по христианскому вероучению обряды, приобщающие верующих к божественной благодати. Католическая и православная церкви признают семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, церковный брак, елеосвящение, священство (посвящение в священнослужители). Лютеране признают крещение и причащение, англиканская церковь - крещение, причащение, церковный брак.
в христианстве магические культовые обряды, совершение которых, по церковному вероучению, придает людям некую чудодейственную силу – «божественную благодать». Католическая и православная церковь признают 7 таинств: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, церковный брак, елеосвящение, священство (посвящение в священнослужители). Лютеране признают крещение и причащение; англиканская церковь – крещение, причащение, церковный брак.
в христиан, церкви особые обряды, при совершении которых на верующих через посредничество священнослужителя нисходит Божья благодать. Первыми в ранг христиан, т. были возведены обряды причащения (евхаристии) и крещения — в конце II — нач. III в. Появление т. в христиан, культе связано с формированием в христианстве церк. организации. В общинах первых христиан все верующие считались обладающими в равной мере Божьей благодатью (отсюда название этих общин — харисматические; по-древнегречески «харисма» — «благодать»), и обладание благодатью выступало отличительной чертой христиан, без нее спасение представлялось невозможным. Обряды мог совершать любой верующий. С возникновением церкви с ее разделением на духовенство и мирян совершение обрядов стало монополией клириков, которые стали посредниками в распределении благодати между Богом и людьми. Постепенно к Раннему Средневековью сложилась система семи т. (эти т. и доныне признаны как в католич., так и в православной церквах): причащение, крещение, рукоположение (только для священнослужителей), миропомазание, брак, исповедь, елеосвящение (соборование). В ритуале ряда т. в Средневековье между их католич. и православным вариантом четко выделился ряд отличий, существующих доныне. Система т. охватила важнейшие моменты жизни человека, тесно связала его с церковью, в первую очередь с духовенством. Постулат «вне церкви нет спасения» означал в том числе, что без обретения Божьей благодати (которую верующий получал, участвуя в т., совершаемых священниками) человек не может рассчитывать на загробное спасение.
Лит.: Федосик В А. Таинства без тайн. Мн., 1979.