаждой покоя". Наоборот, Фигоф считает короткие трохеические стихи наиболее удобными для "выражения решительной силы, категорического приказания, сжатого поучения" и т. п. Из античных С. наиболее известны сафическая, состоящая из трех сафических стихов
и одного адония , алкеева, асклепиадова, гликонова (три и один ), и классическое элегическое двустишие (гекзаметр — пентаметр). К формам романским относятся: двустрофное рондо, октава, или станс, сицилиана, терцина, сонет, канцона, сестина, триолет, мадригал, испанская децима (десять четырехстопных трохеев с рифмами abbaaccddc), тенцона, ритурнель, сегедилья. Из восточных С. употребительны в европ. поэзии газель (ряд двустиший с одной рифмой в первом и всех четных стихах: аа, ba, са, da, еа и т. д.), происшедшая из персидского четверостишия (aaba), и макама. Среди этих форм некоторые уклоняются от строгого понятия С. и рассматриваются среди С. лишь потому, что все-таки представляют собой более или менее традиционное соединение стихов под известным названием. Другие столь же употребительные С., не имеющие названия, не находят особого места в теории; таковы, напр., рифмованные двустишия ("Саша", Некрасова, "Морская царевна" Лермонтова) и др.
А. Горнфельд .
Syn: ряд
Строка в строку (пересказать, списать и т. п.) - буквально, дословно
Читать между строк - догадываться о скрытом смысле написанного
Ряд слов, букв или иных знаков, написанных или напечатанных в одну линию.
Между строк читать - читать, догадываясь о том, что не досказал или что хотел скрыть автор.
► Читая эти строки, читаешь и между строками. Белинский.
Приказная строка (устар. пренебр.) - мелкий чиновник, канцелярский служитель.
► У него сидела какая-то приказная строка со старушечьим лицом, ястребиным носом и беспокойными глазами. Тургенев.