29 сентября 2024
450 тысяч слов
+44 за сегодня

Значения слова сюжет

все
Словарь Ушакова
Этимологический Словарь Русского Языка
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Гаспаров. Записи и выписки
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Термины Киносемиотики

Словарь Ушакова

сюжет

сюжет, сюжета, муж. (франц. sujet).

1. Совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения (лит.). Сюжет "Пиковой дамы" Пушкина. Избрать что-нибудь сюжетом романа.

2. перен. Содержание, тема чего-нибудь (случая, происшествия, рассказа о чем-нибудь и т.п.; разг.).

Этимологический Словарь Русского Языка

сюжет

Латинское – subiectum (предмет, субъект повествования).

Французское – sujet (предмет, сюжет).

Слово «сюжет» широко употребляется в русском языке с XVIII в. со значением «ход событий в литературном произведении». Научное толкование слова «сюжет»: «способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий».

Слово заимствовано из французского, где sujet (буквально – «предмет») восходит к латинскому subiectum от subjicere (бросать, обращать внутрь, в себя).

Производное: сюжетный.

Энциклопедический словарь

сюжет

(франц. sujet, букв. - предмет), в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме - способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот; иногда их отождествляют. В традиционном словоупотреблении - ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого.

Словарь Ожегова

сюжет

СЮЖЕТ, а, м. В литературном или сценическом произведении последовательность и связь описания событий; в произведении изобразительного искусства предмет изображения. Увлекательный с.

| прил. сюжетный, ая, ое. Сюжетная линия романа.

Словарь Ефремовой

сюжет
  1. м.
    1. Ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения, кинофильма и т.п.
    2. Предмет изображения (в изобразительном искусстве).
    3. Тема музыкального произведения.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

сюжет

   , -а, м.

   Совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.

   * Запутанный сюжет. *

   || прил. сюжетный, -ая, -ое.

   * Сюжетные линии. *

Гаспаров. Записи и выписки

сюжет

   ♦ НН. о своем восприятии стихов и картин. Зацепка от какой-нибудь линии, предпочтительно незаконченной и требующей додумывания; от нее — расширение внимания на окрестности; линии — сперва сюжетные, потом описательные, потом чисто эмоциональные: сперва — сюжетная вещь, потом — пейзаж с фигурами (или, в стихах, с эмоциональным пятном), потом — бесфигурный, или натюрморт, или стихи на чистой эмоции. Портрет иногда как сюжет, иногда как натюрморт. У Репина все портреты сюжетны, а сюжетные картины строятся вокруг портретов.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

сюжет

(франц. sujet — предмет) — ход повествования о событиях в художественном произведении, способ развертывания темы или изложения фабулы.

Рб: композиция и сюжет

Корр: Фабула

Целое: Композиция

Вид: бродячие сюжеты

Часть: завязка, кульминация, лирическое отступление, мотив, перипетия, развязка, сюжетная линия, финал, экспозиция

Асс: действие1, тема

* "Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь явится в нем..." (Н.В. Гоголь).

"Сюжет — средство познания действительности" (В.Б. Шкловский).

"Сюжет — концепция действительности" (Е. Добин).

"В сюжете писатель стремится дать, так сказать, сконцентрированное действие, в котором с особой ясностью обнаруживаются основные черты характеров" (Л.И. Тимофеев).

"Сюжет органически связан с картиной мира, дающей масштабы того, что является событием, а что его вариантом, не сообщающим нам ничего нового" (Ю.М. Лотман). *

Термины Киносемиотики

сюжет

см. ФАБУЛА и СЮЖЕТ.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово сюжет может быть

Предложения со словом сюжет

  • Невозможно было мириться с тем, что после программы ведущему нельзя просто сесть в машину и уехать домой, потому что останкинская машина должна развезти еще троих ведущих других программ в разные концы Москвы, что нельзя получить камеру, когда она нужна на съемки, что на монтаж сюжета есть только одна монтажная смена, за время которой нужно также успеть отсмотреть весь отснятый материал – а значит, нет права на ошибку.
  • Вся эта эксцентричная суматоха живет как бы сама по себе, а рядом развивается полугрустный-полулюбовный сюжет о том, как у некоей миссис Стэндиш (О’Салливан), запутавшейся в долгах, хотят отнять заложенный санаторий, где осталась единственная богатая пациентка (Дюмон), а спасти хозяйку от разорения вознамерился влюбленный в нее молодой человек (Джонс), который решил поставить все сбережения на одну лошадку.
  • Стиль, изобразительные средства, развитие истории, напряжение сюжета, представление главного героя, основной замысел или проблема, поднятая сценаристом, – все это прекрасно видно с первых страниц сценариев таких фильмов, как «Китайский квартал», «Пять легких пьес», «Крестный отец», «Французский связной», «Шампунь» и «Вся президентская рать».
  • В трактире, расположенном в предгорьях Сьерры, трактирщик и его постояльцы (в отсутствие спящего Дон Кихота) читают найденную в сундуке «Повесть о безрассудно-любопытном», фабульно восходящую к близнечному мифу и к древнеегипетской «повести о двух братьях», развернувшимся в мировой литературе в многочисленных версиях рассказа о двух друзьях (братьях) и об их трагическом соперничестве (у Сервантеса, заимствовавшего сюжет своей новеллы у Ариосто, безрассудно-любопытный муж, желая испытать верность своей жены, провоцирует друга на участие в «эксперименте», который заканчивается трагически для всех его участников).