(от лат. scientia - наука), абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца берутся естественные науки, математика.
(лат. scientia – знание, наука) – мировоззренческая позиция, основу которой составляет представление о научном знании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии утверждения человека в мире. Сциентизм ориентируется преимущественно на методологию и результаты естественно-научного знания и тем самым оставляет за наукой право и способность решать все социальные проблемы. Сциентизм утвердился в культуре в к. XIX в., породив противоположную мировоззренческую ориентацию – антисциентизм, который подчеркивает ограниченность возможностей науки, толкует ее как враждебную человеческой природе силу и требует уравнивать науку с другими ценностными формами общественного сознания – религией, моралью, искусством.
Сциентизм
♦ Scientisme
Религия науки; наука, рассматриваемая как религия. Сциентист утверждает, что наука изрекает абсолютные истины, тогда как она сообщает лишь относительные знания; что наука призвана руководить всем на свете, тогда как она способна лишь описывать и (иногда) объяснять происходящее. Сциентист возводит науку в ранг догмы, а догму превращает в императив. Что же он оставляет нам от наших сомнений, нашей свободы, нашей ответственности? Науки не подчиняются ни индивидуальной воле, ни всеобщему голосованию. Что сциентист оставляет от нашей свободы выбора? От нашей демократии? Сциентизм – опасный вздор, и по этому поводу прекрасно высказался математик Анри Пуанкаре (***): «Наука выражается в изъявительном, а не в повелительном наклонении». Она говорит то, что есть, в лучшем случае, а чаще – то, что, как нам кажется, может быть, но никогда – что должно быть. Вот почему наука не способна заменить ни мораль, ни политику, ни тем более религию. Сциентизм утверждает обратное, и в этом его ошибка. Если уж на то пошло, я отдаю предпочтение позитивизму.
***
Жюль Анри Пуанкаре (1854–1912) – французский математик, физик и философ. В труде «О динамике электрона» независимо от А. Эйнштейна развил математические следствия «постулата относительности». В философии – основатель конвенционализма («Наука и гипотеза», 1903; «Ценность науки», 1905; «Наука и метод», 1908).
♦ (ENG scientism)
термин, обычно используемый в уничижительном смысле для указания на тех, кто считает научное знание единственно верным или обоснованным знанием. Часто используется как синоним термина "позитивизм".
(от лат. scientia — наука) — абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества, когда в качестве образца берутся естественные науки (особенно, физика — физикализация всего), математика (математизация всего).
в философии представляет философско-гуманитарную ориентацию на науку. В педагогике выражается в признании конкретных научных знаний наивысшей культурной ценностью и сущностью мировоззрения, таким образом умаляется значимость нравственных, духовных, этических и эстетических ценностей, напоминает подражание точным наукам.
(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 109-110)
См. также Гуманитаризация образования
Ч312.268
Ч312.02