18 мая 2024
450 тысяч слов
+9 за сегодня

Значения слова тактика

все
Словарь Ушакова
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Политическая наука: Словарь-справочник
Словарь Военных Терминов
Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

Словарь Ушакова

тактика

тактика, тактики, жен. (греч. taktike).

1. Искусство ведения боя.

| Наука о ведении боя. Курс тактики.

2. перен. Совокупность методов и приемов, применяемых для достижения намеченной цели. «Тактика имеет дело с формами борьбы и формами организации пролетариата, с их сменой, их сочетанием.» Сталин. - Тактика меняется в зависимости от приливов и отливов. «В то время, как в период первого этапа революции (1903-1917, февраль) стратегический план оставался без изменения, тактика менялась за это время несколько раз.» Сталин.

Энциклопедический словарь

тактика

(греч. taktika - искусство построения войск, от tasso - строю, выстраиваю),..

  1. составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооруженных сил, родов войск (сил флота) и специальных войск на суше, в воздухе и на море...
  2. Совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели.

Словарь Ожегова

тактика

ТАКТИКА, и, ж.

1. Составная часть военного искусства теория и практика подготовки и ведения боя. Стратегия и т.

2. Общий план подготовки и ведения боя, боевых операций.

3. перен. Совокупность средств и приёмов для достижения намеченной цели. Т. предвыборной кампании. Шахматная т.

| прил. тактический, ая, ое. Т. приём. Тактическая задача.

Словарь Ефремовой

тактика
  1. ж.
    1. :
      1. Искусство подготовки и ведения боя как составная часть военного искусства.
      2. Подготовка и ведение боевых операций.
    2. Приемы и способы борьбы в спорте, в спортивных играх.
    3. перен. Совокупность приемов и средств общественной и политической борьбы при достижении поставленной цели.
  2. ж.
    1. Совокупность приемов и средств в достижении кем-л. своей намеченной цели.
    2. Линия чьего-л. поведения.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

тактика

— отдел теории военного искусства, исследующий: 1) боевые свойства войск и основания их мирной подготовки (воспитания и обучения) и 2) способы употребления войск на войне для достижения какой-либо стратегической цели. Первая часть Т. — элементарная Т. — отличается достаточною определенностью в выводах, так как свойства войск зависят от свойств человека, оружия, средств передвижения (лошадь, верблюд, велосипед и. т. п.) и других данных, допускающих точное исследование; вторая же часть — так называемая прикладная Т. — имеет дело с комбинацией этих данных при различных условиях обстановки, т. е. с очень сложными явлениями; бой, походные движения, расположение войск на отдых, несение ими сторожевой и разведывательной службы, ведение малой войны, засады, нечаянные нападения, служба при сопровождении транспортов и нападение на них, фуражировки и т. п. Теория этой части Т. дает в каждом отделе сначала общие формулы — принципы, определяющее характерные черты решения, в каких бы условиях обстановки оно ни состоялось; затем идут правила, нормы, типы, т. е. более конкретные решения, частные случаи применения общих принципов при известных условиях обстановки. Важнейшим, центральным вопросом Т. есть вопрос о бое, распадающийся на 2 частных: 1) о боевых порядках (расположение войск для боя) и 2) о ведении боя (порядке эксплуатации силы на поле сражения). В развитии этих вопросов замечается строгая последовательность, определяемая исторической эволюцией в жизни народов. Тенденция и формы военного искусства древнейших народов (индусов, египтян, вавилонян, ассириян и др.) в последнем периоде их исторической жизни (сраж. при Фимвре, 541 г. до Р. X.) были те же, как у классических народов (греков и римлян), а последние приступали к военному делу так же, как и современные нам новые народы; порядок развития идей и форм у тех и других совершенно одинаков, что заставляет прийти к убеждению в закономерности этих явлений, в возможности существования законов войны. История показывает, что самые замечательные явления в области Т., вообще высшее состояние военного искусства, совпадают со временем высшего состояния культуры. Для творчества в области Т. необходимы хорошие в нравственном и физическом отношении солдаты. Века гениальных полководцев суть в то же время века расцвета философии, наук и искусств. Характер исторических народов высказывается в их тактическом творчестве не одинаково: здесь проявляется своего рода индивидуальность. Так, греки проводили в боях механическую теорию — принцип сосредоточения сил в точке удара, а римляне — духовную теорию боя, распределяя воинов в боевом порядке по их духовным способностям к бою (гастаты, молодые воины — впереди, принципы — воины среднего возраста — для поддержки их во второй линии; в общем резерве, в третьей линии, становились седовласые ветераны — триарии). Римляне производили энергичный, но равномерный по всему боевому фронту удар; один только Юлий Цезарь применял вывезенные им из Греции идеи механической теории боя, но его искусство, просуществовав всего 30 лет, сошло с ним в могилу; римлянам оно было не понятно. Последовательность в развития форм и способов боя наблюдается следующая: везде начинается дело с боя героев и их дружин; потом являются небольшие армии, строящиеся в одну массу — фалангу наступательного характера; конницу ставить по флангам; с увеличением роста армии начинают ее расчленять для удобства движения (Ксенофонт в Греции, Камилл в Риме); заметив важность подготовки атаки метательным оружием, вводят легкие войска, начинающие бой (пелтасты у греков, велиты, антесигнаны у римлян); для возможности повторения удара или восстановления боя является идея резерва (три линии легиона во 2-ю Пуническую войну, две линии у Мария, общий резерв Александра Македонского Юлия Цезаря). К концу исторической жизни народов, в период их старости, замечается вырождение в формах и способах боя: большое пристрастие к бою метательным оружием, к занятию укрепленных позиций; наклонность к оборони начинает преобладать (оборонительный строй египтян в битве при Фимвре; римский легион времен императоров, окруженный метательными машинами; македонская фаланга Персея). Новые народы, основав государства на развалинах Рима и Греции, ничего на первое время от них не заимствовали, а начали развитие Т. снова и повторили в ней те же формы, которые когда-то применялись народами классической древности. Вследствие равнинного характера Средней Европы и некоторых особенностей культуры главным родом войск долго была рыцарская конница; пехота находилась при обозе. В борьбе швейцарцев и фламандцев за независимость зародилась пехота, способная бороться с рыцарями, причем она строилась в массивные колонны. Одновременно с изобретением огнестрельного оружия, совпавшего с возрождением наук и искусств, европейские народы познакомились с идеями древнего военного искусства греков и римлян. Применять их первые начали фламандцы, расчленив боевой порядок, подобно римскому, на три линии. Густав Адольф перешел к двум, подобно Марию: затем увлечение огнестрельным оружием в связи с системою вербовки вызвало линейный боевой порядок, при котором пехота вытягивалась в тонкие линии для стрельбы батальным огнем, а кавалерия строилась по флангам. Идея резерва, связанного с сильным ударом на пункте атаки, была почти забыта; появлялась она иногда, в слабой форме, только у Фридриха Великого. Французская революция вызвала полный переворот и в области тактики: были восстановлены во всей целости тактические идеи классического мира. Наполеон явился высочайшим классиком: он соединил в одно целое идеи механической теории боя греков (могущественные резервы боевого порядка, страшный coup de collier в решительный момент боя, употребление в массах всех средств боя: пехоты, конницы, огня) и идеи Рима (организация вольтижеров — наподобие велитов, молодой и старой гвардии — по подобию принципов и триариев римского легиона, две подготовки удара: огнем артиллерии издали и пехотными залпами и одиночными огнем с близкого расстояния). Современные бои являются слабым подражанием боев Наполеоновской эпохи.

Русское военное искусство и в особенности тактика развивались самостоятельно от Европы; на ней отразился след военного искусства монголов, затем особенность склада русской жизни и высокие качества русского солдата дали всему тактическому искусству русской армии своеобразный отпечаток: в России впервые появились полная свобода и разнообразие боевых форм и способов в ведении боя, кавалерия драгунского типа, полевая и конная артиллерия, стрелковый бой в сочетании с колоннами (еще до французской революции); даже в последнюю войну 1877—1878 гг. русская армия дала сильный толчок развитию европейской Т. За последние 1200 лет, когда русская армия отрешалась от слепого подражания Европе, она в области Т. всегда шла впереди. Морская Т. воспроизводит те же идеи, что и сухопутная; только здесь обстановка проще — нет рельефа местности. Быстрота движения, сила артиллерии и мин, таран, непроницаемость важнейших частей судна для неприятельских снарядов определяют его боевую способность. В настоящее время имеются суда различных типов: эскадренные броненосцы, вооруженные сильной артиллерией, — основная сила флота в бою; броненосные крейсеры — более легкие, быстроходные суда для разведок на дальние расстояния и для боя; миноносцы — для метания мин, истребители — для защиты и борьбы против миноносцев. Для береговой обороны имеются суда особых типов и миноносные катера. Т. современного флота вследствие недостаточного боевого опыта не могла еще определиться вполне, но некоторые ее основы сформулированы адмиралом Рандольфом следующим образом: 1) для возможно сильного нападения необходимо, чтобы каждое судно, без вреда соседним, совершенно свободно пользовалось своим тараном и артиллерией (включая и мины); 2) суда должны оказывать одно другому наибольшую взаимную поддержку и защиту от неприятельских таранов; 3) предпочтителен возможно сомкнутый строй, как для выполнения вышеприведенных задач, так и для предупреждения опасности подвергнуть один из своих кораблей огню нескольких неприятельских; 4) каждый корабль должен иметь полную свободу увеличивать и уменьшать ход, изменять курс; 5) легкость перехода от одного неприятельского судна к другому после перестройки или боя весьма важна; 6) крайне важен также быстрый сбор разъединенных судов как для вторичной атаки неприятеля, так и для взаимной поддержки между ними; 7) необходимо обеспечить превосходство сил в бою, имея против каждого неприятельского судна своих два или хоть одно, но сильнейшее; 8) для наиболее полной эксплуатации победы необходим резерв.

Литература Т. необыкновенно богата. Современные сочинения: на немецк. языке — Balck, "Taktik"; на французском — Derr écagaise, "La guerre moderne"; Pierron, "Les méthodes de guerre"; Maillard, "Elements de la guerre"; Lamiraux, "Etudes pratique de guerre"; на русском — Драгомиров, "Записки тактики"; Гудим-Левкович, "Элементарная тактика"; Леер, "Прикладная тактика"; Орлов, "Элементарная тактика"; Михневич, "Влияние новейших технических изобретений на тактику войск"; его же, "История военного искусства с древнейших времен до начала XIX столетия" (история тактики). По морской тактике: Дуглас (Рыкачев), "Морская война при помощи пара"; Бутаков, "Новые основания пароходной тактики"; Гривель (Иванов), "О морской войне. Морская тактика в Англии"; Атльмайер (Лиденфельдт), "Война на море"; Беклемишев, "О специально минных судах"; Коломб (Беклемишев), "Военно-морская игра".

Н. Л. Михневич.

Политическая наука: Словарь-справочник

тактика

(греч. taktika искусство построения войск, от tasso строю, выстраиваю)

1) совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели;

2) составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооруженных сил, родов войск (сил флота) и специальных войск на суше, в воздухе и на море.

Словарь Военных Терминов

тактика

составная часть военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения боя подразделениями, частями (кораблями) и соединениями различных видов ВС, родов войск (снл) и специальных войск. Определяющее влияние на развитие тактики оказывает изменение вооружения и качества личного состава, подготовка и воспитание войск. В настоящее время Т. подразделяется на общую тактику, Т. видов ВС, Т. родов войск (сил флота) и Т. специальных войск. Основу общей Т. составляет Т. сухопутных войск. Т. военно-морского флота изучает и разрабатывает способы подготовки и ведения морского боя разнородными силачи; действия соединений, групп и подразделений сил флота в ходе общевойскового боя, ведущегося на приморских направлениях. Она включает Т. родов снл — ПЛ, авиации, надводных кораблей, береговых ракетно-артиллерий-ских вонск и морской пехоты. Т. военно-воздушных сил изучает и разрабатывает способы подготовки и ведения воздушного боя, а также действия подразделений, частей и соединений ВВС в общевойсковом бою. Она включает Т. дальней, фронтовой, армей ской, военно-транспортной авна ции; Т. родов авиации (бомбар дировочной, истребительной, разведывательной и др.), а также Т. специальных войск ВВС. Т. войск ПВО изучает и разрабатывает способы подготовки и ведения боевых действий по борьбе с воздушным противником. Включает Т. соединений ПВО, Т. зенитных ракетных войск, Т. зенитной артиллерии, Т авиации ПВО, Т. радиотехнических войск и Т специальных войск ПВО. Т. пограничных войск (ПВ) изучает и разрабатывает способы действий частей и подразделений ПВ по охране государственной границы. Современная Т. находится в диалектической взаимосвязи с оперативным искусством и стратегией военной, положениями которых она руководствуется.

Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

тактика

   часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя подразделений, частей и соединений всех родов войск и видов вооруженных сил на суше, в воздухе и на море. Т. играет подчиненную роль по отношению к стратегии и оперативному искусству, действует в их интересах и служит для достижения целей, которые они ей ставят. Основными задачами Т. являются: изучение сущности боя, познание его закономерностей, разработка наиболее целесообразных способов организации и ведения боя в различных условиях обстановки; исследование боевых свойств и возможностей тактических подразделений, частей и соединений всех родов войск и флота, определение их задач и способов использования в совместных боевых действиях. Каждый вид вооруженных сил имеет свою общую Т. и тактику родов войск (родов сил) и специальных войск. В сухопутных войсках, кроме общей Т., существует Т. артиллерии, бронетанковых войск, инженерных войск, химических войск, связи и др.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово тактика может быть

Предложения со словом тактика

  • Проблемы использования доказательств для убеждения субъекта в рациональности и необходимости для него изменения своего отношения к искомой следователем информации в конфликте при расследовании различных видов и категорий преступлений и тактика предъявления доказательств при допросе достаточно полно, обстоятельно и в разных аспектах исследованы в процессуальной и криминалистической литературе последних лет.
  • Мусульманская тактика, в свою очередь, способствовала усилению сплоченности и дисциплины европейского войска, а более тесное взаимодействие пехоты и кавалерии позволило европейцам одержать много славных побед (достаточно вспомнить знаменитую битву при Арзуфе, выигранную Ричардом Львиное Сердце).
  • Однако техника исполнения приема и тактика его использования в меняющихся ситуациях поединка зависят не только от качества технико-тактической обученности, но и от вегетативных, сенсомоторных и интеллектуальных функциональных качеств тхэквондистов.
  • Мы показали, что именно эта тактика связывает руки социал-демократии в борьбе с непоследовательной буржуазией и не предохраняет от растворения в буржуазной демократии.