тема, темы, жен. (греч. thema).
1. Предмет какого-нибудь рассуждения или изложения. Сочинение на тему о наполеоновских войнах. Избрать темой рассказа колхозную жизнь. «Позвольте мне рассказать вам на эту тему небольшое событьице.» Лесков.
| Предмет, сюжет беседы, разговора. «Обиходные темы сокращали наш мирный досуг.» Некрасов. Туфта потерял нить и перешел к другой теме. Н.Островский.
2. Музыкальное предложение, представляющее собой развитой мотив и являющееся основой для разработки (муз.). Главная тема, побочные темы увертюры. Тема с вариациями. Мрачная тема анданте. Бравурная тема аллегро. Увертюра к опере "Фауст" построена на теме арии Валентина.
3. Производная глагольная основа, образующаяся прибавлением гласного звука (обычно "о" или "е") к корню (линг.).
ТЕМА, ы, ж.
1. Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества. Перейти к другой теме. Т. рассказа.
2. Главный мотив музыкального произведения. Т. с вариациями.
| прил. тематический, ая, ое (к 1 знач.). Тематическая линия романа.
ж. греч. предложенье, положенье, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют.
Мелодия, напев, музыкльное.
— см. Фема.
Syn: предмет, вопрос
1) При актуальном членении предложения та его. часть, которая содержит что-то известное, знакомое и служит отправной точкой (основой) для передачи нового (ядра высказывания, или ремы). см. актуальное членение предложения.
2) Основа на тематический гласный. Крича- (в кричать), кричи- (в кричишь, кричит и т. д.), пише-(в пишешь, пишет и т. д.).
, -ы, ж.
1. Предмет разговора, рассуждения.
* Тема семинара. Актуальная тема. *
2. Главный мотив музыкального произведения.
* Тема с вариациями. *
(гр. thema — предмет повествования) — музыкальное построение, выражающее основную мысль произведения или его части. Тема служит материалом для дальнейшей разработки и развития. Крупные формы (симфония, соната и т. д.) содержат несколько тем, что вызвано необходимостью сопоставления и развития нескольких музыкальных образов.
1. Исходный пункт высказывания, данное, основа высказывания.
2. Компонент высказывания, выражающий то, о чем делается сообщение.
3. Исходный пункт сообщения; то, что положено в основу высказывания; компонент актуального членения предложения.
4. Тот фактор, который определяет значение всей терминологической лексики.
(греч. thema — главная мысль) — объект художественного изображения, круг событий, явлений, предметов действительности, отраженных в произведении и скрепленных воедино авторским замыслом.
Рб: Тема и идея
Син: тематическое содержание
Корр: идея
Целое: тематика
Часть: тенденция
Асс: литературная проблематика, художественное содержание
* "Тема литературного произведения охватывает все изображенное в нем и потому может быть постигнута с нужной полнотой лишь на основе проникновения во все идейно-художественное богатство этого произвдения" (Г.Л. Абрамович). *
Так называется иногда производная глагольная основа общеиндоевропейского яз. на о, чередовавшееся с е, ср. греч. φέρομεν «мы несем» (μεν – окончание 1-го л. множ.), φέρετε «вы несете» (τε – окончание 2-го л. множ.); самые гласные звуки о, е в окончании Т. наз. тематическими гласными, а спряжение глаголов с Т. на о-е – тематическим спряжением (см.).
1. Субъективный экстралингвистический фактор текстообразования.
2. То, о чем или о ком говорится [Е.И. Никитина 1993: 18]. То, что положено в основу содержания, то, о чем повествуется, что описывается, предмет сочинения [М.Р. Львов 1997: 221].
3. То, что описывается в тексте, о чем развертывается рассуждение, ведется диалог и т.п. [А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова 2000: 147].
4. Тема состоит из микротем, которые являются ее наименьшими составными частями, описываемыми в микротекстах.
Наиболее полно в зависимости от сферы общения и стилистических параметров текста:
1) в художественном тексте: Т. – круг жизненных проблем, увиденных и осмысленных автором и положенных в основу художественного произведения;
2) в публицистическом тексте – круг вопросов, становящихся предметом речи;
3) в научных текстах тема отграничивается от объекта и предмета исследования;
4) в деловых текстах тема адекватна целевому назначению документов (просьбе, жалобе, предложению и т.п.).
Одна и та же тема может получать различное воплощение в зависимости от интенции автора и его творческой индивидуальности. Некоторое единство может возникать за счет элементов одной тематической группы, которая объединяет слова разных частей речи по их сопряженности с одной темой, т.е. не на основе лингвистических, а экстралингвистических параметров. Различаются темы разного уровня обобщения: узкие и широкие.
В осмыслении темы важны тематические ассоциации, которые могут состоять из слов:
1) одной тематической группы;
2) слов из той или иной лексико-семантической группы.
Наиболее стабильными остаются тематические группы слов, благодаря чему адресат безошибочно относит тот или иной текст к определенной теме. С точки зрения поэтапного восприятия текста тему можно рассматривать как результат анализа, с точки зрения процедуры анализа – тема является исходным моментом изучения текста. В интерпретационной деятельности адресата важна ассоциативно-логическая связь тематического уровня с предметно-логическим и сюжетно-композиционным уровнями текста. Представление о теме формируется в сознании читателя на основе актуализированных формально и содержательно микротем, объединяющих текстовые фрагменты на основе общности денотата. Общая тема текста связана с одним из денотатов, наиболее часто и последовательно актуализируемым.
5. Под темой Н.С. Болотнова понимает результат обобщения и систематизации адресатом отдельных микротем, соотносящихся с предметно-логической основой текста (его денотативной структурой). Тема является одним из ключевых элементов структуры текста.
Theme
мелодия с гармоническим сопровождением, лежащая в основе аранжировки или импровизации., Она является источником для дальнейшего развития в музыкальном произведении.