(итал. sfumato, букв. - исчезнувший как дым), в живописи смягчение очертаний предметов с помощью живописного воссоздания окружающей их световоздушной среды. Прием сфумато разработал Леонардо да Винчи.
Можно вообразить философическое суждение в стиле сфумато, которое не содержит «да» или «нет», но являет то, что в немецком языке передается словом jain – и да, и нет одновременно.
Он, этот эффект, заключался в размытости знакомых очертаний, что придавало всему пейзажу налет загадочности и божественности, как при эффекте сфумато.
Это было леонардовское сфумато, как же он сразу не узнал.
Все утро, пока добирались из Милана в Стрезу, в городок на Лаго-Маджоре, живописец объяснял мне, что такое знаменитое «сфумато» – то, что привнес в искусство таинственный и ужасный Леонардо да Винчи, гений изобретательства смертоносных орудий и создания божественных холстов.