схима, схимы, мн. нет, жен. (греч. schema, букв. образ, вид) (церк.). ВыСШАя монашеская степень, требующая от посвященного в нее выполнения суровых, аскетических правил. «И схиму здесь честную восприму, к стопам твоим, святый отец, припадши.» Пушкин.
(от ср.-греч. schema - монашеское облачение, букв. - наружный вид, форма), торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Принявший схиму называется схимонахом или схимником.
СХИМА, ы, ж. В православии: монашеский обет вести аскетический образ жизни. Принять схиму. Малая с. (вступление в иночество). Великая с. (с особо суровыми и строгими обетами).
ж.
Высшая монашеская степень в православной церкви, требующая от посвященного в
нее выполнения суровых аскетических правил.
великая и малая — когда в монашеской жизни развились злоупотребления, вызвавшие подчинение монашествующих епископскому надзору, отшельники были переведены из пустынь в города и села и запрещен выход из монастырей без разрешения епископа (IV Вселенск. соб. прав. 4). В монастырях бывшие отшельники образовали особую "степень", "чин", "образ ", которому стало усвояться наименование "великого" в отличие от киновиатов, т. е. общежитийных иноков, получивших название малого ангельского образа. Для иноков вел. ангельского образа был обязателен затвор в монастыре, заменявший собой древнее анахоретство. В VI в. Иоанн Постник в своем чине покаяния упоминает уже о монахах великосхимнике и малосхимнике. Указаны были определенные сроки для перехода из общежития в затвор (четыре года — 6 Вселенск. соб. прав. 41). К началу IX века деление монашествующих на 3 степени — новоначальных, малосхимников и великосхимников — окончательно установилось в практике восточного монашества, По уставу патриарха Алексия великосхимники и малосхимники различались друг от друга даже одеждой. Памятники IX в. содержат в себе чины пострижения в мантию, или малый ангельский образ, и в С., или великий ангельский образ. Чинопоследование малой С. отличалось простотою и краткостью, чинопоследование великой С. — большою торжественностью. Уподобление св. отцами и учителями церкви пострижения в великую С., с одной стороны, таинству крещения, с другой — таинству покаяния окружило его величественно-трогательными песнопениями, молитвами и обрядовыми действиями. В России разделение монашествующих на великосхимников и малосхимников ввел преп. Феодосий. Века XII, XIII и XIV были временем господства в богослужебной практике русской церкви сербских редакций посвящения в С., шедших с Афона и во многом не походивших на греческий оригинал. В XV в. чин малого ангельского образа был исправлен по греческим евхологиям. Чинопоследование великой С. в существенных чертах остается согласным со списками XIV в. В XVII в. оно подвергается значительному сокращению. Так называемые "указы великого образа" выпустили из чина оглашение, произнесение монашеских обетов и пострижение волос, удержав лишь канон, молитвы и облачение с возгласом: "облачается (имя рек) в аналав и схиму". В памятниках XVII в. встречаются даже такие редакции указов, которые выпускают из чина все три основных его акта; молитвою, чтением Апостола и Евангелия и ектенией как бы только разрешается желающему носить "великий образ" и освящается первое возложение его. Эти сокращения чинопоследования великого ангельского образа появились вследствие установившегося в XVII в. взгляда справщиков на монашеское пострижение, как на второе крещение. Неповторяемость крещения привела к мысли о неповторяемости монашеского пострижения: а так как чин великой С. в своих основных частях совпадает с чином последования мантии, то в повторении его не усматривалось надобности. Для пострижения монашествующих женщин в великий образ в русской церкви с XV в. существовал особый чин, не оправдываемый греческой практикой; он сопровождался омовением ног будущей великосхимницы. См. архимандрит (ныне епископ) Иннокентий, "Пострижение в монашество" (Вильна, 1899). О пострижении в великую и малую С. в настоящее время см. Пострижение, а также Монашеское одеяние и Параман.
(греч. «образ», схема»)
ангельский образ, особый чин или степень, установленный для монахов. Различают малую и великую схиму, последняя предполагает исполнение более строгих обетов и возникла как форма отшельничества в общежитийном монастыре. Слово «схима» может употребляться для обозначения монашеского облачения.
См. Монах, Монашество.
монашеское облачение. В соответствии со степенью совершенства монаха она бывает малой или великой.
(греч. образ, схема) - совокупность одежд монаха, монашеское облачение. Схима соответственно степеням монашества бывает малая и великая.
(греч.- монашеское облачение) великий ангельский образ, высшая степень монашеского подвига, предписывающая затвор в монастыре и соблюдение особо строгих монашеских правил.