текст, текста, муж. (лат. textum, букв. сотканное).
1. Всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде. В новом издании весь текст сочинений Пушкина вновь проверен по первоисточникам. Записать текст былины. Восстановить утраченный текст древнего документа. Критика текста (филол.). Сличать тексты. Подлинный текст. Искаженный текст.
| Тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п. (филол.). Издать текст с примечаниями и словарем.
2. *****
экзамене ему достался трудный текст.
| Отрывок из т.н. священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п. (церк.). Цитировать тексты. Толковать тексты.
3. только ед. Основная часть печатного набора, в отличие от помещаемых на той же странице выносок, рисунков, чертежей и т.п. (тип.). Набрать текст корпусом, а сноски петитом. Сноска под текстом.
4. только ед. Шрифт размером в 20 пунктов (тип.).
(от лат. textus - ткань, соединение),..
ТЕКСТ, а, м.
1. Всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них). Т. сочинений Пушкина. Подлинный т. Т. оперы. Открытым текстом сообщить, передать чтон. (не секретно; также перен.: прямо, недвусмысленно).
2. В лингвистике: внутренне организованная последовательность отрезков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению. Теория текста.
3. В полиграфии: основная часть печатного набора (без иллюстраций, чертежей, таблиц).
• Нотный текст нотная запись музыкального произведения.
| прил. текстовой, ая, ое и текстовый, ая, ое.
в музыке — слова, на которые пишется вокальное сочинение. Присоединяемый к музыке, Т. имеет двоякое значение: внешнее — по своей звучности, внутреннее — по содержанию. Чем больше в Т. гласных букв, тем он звучнее. Для поющего гласные а, я, е в особенности благодарны, как придающие звуку светлый характер; менее благодарны о, и, еще менее — у, ы. На слоги, заключающие в себе одну из последних четырех букв, не следует брать подряд много нот. На вокальное удобство Т. влияют и согласные. Более благоприятны для пения б, в, г, д, к, л, м, н, п, р, с, менее благоприятны — ж, з, ф, х, ц, ч, ш, щ. Т., заключающий в себе много удобных гласных и согласных, может считаться самым выгодным для соединения с музыкальными звуками. По внутреннему содержанию наиболее подходит к музыке лирический Т., выражающий радость, печаль, любовь и т. п. Смотря по характеру Т., музыка получает ту или другую форму. Полулирический Т. часто вызывает неразвитую, незаконченную музыкальную форму так называемого речитатива, в котором текст имеет преимущественно содержание рассказа (в ораторияx) или разговора (в операх). По мере возрастания лирической содержательности Т. сухой речитатив (см. Речитатив) переходит в речитатив a tempo или в ap è oзнoe пение. Более законченный лирический Т. вызывает и более законченную музыкальную форму песни, каватины, арии, смотря по размерам Т. Лирический Т. служит и для одновременного вокального исполнения номера несколькими певцами (дуэт, трио, квартет, секстет, хор и пр.). Т. для хора должен быть прост, ясен по настроению; фразы должны быть коротки. Содержание хорового Т. должно быть пригодно для одновременного исполнения многими лицами. Т. для номеров округленных пишется преимущественно рифмованными стихами. Для речитатива рифма не требуется; он может быть даже и в прозе. Т. бывает светский и духовный; служа для более обширного вокального или вокально-драматического сочинения, он называется либретто (см.).
Н. Соловьев.
Syn: см. формулировка
(лат. textum — связь, соединение). Произведение речи (высказывание), воспроизведенное на письме или в печати.
, -а, м.
Всякая воспроизведённая, написанная или напечатанная речь.
* Текст доклада. Нотный текст. *
|| прил. текстовой, -ая, -ое и текстовый, -ая, -ое.
* Текстовое прочтение. Текстовые особенности. *
(лат. text – ткань, соединение) – последовательность символов, образующих сообщение. В семиотике текст представляет собой осмысленную последовательность любых знаков, любую форму коммуникации; в языкознании – последовательность словесных знаков. Весь мир культуры воспринимается субъектом культуры как бесконечный, безграничный текст.
(от лат. textus «ткань») – логическая последовательность знаков письма, передающая определенную мысль. Связанность и цельность текста является непременным условием для его прочтения и понимания. Наука, занимающаяся проверкой текстов на идентичность наз. текстологией.
1. Текст представляет собой конечную логически завершенную совокупность единиц всех уровней речеязыковой иерархии, тематически и стилистически цельнооформленную и семантически организованную.
2. Верхняя инклюзивная граница сверхфразового уровня, служащая исходной точкой для многих исследователей, опирающихся на "нисходящий" лингвистический анализ — от крупных единиц к более мелким.
3. Понятие "текст" — мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности посредством фиксации их свойств и отношений.
4. Текст как единица языка может быть определен как то общее, что лежит в основе отдельных конкретных текстов, т.е., так сказать, схема "построения" или "формула построения" текста.
5. Продукт речевой деятельности.
6. Это сочетание (соединение) в смысловом и структурно-интонационном отношении отдельно оформленных в потоке речи предложений, характеризующих какую-либо сторону описываемого явления (предмета) в определенный период его развития и представления (освещения, развития) пишущим.
7. Организованный на основе языковых связей и отношений отрезок речи, содержательно объединяющий единицы в некоторое целое.
8. Текст можно рассматривать как некоторое организованное целое, как своего рода замкнутую систему.
9. Текст, в соответствии с общей теорией речевой деятельности, понимается как продукт названной деятельности.
10. Это само речевое произведение (обычно написанное или произнесенное), это структурное единство содержания, формы и средств выражения в его целостности, во всей совокупности его компонентов.
11. Продукт (результат) речевой деятельности, но с учетом тех механизмов и условий, которые определяют его структуру и содержание в целом.
12. Текст — это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективизированное в виде письменного документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную направленность и прагматическую установку.
13. Определенным образом организованная и структурированная совокупность речеязыко-вых знаков с единым семантико-коммуникативным заданием — выражение коммуникативной потребности человека.
14. Суперструктурная единица языка (речи).
15. Продукт речемыслительной деятельности людей, возникающий и в процессе познания окружающей действительности, и в процессе непосредственной или опосредственной коммуникации.
16. Произведение речи, устной или письменной.
17. Структурное единство содержания, формы и средств выражения в его целостности.
18. Речевой отрезок, характеризующийся единством коммуникативного задания и системы форм его осуществления.
19. Любая последовательность графических или звуковых языковых знаков, ограниченная единым назначением.
20. Упорядоченное определенным образом множество предложений, объединенных единством коммуникативного задания.
21. Структура любого законченного и связного, независимого и грамматически правильного высказывания, устного или письменного.
22. Последовательность языковых единиц, образованная непрерывной цепочкой субститутов, имеющих два измерения (синтагматическое и парадигматическое).
23. Феноменологически заданный первичный способ существования языка.
24. Речевой акт или ряд связанных речевых актов, осуществляемых индивидом в определенной ситуации.
25. Произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективизированное в виде письменного документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную направленность и прагматическую установку.
26. Система речевых знаков и знаковых последовательностей, воплощающая сопряженную модель коммуникативных деятельностей адресата и отправителя сообщения.
(от лат. textus — ткань, сплетение) — результат речемыслительного процесса, реализованного автором в виде конкретного письменного (или устного) произведения в соответствии с мотивами, целями, избранной темой, замыслом и идеей и характеризующегося определенной структурой, композиционным, логическим и стилистическим единством. Из многочисленных определений Т., имеющихся в литературе и основывающихся на различных подходах к исследованию Т. (теоретико-информационном, структурно-семантическом, семиотическом и др.), в речеведении чаще других используется дефиниция И.Р. Гальперина: «Текст — это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку». Т.М. Николаевой, И.Р. Гальпериным, Д.Н. Зарубиной, А.А. Аки-шиной и др. установлены категории текста или существенные признаки, составляющие содержание понятия Т.: категория отдельности, коммуникативности, интеграции, связности (когезии), цельности, информативности и др. В объем понятия на основе различных критериев включается (В.Н. Мещеряков и др.) довольно большой круг видов Т.: 1) по характеру авторства выделяются первичные или оригинальные, вторичные или созданные на основе первичных Т. (например, конспекты, Т. школьных изложений и под.) и первично-вторичные Т. (например, Т. обзоров литературы, рефератов проблемного типа, школьных сочинений и под:); 2) по способам развертывания содержания Т. подразделяются на моноперспективные (развертывающиеся в одной какой-нибудь перспективе — вопросно-ответной, временной, пространственной, диалогической и др.), полиперспективные (развертывающиеся в нескольких перспективах одновременно, как, например, Т. автобиографии — во временной и пространственной, тексты-повествования — во временной, пространственной, диалогической, Т.-рассуждения — в традуктивных перспективах и т. д.); 3) по способам передачи фабулы отчетливо разграничиваются непрерывно-фабульные Т., развертывание темы в которых не прерывается авторскими отступлениями и фоновыми вставками (например, газетная заметка, отвечает на вопросы: что? где? и когда? — случилось, сделано, делается, произойдет?а не прерывается авторскими и фоновыми включениями) и прерывно-фабульные Т., развитие содержательно-тематических (сюжетных) линий в которых перемежается фоновыми сведениями и авторскими отступлениями (это, по сути, все художественные, научно-популярные, публицистические, мемуарные и др., т. е. подавляющее большинство Т. общения).
Виды Т., перечисленные выше, выделяются на основе общетекстовых и одновременно внутритекстуальных признаков, недостаточных для обобщения Т., обладающих ими, в тип. Между тем в объем понятия Т. включаются и типы текстов.
Лит.: Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 1981; Дейк Т. ван. Вопросы прагматики текста / Пер. с англ. // НЗЛ. — Вып. 8. — М., 1978; Дресслер В. Синтаксис текста / Пер. с нем. // НЗЛ. — Вып. 8. — М., 1978; Москальская О.И. Грамматика текста. — М., 1981.
В.И. Мещеряков
1) Слова, предложения в определенной связи и последовательности, образующие какое-л. высказывание, сочинение, документ и т.д., напечатанные, написанные или запечатленные в памяти;
2) отрывок из какого-л. произведения словесности, предназначенный обычно для учебных целей;
3) основной материал какого-л. сочинения, документа и т.п., в отличие от примечаний, комментариев к нему; основная часть набора без выносок, подстрочных примечаний, рисунков и т.п.;
4) слова к музыкальному сочинению;
5) типогр. название размера одного из крупных шрифтов;
6) в семиотике и лингвистике: последовательность знаков (языка или другой системы знаков), образующая единое целое и составляющая предмет исследования лингвистики текста.
► лат. textum «1) связь, соединение; 2) слог, стиль». Заимств. из нем. Text «1) речь, авторский текст; 2) слова к муз. произведению» (Фасм., IV, 36).
Впервые фиксируется в Сл.Кург. (410) в значении «началословие». Ср.: БАС, XV, 193-194. Как религиозный термин приводится в Сл.Яновск. (III, 812): «1) речь, собственные слова святого писания, а также какого-л. автора; 2) место, стих, который проповедник берет из св. писания для сочинения проповеди». В этом смысле слово текст употреблялось до начала ХХ в.
В конце XVIII – начале XIX вв. слово текст обозначает «основные слова какого-л. сочинения», а также «отрывок из художественного произведения, предназначенный для учебной цели» (KС XVIII). Эти значения отмечаются у Ушак. (IV, 667).
Со второй трети XIX в. текстом называются слова к музыкальному сочинению (Сл.Даля1, IV, 362-262). Типографский термин текст сложился под влиянием употреблений в западноевропейских языках. Приводится в Сл.Чудин. 1902 (748).
║ Текстуальный. Вероятно, заимств. из англ. textual «текстуальный» и переоформлено при помощи суф. -н-. Фиксируется в СИС 1933 (1155). Ср.: БАС, XV, 197.
║ Текстуальность. Образовано при помощи суф. -ость (Сл.Ушак., IV, 668).
║ Текстология. Образовано путем сложения с компонентом -лог- по образцу слов на -ия (Сл.Ушак., IV, 668).
║ Текстолог. Образовано путем сложения с компонентом -лог (Сл.Ушак., IV, 667).
║ Текстологический. Образовано от сущ. текстолог суффиксом -ическ- (Сл.Ушак., IV, 668).
(от лат. textus — ткань, соединение) — 1) последовательность предложений, слов (в семиотике — знаков), построенная согласно правилам данного языка (знаковой системы) и образующая сообщение; 2) словесное произведение; в художественной литературе — законченное произведение либо его фрагмент, составленный из знаков естественного языка (слов) и сложных эстетических знаков (слагаемых поэтического языка, сюжета, композиции и т.д.); 3) авторское сочинение без комментариев и приложений к нему.
Рб: Язык. Изобразительно-выразительные средства
Часть: Контекст
Асс: знак, информация, подтекст
* "...Словесное искусство хотя и основывается на естественном языке, но лишь с тем, чтобы преобразовать его в свой — вторичный язык, язык искусства. А сам этот "язык искусства" — сложная иерархия языков, взаимно соотнесенных, но не одинаковых. С этим связана принципиальная множественность возможных прочтений художественного текста".
"Художественный текст... можно рассматривать в качестве особым образом устроенного механизма, обладающего способностью заключать в себе исключительно высоко сконцентрированную информацию" (Ю.М. Лотман).
В этимологию слова текст... входит три семантических компонента:
1. То, что сотворено, сделано человеком, не природное.
2. Связность элементов внутри этого сделанного.
3. Искусность этого сделанного (В.П. Руднев). *
(лат. textum — связь, соединение) — Всякая записанная или напечатанная речь (Школьный словарь иностранных слов. М., Просвещение, 1983).