сфинкс, сфинкса, муж. (греч. sphinx).
1. В древнем Египте - каменное изваяние лежащего льва с человеческой головой.
2. У древних греков - мифическое крылатое существо с туловищем льва или собаки, с головой и грудью женщины.
3. перен. О ком-нибудь непонятном, загадочном (книж.). «За эти умные глаза и загадочную улыбку ее прозвали сфинксом.» Гончаров.
4. Обезьяна из рода павианов, живущая в Африке (зоол.).
5. Бабочка из группы бражников (см. бражник во 2 знач.; зоол.).
Фантастическое животное с телом льва и головой человека.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
(Сфинга),
СФИНКС, а, м.
1. В Древнем Египте: каменное изваяние лежащего льва с человеческой головой; вообще скульптурное изображение такой фигуры.
2. В древнегреческой мифологии: крылатое существо с туловищем льва, с головой и грудью женщины, задававшее людям неразрешимые загадки.
3. перен. О непонятном, загадочном существе, странном человеке (книжн.). Этот человек для меня с.
(Σφίγξ) — в греческой мифологии демон-душитель в образе полуженщины, полульва; олицетворение неизбежной судьбы и нечеловеческой муки. Название С. — греческого происхождения (от гл. σφίγγω — душить), но представление заимствовано, вероятно, у египтян или ассирийцев, у которых С. — одна из обычных мифических фигур. По Гезиоду (Феогония, 326 и сл.), С. была дочерью Химеры и Орфра, по другим — Тифона и Ехидны. Особенно распространено было фиванское сказание, разработанное греческими трагиками, которые воплотили в С. идею борьбы человека с судьбою. Близ Фив показывали пещеру в горе Фикион или Сфингион, где, по преданию, жило это чудовище. По фиванскому преданию, С. был послан Герою, или Аресом, или Дионисом для опустошения страны в наказание за убиение Кадмом Аресова дракона (или за преступления Лаия). Приютившись в пещере названной горы, С. подстерегал проходящих и задавал загадку: "Кто ходит утром на четырех ногах, в полдень на двух и вечером на трех?" (разгадка — человек в три поры его жизни: в детстве, возмужалом возрасте и старости). При этом сфинкс обязывался в случае разрешения загадки умертвить себя; не разрешавших же загадки он пожирал (или сбрасывал со скалы). Чтобы избавиться от этой беды, Креонт, правивший страной со времени гибели Лаия, предложил руку своей сестры Иокасты и с нею царскую власть тому, кто разрешит загадку. Загадка была разрешена Эдипом, который сделался царем и женился на Иокасте, своей матери, а С. бросился со скалы. Изображения С. в искусстве были различны: обыкновенно он имел бюст женщины и заднюю часть туловища какого-либо животного (льва, змеи, собаки и пр.), или переднюю часть туловища льва и заднюю часть тела человека, с когтями коршуна и крыльями орла. В новейшей поэзии С. сделался символом загадочного, а также воплощением идеи о смежности страдания с наслаждением (ср. стихотворение Гейне "Das ist der alte M ä rchenwald!" в предисловии к III-му изд. его "Книги песен"). Ср. Jeep, "Die Griechische Sphinx" (Б., 1854); Ilberg, "Die S. in der Griechischen Kunst und Sage" (Лпц., 1896).
Н. О.
Сфинкс (по-египетски сешеп — блистающий, неб — господин и т. д.) — фигура фантастического животного с головой человека на теле льва. Египтяне считали эту фигуру воплощением духа-охранителя, оберегавшего священные места от демонов, и ставили каменные изваяния С. длинными аллеями по дромосам храмов, а также у гробниц. Этот дух-охранитель был затем отождествлен с главным божеством храма, вследствие чего С. стал принимать его облик; так, напр., фиванские С. считались воплощениями Амона, Ра-Хармахиса и других солнечных божеств и часто вместо головы человека имели голову барана — священного животного Амона. Человеческие головы С. большею частью передают черты лица и имеют головные уборы царей, которые их посвятили и соорудили. Мало-помалу фигуры сфинксов стали и сами служить олицетворениями царской власти, соединяющей силу льва с разумом человека. С., сооруженные царицами, имеют женские головы; представляя воплощения богинь, они имеют иногда и женские груди (особенно позднейшие, посвященные Исиде). В Берлинском музее есть, например, С., представляющий супругу Псаметиха I (см.) Шепенупет, подносящую богу дары. Под азиатским влиянием в Новом царстве появляются крылатые С., а еще позже — и греческие; но они получили чисто декоративное значение и не нашли себе места в культе. Обыкновенно С. изображается лежащим; порою вместо передних лап он имеет человеческие руки; между ними помещаются разного рода дары, символы, статуэтки божеств. Самый громадный из С. — так наз. гизэский великий С. — высечен из цельной скалы близ пирамиды Хефрена; он воздвигнут при Амемеига III (ХII дин.), неоднократно был заносим песком, а в 1378 г. обезображен фанатиками-мамелюками. Сфинксы, поставленные в 18 3 2 г. на берегу Невы против Академии художеств, сооружены Аменхотепом III (18 дин.); надписи на них дают его титулатуру: "Живущий, Гор, телец, коронованный Маат, соединитель обеих земель, установитель закона, устроитель Египта, золотой Гор, бык царей, обуздатель варваров, царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Аменхотеп III, подобие Ра".
Б. Т.
, а, м.
1. В Древнем Египте каменная фигура льва с человеческой головою как олицетворение мощи фараона.
2. У древних греков мифологическое крылатое чудовище с туловищем льва, с головою и грудью женщины; подобная фигура, высеченная или вырезанная на чем-либо.
* ► Он однажды подарил ей кольцо с вырезанным на камне сфинксом. // Тургенев. Отцы и дети //; Наташа лежала, прямо и неподвижно глядя вперед себя на одного из сфинксов красного дерева, вырезанных на углах кровати. // Лев Толстой. Война и мир // *
3. Загадочное существо, непонятный человек (переносн.).
(греч. Sphinx)
в греческой мифологии крылатое чудовище с львиным туловищем и головой женщины. С. обитал на скале близ Фив и убивал путников, не умевших разгадать загадку о трех возрастах человека: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем - на двух, а вечером - на трех?». Загадку разгадал Эдип, после чего С. бросился со скалы и погиб.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(Сфинга)
В греческой мифологии чудовище, порожденное Тифоном и Ехидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. В Грецию легенды о сфинксах пришли через Ближний Восток из Египта, где представляли собой полульва-получеловека. Сфинкс был наслан Герой на Фивы за прегрешения отца Эдипа, царя Лая. Он задавал всем прохожим свою знаменитую загадку: "Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером - на трех?" - и тех, кто не мог дать правильный ответ, чудовище убивало. Таким образом погибло много знатных фиванцев. И только Эдип разгадал загадку: "Человек, который ползает в младенчестве на четвереньках, ходит на двух ногах в зрелом возрасте и опирается на палку в старости", - и тогда Сфинкс бросился в пропасть, а Эдипа за проявленную им мудрость фиванцы избрали своим царем.
Изображения сфинксов были очень популярны в античном искусстве, их помещали чаще всего на фризах дворцов, иногда с крыльями. Постепенно они утратили однозначно дурную славу, став таинственными роковыми существами с красивыми женскими лицами и женской грудью - как на полотнах Энгра или Моро. Неожиданную трактовку образа дал Тютчев, сравнив со Сфинксом природу:
Природа - Сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
Это название может происходить от египетского словосочетания «шесеп анх» («живой образ»). Первой и самой знаменитой из подобных статуй является статуя Великого Сфинкса в Гизе, вырубленная из монолитной скалы и имеющая длину около 60 метров. Она имеет тело льва и человеческую голову, чей головной убор указывает на царское достоинство. Фигура сфинкса охраняет погребальный комплекс фараона Хафра. Нет никаких свидетельств, указывающих на то, что сам сфинкс был объектом поклонения, хотя вокруг него складывались всевозможные легенды и истории, включая греческий миф «Эдип и загадка Сфинкса».
(Египетская мифология: Энциклопедия. 2004)
, порода бесшёрстных кошек. Родом из Канады. Результат мутации короткошёрстной домашней кошки. Котята родятся с бархатистой шёрсткой, но по мере их роста она выпадает и в виде «пушка» остаётся только на мордочке, внешней стороне ушей, лапках и верхней части конечностей. Прилегающая шерсть дл. 3 см имеется на кончике хвоста. Кожа пигментирована, может быть любого цвета и рисунка (отметины на различных частях тела). Тело сильное, мускулистое. Мордочка клинообразная, нос короткий, глаза слегка раскосые, золотистые или медного оттенка. Уши большие, с закруглёнными концами. Разводят в основном в Северной Америке; в России распространён в меньшей степени.
в греческой мифологии чудовище, порожденное Тифоном и Эхидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Насланная Герой на Фивы в наказание за совращение Лаем юного Хрисиппа, Сфинкс расположилась на горе близ Фив и задавала каждому проходившему загадку (например, «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?»). Не сумевшего разгадать Сфинкс убивала и так погубила множество знатных фиванцев, включая сына царя Креонта. Удрученный горем Креонт объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасии тому, кто избавит Фивы от Сфинкс. Загадку разгадал Эдип - Сфинкс в отчаянии бросилась в пропасть и разбилась насмерть. Образ Сфинкс отражен в драме Эсхила «Сфинкс».
Сфинкс - в древнегреческой мифологии чудовище с женским лицом и грудью, телом льва и крыльями птицы; задавало путникам загадки, убивая и пожирая тех, кто не мог дать правильный ответ.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
Чудовище, порожденное Тифоном и Эхидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Насланная Герой на Фивы в наказание за совращение Лаем юного Хрисиппа, С.расположилась на горе близ Фив (или на городской площади) и задавала каждому проходившему загадку («Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?»). Не сумевшего дать разгадку С.убивала и таким образом погубила многих знатных фиванцев, включая сына царя Креонта. Удрученный горем Креонт объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от С. Загадку разгадал Эдип, С.в отчаянии бросилась в пропасть и разбилась насмерть. Этот вариант мифа вытеснил более древнюю версию, в которой первоначальным именем хищницы, обитавшей в Беотии на горе Фикион, было Фикс (ее родителями названы Орф и Эхидна). Древняя Фикс была свирепым чудовищем, способным заглатывать добычу; ее одолел Эдип с оружием в руках в ходе жестокого сражения.