ТАНКА (короткая песня) древнейший жанр японской поэзии (первые записи - 8 в.), нерифмованные пятистишия из 31 слога (5+7+5+7+7), посвященные любовным переживаниям, странствиям, природе. Выражает мимолетное настроение, полна лиризма, недосказанности, выдержана в пастельных тонах, отличается поэтическим изяществом, зачастую - сложной ассоциативностью, словесной игрой.
один из древних жанров японской поэзии. Изящное нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога: 5 + 7 + 5 + 7 + 7; чаще всего пейзажная и любовная лирика, стихи о разлуке, бренности жизни, придворные славословия. Уже в антологии «Манъёсю» Т. занимали количественно первое место, а в дальнейшем, вплоть до 15 в., стали почти единств, жанром поэзии, культивировавшимся в аристократических кругах. В 15≈ 18 вв. Т. оттеснили новые жанры ≈ рэнга, хокку. С 18 в. интерес к классической литературе 9≈11 вв. вызвал попытки оживить Т. Поэты конца 19 ≈ начала 20 вв. Ёсано Хироси, Ёсано Акико, Масаока Сики, Нагацука Такаси и др. обновили содержание Т., обогатили её новыми образами и разговорной речью. В дальнейшем Исикава Такубоку и др. демократические поэты насытили Т. социальной тематикой.
Изд. в рус. пер.: Из японской поэзии, М., 1964; Японские пятистишия, М., 1971; Манъёсю, т. 1≈3, М., 1971≈72.
Лит.: Конрад Н. И., Японская литература, М., 1974; История современной японской литературы, пер. с япон., М., 1961; Литература Востока в средние века, т. 1, М., 1970.
══Н. Г. Иваненко.
Монета; серебряная монета; в переносном значении: чистота, знак чистоты, непорочности. Антрополексема.
(нескл.) — жанр японской поэзии, нерифмованное пятистишие лирического или философского содержания, отличающееся особым изяществом и лаконизмом.
Рб: Роды и жанры литературы + Структура стихотворного прозведения
Род: Твердые формы
Асс: пятистишие, хокку
Пример:
На песчаном белом берегу
Островка
В Восточном океане
Я, не отирая влажных глаз,
С маленьким играю крабом.
И. Такубоку. Пер. В. Марковой
* "В классической танка был найден принцип, органичный для всего японского национального искусства: уменье немногими средствами выразить многое. Поэтический образ получил в танка особую валентность..." (В. Маркова). *
Тхангка, Кутханг
(тиб., букв. "свиток") — в тиб. изобразительном искусстве — изображение, преимуществ. религ. содержания, выполненное клеевыми красками или отпечатанное на шелке или хлопчатобумажной ткани, предварит. загрунтованной смесью из мела и животного. клея. По форме Т. восходят к инд. ритуальным изображениям на холсте и тяготеют к квадрату, двойному квадрату, прямоугольнику; зарисованная поверхность называется — "зеркало" (тиб. мелонг). Т. создавалась или в строгом соответствии с иконографич. текстом и в этом случае предназначалась для медитации, или на основе житийных сочинений, а также в результате визионерской практики; использовалась в религ. процессиях, в храмовых интерьерах, в домашнем алтаре. Объекты изображения на Т. — Будда Шакьямуни, иерархи будд. церкви, персонажи пантеона, житийные циклы, сюжеты бардо. Известны сл. типы Т.:
1) цхокшинг (тиб., букв. "собрание — поле") — изображение персонажей пантеона в виде кроны космич. дерева, к-рое прорастает через все три мира (прошлый, настоящий, будущий). Известны цхокшинги Будды Шакьямуни, Цзонхавы, Падмасамбхавы;
2) "колеса жизни" с изображением шести миров будд. Вселенной: мира богов, мира людей, мира асуров, мира духов, мира животных, ада;
3) мандала — символич. изображение Вселенной;
4) персонажей опред. тантрических циклов.
Е. Д. Огнева