19 мая 2024
450 тысяч слов
+49 за сегодня

Значения слова субкультура

все
Культурология. Словарь-справочник
Педагогический терминологический словарь

Культурология. Словарь-справочник

субкультура

1) совокупность символов, идей, убеждений, ценностей, норм и т.п., принимаемых тем или иным сообществом или какой-либо социальной группой (национальной, профессиональной и т.д.);

2) выделение некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества;

3) форма организации молодежи как автономного целостного образования внутри господствующей культуры.

............

☼ особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собств. ценностным строем, обычаями, нормами. Культура любой эпохи обладает относит. цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри конкр. культуры городская среда отличается от деревенской, офиц. — от народной, аристократич. — от демократич., христианская — от языческой, взрослая — от детской. Об-ву грозит опасность разбиться на группы и атомы. Любая культурная эпоха предстает нам в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей, традиций и манифестаций человеч. духа.

Даже в античной культуре, к-рая нем. поэту Гёльдерлину казалась целостной и монолитной, Ницше разглядел противостояние аполлонического и дионисийского первоначал (см. Аполлоническое и Дионисийское), представляющих собой не плод мифотворч. фантазии, а "два действит. средоточия единого бытия" (В. Шмаков), порождающих и восхождение и спады потока жизни.

В культурной эпохе сосуществуют разные тенденции и образования, эзотерич. и профанное, элитарное и массовое (см. Элитарная культура, Массовая культура), офиц. и народное (см. Народная культура), языч. и христианское. Так, в ср.-век. миросозерцании и жизненном строе новое духовное, т.е. христ., начало сосуществовало со старым, языческим.

В эпоху Возрождения необозримый мир смеховых форм карнавального творчества противостоял офиц. и серьезной культуре ср.-вековья. Народная культура представала в предельном многообразии субкультурных феноменов, обладающих единым стилем и составляющих нечто относительно целостное — народно-смеховую, карнавальную культуру.

Культуры различных эпох демонстрируют сложный спектр субкультурных феноменов. Отдельные отсеки культуры как бы отгорожены от магистрального пути духовного творчества. В самом деле, какое отношение имеют карнавальная атмосфера мистерий, "праздники дураков", уличные шествия к прославлению турнирных победителей, посвящению в рыцари, королевским ритуалам или священнодействию? В сложном игровом социокультурном аспекте эти компоненты, как показывает Бахтин, взаимодействуют. Но офиц. серьезная культура определяет собой как бы главенствующее содержание эпохи. Она отделена от площадной культуры смеха. И за пределами эпохи Возрождения эта оппозиция официальной и народной культуры не исчезает. Культурное творчество при всей своей динамике вовсе не приводит к тому, что народная культура вдруг оказывается более значимой или определяющей доминантой эпохи. В этом смысле можно провести различие между понятиями "Контркультура" и "субкультура". Через них можно разглядеть механизмы социокультурной динамики.

Нек-рые образования культуры отражают социальные или демографич. особенности ее развития. Внутри разл. обществ. групп рождаются специфич. культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка. По отношению к субкультурным явлениям возникла характеристика особой ментальности (см. Ментальность) как специфич. настроенности опр. групп.

Субкультурные образования культуры в изв. мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, напр., не считают зазорным воровать у "чужих". Однако такой поступок, совершенный внутри табора, оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, к-рый нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями и собственным разумением. Непочтит. отношение к старому человеку не будет воспринято на Кавказе как добродетель.

Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды.

Подобного рода феномены мы называем С.: это обозначение фиксирует герметичность данного явления. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность их жизненных и практич. установок. Напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь собств. законы в противовес господствующим в культуре, к-рую они воспринимают как "чужую". То же самое можно сказать и о криминальном мире. Смеховая карнавальная культура остается субкультурным образованием и вовсе не стремится превратиться в официоз. С. призвана держать социокультурные признаки в опр. изоляции от "иного" культурного слоя.

В совр. мире примером С. можно считать религ. секты. Эти культовые объединения нередко называют авторитарными. Во главе сект обычно стоят харизматич. лидеры, к-рые мнят себя пророками или даже божествами. Во многих сектах царят единомыслие, строжайшая дисциплина. Дух свободного общества здесь зачастую утрачен. Однако, несмотря на жесткие меры, к-рые применяются к адептам "новых религий", прокурорские заключения и угрозы, многолетняя работа с культовыми объединениями не дала ощутимых результатов. Напротив, она нередко вызывает эффект бумеранга. Сторонники эксцентричных верований предстают жертвами, мучениками, страдальцами.

Субкультурные тенденции в об-ве во многом вызваны к жизни стремлением офиц. культуры заполнить собой все поры социального организма. Партийная идеология автоматически рождала диссидентство. Тотальный рационализм не может не вызвать ответную аналогичную реакцию. Так, фундаментализм служит источником модернизма.

С. обладают стойкостью и в то же время не оказывают воздействия на генеральный ствол культуры, они рождаются, живут и устраняются, а ведущий строй культуры при этом сохраняется. Мангейм осмыслил эту проблему в традиц. рамках философии жизни. Культурные циклы уподоблены нем. социологом жизненным, биологическим. Решение сводилось к тому, что С. обусловлены различиями поколений.

Проблема С. рассматривается в культурологии в рамках концепции социализации (см. Социализация). Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней — процесс сложный и противоречивый, насыщенный психол. и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, к-рая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям.

Так, по мнению многих культурологов, рождаются опр. культурные циклы, обусловленные, в общем, сменой поколений. Юношество воплощает в себе новую истор. реальность, творит собственную С., к-рая, хотя и не вызывает немедленных ощутимых изменений в магистральном пути культуры, вместе с тем влияет на многообразные срезы культуры, моду, стиль жизни (см. Мода, Образ жизни), поведение и в целом на Стиль культурной эпохи.

Лит.: Шмаков В.А. Основы пневматологии. Кн. 1-2. М, 1922; Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. М., 1980; Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1988; Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990; Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса. М., 1993; Он же. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. М., 1994; Он же. Иллюстрированная эпоха нравов: Буржуазный век. М., 1994; Петров Д.В. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996.

П. С. Гуревич.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

............

☼ культура отдельных сословий, классов, социальных групп, возрастных, профессиональных объединений, обладающих определенной автономностью существования, своим языком (сленгом, жаргоном), единством ценностных установок, мышления, образа жизни.

1) совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом (например, городская и сельская, молодежная субкультуры, цыгане и др.).

2) устойчивая, организованная форма культуры со своими специфическими традициями, ценностями, устоями, которая существует наряду с традиционной обычной культурой.

Педагогический терминологический словарь

субкультура

(от лат. sub - под и культура)

   совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.д.), влияющих на стиль жизни и мышления определённых номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве "мы", отличного от "они" (остальные представители социума).

   Социальная база С. - отдельные возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, неформальные объединения, самодеятельные объединения, религиозные секты, сексуальные меньшинства, криминальные структуры.

   С. - это относительно целостное явление, которое включает в себя ряд ценностных ориентаций, норм поведения; предпочитаемые источники информации (газеты, журналы, передачи радио, телевидение и другие источники массовой коммуникации); увлечения, способы времяпрепровождения; жаргон, фольклор. Ценностные ориентации носителей С. определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером С. (просоциальной, асоциальной, антисоциальной), возрастными, социально-профессиональными и иными специфическими потребностями её носителей.

   Нормы в просоциальных С. в основном не противоречат общественным, а дополняют и (или) трансформируют их. В антисоциальных С. нормы прямо противоположны общественным. В асоциальных присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные нормы.

   Характер С. определяет сферы жизни, в которых поведение её носителей регулируются нормами С., а также мерой настоятельности и эффективности регуляции. В антисоциальных С. нормативная регуляция имеет жёсткий характер и охватывает практически всю жизнь их носителей. Во мн. асоциальных и в ряде просоциальных С. регуляция может затрагивать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную С., а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп её носителей.

   Информация, отобранная, трансформированная и воспринятая носителями С., определяет во многом содержание их общения. В каждой С. увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения определяются возрастными и социокультурными особенностями и условиями жизни, а также модой. Наиболее явно мода проявляется в одежде, причёске, предметах быта, а также манере поведения, речи, музыкальных и иных эстетических предпочтениях и т.п. Мода - одна из знаковых систем, посредством которых происходит межличностная и межгрупповая коммуникация, а также специфическое средство приобщения человека к социальному и культурному опыту. Мода легко распространяется от одной социальной группы к другой и изменяется в зависимости от характера той среды, в которой она функционирует. Существует мода молодёжная, девиантная и пр.

   Жаргон - своеобразный диалект, отличающий носителей С. Лексический состав жаргона обычно достаточно подвижен и постоянно обновляется. Жаргоны существенно различны по количеству входящих в них лексических единиц, экспрессивной окраске и интенсивности использования (эти показатели максимальны в юношеском и девиантных жаргонах).

   В каждой С. бытует свой фольклор - комплекс словесных, музыкальных, игровых видов творчества. Словесный вид включает в себя различные предания из истории С., стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в детской С. - считалки, дразнилки, страшилки и пр. Музыкальный фольклор - это, как правило, песни, выражающие отношение к окружающему миру, чувства и стремления и т.п. Игры подразделяются на созданные в рамках С. (интеллектуальные - в ряде профессиональных, карточные - в деликвентных, подвижные - в детской и т.п.) и общеизвестные (нередко в той или иной мере модифицированные). Набор видов и содержание фольклорного творчества различаются в зависимости от характера, меры оформленности и степени закрытости С.

   С. выполняют ряд функций по отношению к обществу и человеку. Они представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их трансляции на те или иные общности, а также обозначения социальной и возрастной стратификации общества. Просоциальные и отчасти асоциальные С. способствуют стабилизации общества и личности, а антисоциальные и часть асоциальных - их дезорганизации. Одни выступают как контркультуры (например, уголовно-лагерная), другие порождают инновационные явления и содействуют их вхождению в культуру общества. С., будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, что определяет её влияние на самосознание личности, её самоуважение и самовосприятие.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 280)

   См. также Мода

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом субкультура

  • Криминальная субкультура впитывает в себя плоды культуры общества и, паразитируя на этом обществе, также паразитирует на культуре, являясь ее антиподом, а никак не продолжением.
  • Может быть, родителям стоит приглядеться «до того» и самим посоветовать, какая именно субкультура больше подходит ребенку по характеру.
  • Но субкультура байкеров сформировалась только в 1950-е годы, когда появились мотоклубы, называющие себя «аутло» (outlaw – вне закона) или «motorcycle gang» («банда мотоциклистов»), сокращенно «MG».
  • Не следует забывать, что и современная политическая культура и обслуживающая ее идеология (политические партии и выборы, агитация и пропаганда), информационная культура (СМИ, реклама, Интернет) так же, как и вся централизованно насаждаемая субкультура детства (игрушки, сказки, мультфильмы, игры, идеологически выдержанное стандартное школьное образование и пр.