сурдопедагогика, сурдопедагогики, мн. нет, жен. (от лат. surdus-глухой и слова педагогика) (пед.). Методика преподавания глухонемым.
(от лат. surdus - глухой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
СУРДОПЕДАГОГИКА, и, ж. Раздел дефектологии, занимающийся обучением и развитием детей с дефектами слуха.
| прил. сурдопедагогический, ая, ое.
ж.
Раздел дефектологии, изучающий процессы воспитания и обучения детей с дефектами
слуха.
(от лат. surdus - глухой)
отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, оглохших).
Первые высказывания о возможности обучения глухих встречаются уже в сочинениях Аристотеля. В 16 в. о возможности усвоения речи с помощью ее письменной формы упоминал итальянский ученый Д. Кардано; в это же время в Испании предпринимались первые попытки обучения глухих детей письменной и устной речи с использованием дактилологии; в 1620 г. в Мадриде опубликован первый методический труд по С. (X.П. Бонет). В 18 в. сложились две методические системы обучения глухих. Обучение по одной из систем велось на основе мимико-жестового языка глухих (см. Мимический метод). Эта система окончательно оформилась в первом в мире училище для глухих - Парижском национальном институте, учрежденном в 1770 г. Ш. М. Делепе. Другая система обучения - устный метод - исключала использование мимико-жестового языка и строилась на основе устной речи, в связи с чем основное место в ней занимала выработка произношения.
В России первые специальные учреждения для глухих были открыты в начале 19 в. На рубеже 19 - 20 вв. сложилась собственная педагогическая система обучения детей с недостатками слуха: использование устной речи сочеталось с обучением ручной азбуке дактилологии) и письму. После 1917 г. обучение детей с недостатками слуха (как и аномальных детей др. категорий) включено в общегосударственную систему образования.
Согласно педагогической классификации, разработанной с учетом оценки роли слухового анализатора в развитии ребенка (Р.М. Боскис), дети с нарушениями слуха подразделяются на 4 группы: глухие без речи (ранооглохшие); глухие, сохранившие речь (позднооглохшие); слабослышащие с развитой речью; слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием. Соответственно этому подразделению обучение ранооглохших детей ведется в школах для глухих, слабослышащих с развитой речью - в 1-м отделении школы слабослышащих, слабослышащих с глубоким речевым недоразвитием - во 2-м отделении школы для слабослышащих (позднооглохшие дети обучаются в 1-м или во 2-м отделении школы слабослышащих в зависимости от степени сохранности речи).
В 50-е гг. 20 в. под руководством С.А. Зыкова в нашей стране разработана система обучения языку глухих детей по принципу формирования речевого общения, при котором речь формируется в ее основной функции (потребность в общении возникает и развивается в связи с широким использованием различных видов педагогически организованной деятельности). В качестве вспомогательного средства в целях активизации речевого общения эффективна дактильная речь в сочетании с устной и письменной. При обучении глухих учащихся по этой системе происходит практическое овладение языком с последующим изучением языковых явлений и закономерностей. Также в 50 - е гг. было завершено важное для быстрейшего овладения глухими детьми устной формой речи исследование Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезиной, связанное с поэтапным формированием произносительной стороны речи на основе сокращенной системы фонем, что позволило намного раньше использовать устную форму речи в обучении, обогатить ее жизненно необходимым материалом, повысить интерес учащихся к обучению речи, вызвать у них речевую активность и потребность в общении на основе употребления естественной формы коммуникации.
С 1960-х гг. в отечественной С. разрабатываются основы новой дидактической системы обучения глухих детей, связанной с широким применением предметно-практической деятельности учащихся в качестве базы для формирования у них понятий, развития речи как средства коммуникации. Воспитания у них активности, самостоятельности, умения планировать свою деятельность.
Педагогический процесс в школе слабослышащих (в первую очередь это касается детей с глубоким речевым недоразвитием) отличается от педагогического процесса в массовой школе как по содержанию и специфическим задачам, ориентированным на восполнение пробелов развития, затрудняющих усвоение основ наук, так и по средствам и методам, направленным на использование имеющихся у ребенка компенсаторных возможностей.
Главный фактор, определяющий аномалию слабослышащих - речевое недоразвитие, обусловливает особую направленность речевого развития детей (формирование речи, а не изучение языка). Специфичность построения учебно-воспитательного процесса в школе слабослышащих проявляется в решении 8 групп задач: пропедевтических (практическое овладение языком, расширение, уточнение, коррекция представлений и знаний детей об окружающей среде, формирование наглядных и отвлеченных обобщений, развитие слухового восприятия) и общеучебных (целенаправленное, планомерное обучение основам наук, овладение знаниями и навыками на уровне неполной средней и средней общеобразовательной школы).
С начала 1970-х гг. ведутся исследования (Т.А. Власова, Е.П. Кузьмичева), связанные с проблемой развития остаточной слуховой функции у детей с недостатками слуха путем ежедневных индивидуальных тренировочных упражнений, что позволяет использовать остаточный слух не только для ускорения и формирования произносительной стороны речи, но и для словесного общения на уроках и во внеклассное время. Использование остаточного слуха учащихся способствует обучению их языку и основам наук, а также весьма перспективно для решения всей проблемы реабилитации детей с недостатками слуха и лучшей их интеграции в обществе слышащих.
Важное значение в отечественной С. придается наиболее раннему воспитанию и обучению таких детей; их дошкольная подготовка позволяет эффективно организовать обучение в начальных классах школы для глухих детей, где преодоление отклонений в развитии обеспечивается организацией специального педагогического процесса, предусматривающего использование адекватных дефекту методов обучения, широкое применение звукоусиливающей аппаратуры, обучение по специальным учебникам и пособиям.
(от лат. surdus - глухой)
наука о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших); один из разделов коррекционной (специальной) педагогики.
В России первые специальные учреждения для глухонемых детей были открыты в начале 19 в. (Павловск, 1806; Петербург, 1810; Москва, 1834). В конце 19 - начале 20 вв. складывалась отечественная прогрессивная система обучения детей с нарушениями слуха. Сурдопедагоги В.И. Флери, Г.А. Гурцев, П.Д. Енько, И.Я Селезнёв, А.Ф. Остроградский, Н.М. Лаговский, И.А. Васильев, Ф.А. Рау, Н.А. Рау разрабатывали вопросы обучения и воспитания детей с нарушенным слухом, акцентируя внимание на проблеме формирования словесной (в т.ч. устной) речи.
В 1919 все учреждения для детей с нарушениями слуха перешли в систему народного образования и с этого времени начали разрабатываться специальные учебные планы и программы для школ глухих. Большое значение для развития отечественной С. имело Всероссийское совещание по вопросам обучения и воспитания глухих детей (1938), на котором было положено начало созданию новой системы обучения. В 50-60-х гг. стали открываться школы для слабослышащих и позднооглохших детей, составлялись методические и учебные пособия.
В 50-е гг. разработаны принципы дифференцированного обучения детей с нарушенным слухом (Р.М. Боскис и др.), проведены исследования по изучению остаточного слуха и его роли в обучении глухих детей устной речи (Ф.Ф. Рау, Л.В. Нейман, В.И. Бельтюков). Работы С.А. Зыкова и Л.А. Новиковой показали огромное компенсаторное значение сохранного двигательного анализатора в виде мышечного чувства руки при пользовании дактилологией. Разработаны система обучения глухих детей языку по принципу формирования речевого общения (коммуникативная система) (Зыков и др.) и методика обучения произношения с использованием сокращённой системы фонем (Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина). Исследованы вопросы трудового и профессионального обучения (А.П. Гозова, Л.А. Новосёлов и др.), проблемы совершенствования учебного процесса в целях повышения активности и самостоятельности глухих учащихся.
В 60-е гг. под руководством Зыкова разработана новая дидактическая система обучения глухих детей с широкой опорой на предметно-практическую деятельность. В 70-е гг. исследовались проблемы развития остаточной слуховой функции в целях совершенствования процесса восприятия устной речи и её воспроизведения (Т.А. Власова, Е.П. Кузьмичёва, Слезина). В 70- 80-е гг. разрабатывались вопросы интенсификации учебно-воспитательного процесса с целью сокращения сроков обучения в школе (Зыков и др.), созданы интенсивные методы обучения общим и специальным учебным предметам, а также воспитания глухих детей (Т.С. Зыкова, Е.Н. Марциновская, Л.П. Носкова, В.Б. Сухова и др.). С 90-х гг. ведутся исследования по использованию компьютерных технологий в обучении (О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская).
Разработанная Боскис педагогическая типология детей с нарушениями слуха положила основу дидактики школьного обучения слабослышащих и позднооглохших детей. Создана оригинальная система обучения языку слабослышащих детей (К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев и др.), отличающаяся от традиционной системы, принятой в массовой школе и школе для глухих.
Для старших классов школ, использующих программы массовой школы, по всем общеобразовательным предметам имеются специальные рекомендации. Для наиболее сложного процесса - обучения глухих и слабослышащих детей языку разработаны специ- альные системы и методики обучения, включая обучение произношению и развитие слухового восприятия.
Первое дошкольное учреждение для глухих детей в России было создано Н.А. и Ф.А. Рау в 1900. В 30-е гг. были открыты первые ясли для детей с нарушением слуха (Е.Ф. Рау).
В 50-60-е гг. 20 в. была разработана и внедрена в практику оригинальная система формирования словесной речи глухих дошкольников (Б.Д. Корсунская), создана первая государственная программа их воспитания и обучения (1964). В 60-70-е гг. расширялась сеть специальных дошкольных учреждений и групп для детей с нарушениями слуха, разрабатывались различные вопросы теории и практики воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников, в т.ч. и в семье (Э.И. Леонгард, Носкова и др.). С 90-х гг. особое внимание уделяется коррекционной помощи неслышащим детям с первых месяцев жизни и их семьям (Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко).
Социальной защитой и реабилитацией глухих и слабослышащих занимаются Министерства образования и здравоохранения РФ, Всероссийское общество глухих.
Научно-исследовательская деятельность и подготовка педагогических кадров высшей квалификации осуществляется в Институте коррекционной педагогики РАО, подготовка педагогических кадров - на дефектологических факультетах педагогических университетов. Проблемы слепоглухих детей изучает тифлосурдопедагогика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 281-282)
Ч432